Как социальные предприниматели стали амбассадорами новых ценностей для бизнеса

ForbesБизнес

Чистая планета и рабочие места для бабушек: как социальная ответственность стала бизнесом

Экогражданство, ответственное потребление, финансовый план с поправкой на общественную повестку ООН — Forbes Life разбирается, как социальные предприниматели стали амбассадорами новых ценностей для всего бизнеса

Варвара Перцова

0:00 /
1280.745
gettyimages-1084673676.jpg__1569231171__66849.jpg
Фото Getty Images

Вопрос, что такое социальное предпринимательство, весьма неоднозначный. Одни путают его с благотворительностью, другие — с социально ответственными компаниями. Социальное предприятие не разновидность полукоммерческой деятельности, это бизнес, обладающий двумя чертами: коммерческим аспектом и социально значимой миссией — его ДНК. «Родившись при социализме, я усвоил один положительный момент: мы должны учитывать интересы общества и мира, а не только интересы личности. В капитализме главное — индивидуализм, так что интересы общества и мира приносятся в жертву личности, — рассказывает глава крупнейшей перерабатывающей компании TerraCycle Том Саки в интервью Forbes Life. — Но потом, когда я уехал из страны, я увидел американскую мечту. И меня увлекла идея использовать бизнес как инструмент изменения мира». По словам Мухаммада Юнуса, лауреата Нобелевской премии мира и пионера социального предпринимательства, «социальный бизнес отличается от предприятий, максимизирующих прибыль, своими целями — созданием социальных благ для тех, ради кого он осуществляет свою деятельность».

Новый черный

Крупные корпорации мира повсеместно внедряют «социальную ответственность» в свои бизнес-планы и даже отчетность, российские компании тоже перестраивают работу в соответствии с экологической и социальной повесткой ООН. Снижение воздействия на окружающую среду и ответственность перед обществом превратились в транснациональную идеологию, а чувствительность брендов к общественному осуждению и бойкоту потребителей значительно возросла. История уже знает немало способов серьезно испортить репутацию компании, на имидже которой разрушительно сказывается вскрывшийся обман или ущерб, нанесенный окружающей среде.

Так, в 2015–2016 годах утаивание реальных показателей загрязнения окружающей среды обернулось для автоконцерна Volkswagen международным скандалом, получившим название «Дизельгейт»: компании пришлось отозвать миллионы автомобилей, заплатить в США $25 млрд штрафов и компенсаций, а общие финансовые потери концерна составили около €30 млрд.

Сейчас существует мощный запрос общества на социально ответственный бизнес, мимо которого не может пройти ни одна крупная публичная компания. Важнейший фактор — это экономика. «Для российских предприятий, работающих на внешних рынках, без сертификата социально-экологической ответственности оказывается закрыт доступ в Евросоюз, США, Японию», — рассказывает директор FSC Николай Шматков. По его словам, проще сертифицировать всю продукцию, не разделяя ее на внешнюю и внутреннюю. Все крупные компании играют по правилам социально-экологической ответственности. Не потому, что они добрые или прогрессивные — они хотят управлять рисками и обеспечивать стабильность бренда. И это не вопрос репутации, а базовый бизнес-подход.

По данным исследования Nielsen, 62% россиян готовы изменить свое потребительское поведение, если оно будет наносить меньше вреда окружающей среде. Для сравнения: среди участников глобального исследования эта доля составила 73%.

Среди глобальных потребительских трендов выделяется такое понятие, как «экогражданство»: клиент готов менять свое поведение для снижения негативного воздействия на окружающую среду и ожидает тех же действий от компаний, рассказала Елена Дубовицкая, директор практики оказания услуг по корпоративному управлению и устойчивому развитию PwC в России. Более половины опрошенных респондентов исследования GfK отметили, что бренды и компании должны быть ответственными по отношению к окружающей среде в наши дни.
Другой не менее важный тренд — ответственное потребление. Принимая решения о покупке, помимо общепринятой оценки товаров и услуг, люди обращают внимание на такие характеристики, как источник происхождения сырья, производственные практики компаний, включая условия труда работников и воздействие предприятий на окружающую среду, возможность переработки товаров после использования. Для трети опрошенных важно соответствие приобретаемых товаров и услуг внутренним убеждениям и ценностям.

