Читка пьесы «Обморок» в «Зуме»
Ксения Раппопорт, Юлия Ауг, Максим Виторган, Анна Чиповская, Лия Ахеджакова и другие 27 мая читали в Zoom пьесу Мариуса Ивашкявичуса «Обморок» по книге Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» (режиссер — Оскарас Коршуновас). «Сноб» рассказывает, как онлайн-читка стала полноценным спектаклем, а холодное пространство «Зума» обрело силу и энергетику настоящего зрительного зала
Проект онлайн-читок придумала и спродюсировала Евгения Шерменева задолго до того, как «Зум» стал общей для всех театральной площадкой. И первой пьесой, которую выбрали для этого эксперимента, стала антиутопия Мариуса Ивашкявичуса «Спящие».
«Обморок» написан Ивашкявичусом по известной книге Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики» (1989 год), посвященной Афганской войне. Документальная проза Алексиевич, лауреата Нобелевской премии по литературе, основана на реальных событиях и свидетельствах очевидцев. По книгам Алексиевич поставлено много спектаклей, но именно в «Обмороке» ее проза впервые обрела форму совершенно автономной пьесы, в которой полностью изменена структура оригинала.
Зловещий смех, абсурд и макабр
Главными действующими лицами у Мариуса Ивашкявичуса становятся матери солдат — тех, кто погиб, и тех, кто вернулся с войны, но не смог начать новую жизнь. Все свидетельства в книге анонимны. Следуя за Алексиевич, драматург не дает матерям имен, обозначая их одной яркой метафорической деталью, которая так или иначе связана с их судьбами: Мать с Топориком, Мать Убегающая, Мать Червячка, Мать Искусственника.
Чтобы зритель во время читки в «Зуме» смог представить себе мир, в который драматург поместил своих героев, Ивашкявичус добавил в пьесу текст автора — его читала журналист Ксения Ларина. Впрочем, «миром» это пространство можно назвать с большой натяжкой. Персонажи обитают «где-то на краю земли», в густом тумане: тут не существует ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Матери находятся в пограничном состоянии между жизнью и смертью, реальностью и миражом — в своего рода «чистилище». Их истории — некий сплав из воспоминаний, снов, страхов и реальных событий, их души никак не могут обрести покой. Выбраться отсюда у них