Свобода нас встретит радостно у входа
Михаил Лабковский объявляет войну страхам, комплексам и мечтам о замужестве
Я искренне верю в равноправие и постоянно говорю, что женщине важно реализоваться в профессиональной жизни. Найти не только любимого человека, но и любимое дело.
Однако за тридцать лет практики я заметил не очень приятную закономерность: женская самооценка часто зависит от наличия партнера. Сам факт отсутствия мужа или хотя бы бойфренда стал для многих моих пациенток поводом для обращения к психологу.
Я обратил внимание, что на этом комплексе выросла громадная индустрия. Модели в рекламных роликах убеждают девушек, что с такой помадой их уж точно заметят. Различные коучи и тренеры личностного роста сочиняют другие сказки: например, если в Вальпургиеву ночь кружиться по часовой стрелке по комнате в цветастой юбке, на следующий день под окнами обязательно припаркуется принц.
Не все так просто! На самом деле за желанием быть с кем-то стоят две проблемы: первая – стремление устроить свою жизнь с помощью мужчины, вторая – страх быть одной. Итак, давай разбираться по пунктам!
Я тебя породил
Знаешь, откуда взялась прекрасная традиция (против которой я искренне ничего не имею) платить за спутницу в ресторане? С тех времен, когда у женщин не было собственного имущества. Все права на недвижимость, счета и даже на личные вещи принадлежали сперва отцу, а потом мужу.
Брак для женщины был способом выжить. Замужество означало, что тебя берут на попечительство, кормят, одевают, обеспечивают крышу над головой и защищают. «Прекрасно!» – сказали бы сейчас многие женщины. Серьезно? А как насчет полного отсутствия свободы? Если у тебя нет мужчины, тебе попросту нечего есть. Девушки не имели права на образование, а в некоторые эпохи – даже на работу, за которую им бы платили.
Но и замужним жилось непросто. Женщина приходила в дом мужчины в качестве рабочей силы. Это были товарно-денежные отношения, если не сказать рабские. Жена должна трудиться не покладая рук (без оплаты, естественно), чтобы семья мужа-крестьянина ее содержала.