Подобные изменения общественного сознания создают мощные конкурентные преимущества для компаний, где социальная миссия — это часть внутреннего смысла бизнеса, его ядро, а не просто маркетинговый трюк. На развивающемся рынке такие производители товаров и услуг значительно легче конвертируют идею устойчивого развития и общественной пользы в лояльность со стороны покупателей и реальный коммерческий успех.

Социальный маркетинг — это действительно новый черный в мире внешних коммуникаций, и каждый крупный бренд, особенно если он ориентирован на миллениалов и западную культуру, реализует принципы социальной ответственности в своей стратегии. Социальный бизнес может стать оператором для решения многих задач, уверена основательница сети магазинов Сharity Shop Дарья Алексеева: «Например, мы стали оператором по приему ненужной одежды от клиентов ИКЕА: ты сдаешь ненужное постельное белье прямо в магазине и идешь покупать новое, освободив свой шкаф. Buy Social может предложить любые корпоративные подарки, и это будут не флешки и кружки из Китая, а качественная продукция «со смыслом», доходы от продажи которой пойдут на поддержание работы социальных проектов».

В компаниях новой экономики, в первую очередь связанных с инновациями и технологиями, ключевой asset — это молодежь, «игреки», видящие себя частью бизнеса, который не просто работает на рост выручки и маржи, а инвестирует в будущее, делает его более устойчивым, объясняет Евгения Щипалова, руководитель отдела развития бизнеса КПМГ в России и СНГ. «Поэтому компании этого кластера, чтобы быть привлекательными работодателями, не могут не развивать социальные инициативы», — говорит она.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Автобудущее Автобудущее

Мы находимся на пороге одних из самых быстрых перемен в работе транспорта

Популярная механика
Возвращение в эдем Возвращение в эдем

Стейси Курос воссоздала в австралийском колониальном доме дух старой Европы

AD
Бочка, штопор, ранверсман: 8 самых сложных фигур высшего пилотажа Бочка, штопор, ранверсман: 8 самых сложных фигур высшего пилотажа

Самые сложные и завораживающие фигуры высшего пилотажа

Вокруг света
Блогер Кьяра Ферраньи — о коллаборации с Lancôme и отношении к себе Блогер Кьяра Ферраньи — о коллаборации с Lancôme и отношении к себе

Какое место в жизни блогера занимает красота

РБК
Макс Гошко-Даньков: «Не сомневаюсь: талант есть у каждого» Макс Гошко-Даньков: «Не сомневаюсь: талант есть у каждого»

Герой этого номера Grazia затеял международный проект «Большие раскраски»

Grazia
Здесь живет ужас: 8 культовых домов из хоррор-фильмов Здесь живет ужас: 8 культовых домов из хоррор-фильмов

Знаешь ли ты, что в некоторых домах из «ужастиков» и правда водятся призраки

Cosmopolitan
Новые сложности Новые сложности

Самые инновационные часовые новинки последних лет

Robb Report
Джоанна Стингрей: «Я боялась их жен» Джоанна Стингрей: «Я боялась их жен»

Американская певица о тайне смерти Виктора Цоя и отношениях с Гребенщиковым

StarHit
Как с уходом Демны Гвасалии из Vetements закончилась новая фэшн-волна Как с уходом Демны Гвасалии из Vetements закончилась новая фэшн-волна

Вместо лозунгов нас, возможно, ждет возрождение фэшн-дизайна

РБК
Запустить стартап в Пуэрто-Рико: 6 неожиданных альтернатив Кремниевой долине Запустить стартап в Пуэрто-Рико: 6 неожиданных альтернатив Кремниевой долине

Разбираемся с новыми точками на карте, где дешевле вырастить своего «единорога»

Forbes
Полет нормальный! Полет нормальный!

