Передай другому
Умение делегировать – одно из главных качеств хорошего руководителя. Разбираемся вместе с коучем и специалистом по коммуникациям Ольгой Полищук, есть ли оно у тебя и как его в себе воспитать.
«Без меня всё развалится», «Хочешь сделать хорошо – сделай сам» – признавайся, хоть раз говорила эти фразы? Если да, то, Хьюстон, у нас проблемы. Давай разберем их на примере гипотетической Маши.
Маше 31 год, она прекрасный сотрудник и с недавних пор возглавляет отдел. Коллеги ее любят, а сама она обожает то, чем занимается. В общем, куда ни глянь, Маша молодец и на коне. Одна беда – она никогда не отдает поводья. Никому. Маша из тех, кто одновременно и швец, и жнец, и на дуде игрец, и еще немножко маркетолог. Она уверена: стоит чуть-чуть расслабиться – и всё рухнет. Но скажем по секрету: при таком раскладе рухнуть может только Машина психика.
Я сама
Немножко Маши с ее коронной фразой «Ой, я сама – быстрее будет!» есть в каждой из нас. Да, «делиться» полномочиями сложно, особенно если уверена, что и правда быстрее и лучше справишься без помощи коллег. Но делегировать необходимо. В первую очередь потому, что это поддерживает мотивацию – и руководителя, и его подчиненных. Пока у каждого есть своя зона ответственности, механизм отлажен: каждый чему-то учится и к чему-то стремится. Если один человек всё берет на себя, остальные к этому привыкают, понимают, что им на проекте делать нечего – и… ничего не делают. Более инициативные увольняются, менее инициативные радостно залегают на дно. Пьют чаи без отрыва от соцсетей, пока вокруг бегает взмыленный босс. Тот вскоре неизбежно устанет, потеряет концентрацию, совершит ошибку – и сорвется на коллегах: я тут один работаю, а вы! В общем, никакой пользы ни компании, ни ее сотрудникам.
Три всадника офисного апокалипсиса
Порой человек и рад переложить часть обязанностей на чужие плечи, но что-то его останавливает. Вот три главных врага делегирования:
Синдром спасителя
«Без меня они не справятся, – уверена Маша, – надо подстраховать». У Маши нет недостатка в помощниках, ее подчиненные вовсе не тупицы и не лентяи, просто она как будто всё время держит кого-то над пропастью. Это ее миссия. Смысл ее жизни. Она убеждена, что, стоит разжать пальцы, и ее тут же сочтут бесполезной. А миру нужны супергерои! Увы, далеко не каждый день и обычно не в сфере маркетинга.