Что посмотреть в выходные: девять триллеров Альфреда Хичкока
16 июня исполнилось 60 лет фильму «Психо» Альфреда Хичкока — знаменитого британско-американского режиссера, который сделал жанр психологического триллера великим. Чем не повод провести выходные с хичкоковским наследием?
«Веревка»
1948
«Веревка» — это не только выражение спесивого отношения маэстро к фашизму американской элиты, но и глубочайшая драма о стойком убеждении и жестоком разочаровании, о влиянии учения на ученичество, исследование формулы психопатии, сосредоточенной в сознании представителей так называемого высшего общества. Это и «Горе от ума», и «Преступление и наказание» в замкнутом пространстве роскошного лофта, забитого угощениями и напитками. Пир во время похорон, где только лишь три пронзительных выстрела становятся актом правосудия.
«Незнакомцы в поезде»
1951
«Смешались в кучу кони, люди» — вряд ли эта строфа из «Бородино» Лермонтова придет вам в голову при взгляде на название «Незнакомцы в поезде». Тем не менее, она к месту. По сюжету знаменитый теннисист Гай Хейнс встречает в поезде крайне заинтересованного поклонника с редким именем Бруно, который пытается склонить его к «перекрестному» убийству: ничего необычного — услуга за услугу. Гай и представить не может, как далеко заведет его эта случайная встреча и как трагически обернутся слова незнакомца, якобы сказанные не всерьез. В кульминации Хичкок вспоминает о спорте: весьма необычный для маэстро прием иллюстрации эмоционального и событийного напряжения, который спустя десятилетия расцветет в картине «Матч Поинт» другого американского классика — Вуди Аллена.
«В случае убийства набирайте "М"»
1954
Зачем мужчине устраивать убийство собственной жены — да еще такой красавицы, как Грейс Келли? Вообще истории покушений в браке и в отношениях вне брака чрезвычайно интересовали режиссера, судя по таким фильмам, как «В случае убийства набирайте "М"», «Головокружение» и «Окно во двор». Именно поэтому картина 1954 года не детектив в привычном понимании. С самого начала Хичкок излагает саспенс: планируется убийство. И выворачивает детективную линию наизнанку. Оттого так упоителен процесс наблюдения за героями: здесь имеют место и газлайтинг, и банальная трусливая ложь, и разочарование. Но как они переплетены.