Жизненный кодекс
Пять истоpий Eгopa Кpaфта
Чем больше навыков и умений появляется у машин, тем сильнее люди стремятся доказать собственную свободу, незаменимость и уникальность, не замечая свою зависимость от алгоритмов, законов и правил. Егор Крафт исследует, как меняется образ жизни людей в эпоху цифровой индустриальной революции. Художник рассказал нам истории…
Егор Крафт
Медиахудожник и исследователь искусства, науки и философии, критик технологий, активист защиты данных
Пpо закoны инноваций
В 2011 году, во время учебы в Школе Родченко, я решил сделать полностью абсурдный проект — видеоролик и сайт с рекламой несуществующего цвета — thenewcolor.net. По легенде маленькая химическая компания из Пенсильвании изобретает новый базовый цвет, который незнаком человеческому глазу, и его не может зафиксировать ни одна камера, работающая в RGB-пространстве. Поскольку продукт нельзя показать на сайте, я снял видеоинтервью со знакомыми из разных стран, которые якобы первыми видели его.
Модель RGB кодирует все множество цветов как смесь красного, зеленого и синего света в разных пропорциях. Любое излучение за пределами этой цветовой палитры невидимо для человека.
К моему удивлению, мне стали писать инвесторы, журналисты, предприниматели и даже международные исследовательские лаборатории из Оксфорда и других академических центров.
Успех подтолкнул меня сделать продолжение — я сымитировал слитое в Сеть видео из лаборатории и опубликовал его на сайте Liveleaks. «Проникнувший в лабораторию» попытался снять новый цвет на телефон, но на изображении в колбе плещется субстанция, излучающая белый шум. Видео стало вирусным — десятки тысяч просмотров в сутки, выросли посещения сайта, полетели письма. Через пару дней его заблокировала администрация сайта.
В те годы понятия Fake News или Post Truth еще не были распространены, и этот проект показал мне, что люди готовы поверить даже в невозможное, особенно если это принесет успех и прибыль их делу. Хотя за 10 лет ситуация изменилась, мы привыкли жить в мире постправды, воспринимать контент в Сети через линзу критики.
Πрo зaконы кpaсoты
В 1506 году на одном из холмов Рима была найдена древнегреческая статуя Лаокоона и его сыновей. Папа Юлий II пригласил скульптора Микеланджело Буонарроти и архитектора Якопо Сансовино, которые должны были предположить, как была расположена утраченная рука у фигуры Лаокоона. В итоге выбрали вариант Сансовино с прямой рукой, но в 1905 году археологи случайно нашли оригинальный фрагмент скульптуры, и оказалось, что гипотеза Микеланджело (с согнутой рукой) была верной.
В древнегреческой мифологии во время Троянской войны жрец Лаокоон убеждал сограждан не вводить Троянского коня в город. За это бог Аполлон подослал к нему змей, убивших прорицателя вместе с сыновьями.
Сегодня для анализа древних произведений используют нейросети. Группа исследователей Института Альберта попыталась изучить с помощью искусственного интеллекта «манускрипт Войнича» — загадочный документ, написанный на неизвестном языке. Нейросеть смогла расшифровать отдельные фрагменты, но историки полностью отвергли выводы специалистов по данным.