Королевские пары снова в центре внимания!

Grazia
Утечка хауса: почему российская электронная музыка за границей популярнее, чем на родине Утечка хауса: почему российская электронная музыка за границей популярнее, чем на родине

Российские музыканты-электронщики все чаще едут работать за рубеж

Forbes
Нонна Гришаева: «До сих пор пишем с мужем друг другу стихи» Нонна Гришаева: «До сих пор пишем с мужем друг другу стихи»

Актриса о закрытии въезда на родину, уходе с телевидения и отношениях с мужем

StarHit
Фонд Богуславского заработал на IPO Datadog около $800 млн Фонд Богуславского заработал на IPO Datadog около $800 млн

Софтверная компания Datadog триумфально вышла на IPO на бирже Nasdaq

Forbes
6 реальных случаев, когда людей не брали на работу из-за постов в соцсетях 6 реальных случаев, когда людей не брали на работу из-за постов в соцсетях

Иногда единственное, что мешает получить работу — ты сам и твои соцсети

Playboy
Меняем курс: как мировые бренды воюют за женскую аудиторию Меняем курс: как мировые бренды воюют за женскую аудиторию

Чем дальше, тем сильнее конкуренция мировых брендов за женскую аудиторию

Forbes
Как потерять все и воспитать трех миллиардеров: история семьи Мансур Как потерять все и воспитать трех миллиардеров: история семьи Мансур

В 1960-е в результате национализации в Египте Лутфи Мансур, потерял все

Forbes
Мужчины на подиуме: 10 отличных показов на Нью-Йоркской неделе моды с мужскими выходами Мужчины на подиуме: 10 отличных показов на Нью-Йоркской неделе моды с мужскими выходами

Гендерное разделение в модном расписании окончательно теряет смысл

Esquire
Знаменитые авторы Знаменитые авторы

Часть эссе Черчилля, которую опубликовал журнал PM

Популярная механика
Сохранить свежесть Сохранить свежесть

Давай вспомним простые и доступные способы сберечь продукты

Лиза
Рынок свободной любви: как экономика влияет на отношения, а отношения — на экономику Рынок свободной любви: как экономика влияет на отношения, а отношения — на экономику

Что теперь представляет собой экономика любви в мире миллениалов

Forbes
Гормон счастья Гормон счастья

Наталья Давыдова советует не затягивать с гормонозаместительной терапией

Vogue
Чем опасен синдром «хорошей девочки» Чем опасен синдром «хорошей девочки»

Приветливые и скромные женщины словно притягивают к себе токсичных партнеров

Psychologies
Кто кому начальник: почему мы выясняем отношения на работе Кто кому начальник: почему мы выясняем отношения на работе

Офис не место для баталий? Как бы не так!

Psychologies
10 достопримечательностей Солнечной системы: отправляемся в космос 10 достопримечательностей Солнечной системы: отправляемся в космос

Куда бы вы отправились, если бы могли перемещаться по Солнечной системе?

Популярная механика
«Новая антропология» «Новая антропология»

Первый российский art & science музей в лаборатории

Собака.ru
«Это меня прямо вывело из себя»: совладелец S7 рассказал об отказе России от производства укороченной версии Superjet «Это меня прямо вывело из себя»: совладелец S7 рассказал об отказе России от производства укороченной версии Superjet

Россия не будет производить укороченную версию Sukhoi Superjet на 75 мест

Forbes
Камчатка: Пять недель лета Камчатка: Пять недель лета

Наш главред вернулся из медвежьего рая, где колесил на Porsche Cayenne Coupé

Robb Report
Звездный час Звездный час

Валерий Сюткин исполнил мечту участника шоу «Голос»

StarHit
Привет из будущего Привет из будущего

Даниэль Либескинд рассказал о мебельном дизайне и архитектуре будущего

AD
Открыть в приложении