Что смотреть, если все пересмотрено: 10 неочевидных рождественских фильмов

Вероятно, у каждого есть список фильмов, которые он ежегодно пересматривает во время зимней праздничной одиссеи. У одних в него входят «Ирония судьбы» и прочая классика. У других — дилогия «Один дома». У третьих — что-то более эстетское вроде окталогии «Гарри Поттер» или «Крепкий орешек» (да, это рождественский фильм). У синефилов — «Эта замечательная жизнь» Фрэнка Капры, «Ночь у Мод» Эрика Ромера — тематическое кино, но при этом отчетливо авторское. Новых фильмов в новогоднем киномарафоне, как правило, не появляется — кому захочется рисковать и менять давно уложенное и систематизированное представление о каникулярно-новогоднем уюте? Но если вы из тех зрителей, которые решили в 2022-м жить по‑новому (а значит, и смотреть новое), этот список тематических нерастиражированных фильмов — для вас.
«Приключения «Посейдона» / The Poseidon Adventure (1972)

Фильмы-катастрофы, как ни странно, тоже бывают праздничными. Перед нами один из лучших представителей жанра, и тем удивительнее, что его примерно никто не видел ( ни одного сравнимого по силе постановки релиза не было уже пару десятилетий). За четверть века до «Титаника» большой корабль, на сей раз выдуманный, терпит крушение, причем аккурат во время новогодней вечеринки — судно переворачивается, пассажиры в праздничных туалетах оказываются на потолке и пытаются вылезти на поверхность по обрушившейся елке. Сейчас так, конечно, не снимают, потому что подобные вопросы зрелищности решают спецэффектами, а они уже давно не впечатляют. Здесь в первую очередь важны человеческие истории — команда людей, не готовых к самоспасательной операции, жертвует собой и друг другом. В небольшой роли совестливого капитана — молодой Лесли Нильсен. Композитор — гениальный Джон Уильямс («Звездные войны», «Гарри Поттер», «Челюсти»). Существует аж три ремейка этой картины, но лучше найдите именно оригинал 1972 года — это сокровище.
«Молчаливый партнер» / The Silent Partner (1978)

Бывает такое, жаль, что редко, — относительно неизвестный фильм, вроде бы просто жанровый, а начинаешь смотреть — и боишься моргнуть. Канадская картина, вышедшая в эпоху начала налоговых льгот в стране, — чисто коммерческий проект, ремейк датского фильма про двойное ограбление. Обычный банковский клерк однажды начинает подозревать, что Санта-Клаус, разгуливающий по ТЦ, где находится его отделение, замышляет вооруженное ограбление. И решает в это преступление, так сказать, встроиться — в роковой день он складывает наличность мимо кассы, вору отдает только мелочь, а полиции говорит, что украдены и те деньги, что он припрятал. Разумеется, агрессивный психопат с пистолетом быстро понимает, что на него повесили чужой грех, но служитель большого капитала тоже так просто не сдается и продолжает вести двойную игру, творить подсудные вещи чужими руками, но все слишком запутывается, когда в тайное дело вступают две женщины по обе стороны баррикад. Кроме того, что в данной картине всем правит саспенс, как в лучших работах Хичкока, так это еще и убедительное высказывание о кризисе мотивации для офисного планктона, который, быть может, и не знает, зачем ему большой куш, но приходит в восторг от процесса. Это история о большой радости в жизни, жестко ограниченной штатным расписанием.