Заряд на будущее
Хотя крупнейшие автоконцерны уже прекратили разработку новых бензиновых двигателей и сосредоточились на электромобилях, многим людям сложно поверить, что скоро весь транспорт станет электрическим. Представить себя за рулем электромобиля мешают не только привычки. В образе будущего не хватает одной важной детали — подходящей инфраструктуры

В 2022 году российская компания ZE holding начнет строительство цепи суперхабов для электромобилей вдоль магистралей по всей стране. Первой новую инфраструктуру получит трасса Москва — Минск. На дорогах появятся зарядные станции, но суперхаб не заправка. Здесь можно будет поесть и пройтись по магазинам, но суперхаб не торгово-развлекательный центр. Гостям предложат доступ в виртуальные метавселенные и самые передовые развлечения, но суперхаб не компьютерный клуб. Речь идет о новом типе недвижимости, для постройки которого придется объединить опыт из множества «классических» отраслей.
Карта: «Зеленая» магистраль М1 Москва — Минск
Энергетика
Поскольку бесконечно наращивать емкость электромобильных аккумуляторов невозможно, для увеличения дневного пробега компании разрабатывают быстрые зарядки. Самые эффективные станции фирмы Electrify America уже имеют мощность 350 кВт и могут зарядить электромобиль за 10 минут. Однако у суперчарджеров есть свое бутылочное горлышко: чтобы расположить на одной станции 24 точки зарядки, к территории парковки потребовалось бы подвести источник тока мощностью порядка 9 МВт. Это десятая часть энергообеспечения аэропорта Внуково, который с прилегающими районами потребляет 90 МВт от отдельной электростанции. А ведь строить суперхабы придется в чистом поле.

К счастью, не всегда все зарядки будут заняты, выше речь идет о максимальной потребляемой мощности. Чтобы сгладить пиковые нагрузки и не вести к суперхабу слишком мощные кабели, ZE holding используют накопители энергии от российской компании Volts. Пока клиентов на зарядке немного, хранилища энергии заряжаются от сети, а при большом наплыве машин батареи добавляют суперчарджерам недостающую мощность. С учетом сглаживания колебаний нагрузок к парковке от сетей нужно провести 3–5 МВт — тоже много, но существующая инфраструктура справится. На втором этапе проекта суперхабы будут не только потреблять электричество, но и вырабатывать его с помощью солнечных панелей и водородных элементов, топливо для которых будут подвозить по трассе.
Схема: суточные колебания спроса на электроэнергию
Транспорт
Заядлые автолюбители повторяют, что своя машина — это свобода, но собственный электромобиль с разряженным аккумулятором становится чемоданом без ручки, который нельзя просто бросить на парковке. Шеринговые автомобили легко менять «на перекладных» — можно доехать до суперхаба, поставить машину на зарядку, пересесть в другую и продолжить путь. Основатели ZE holding тестировали такую модель в сервисе каршеринга «Ситидрайв» на машинах Tesla. Статистика показывает, что более 70 % пользователей имеют свои автомобили, которые стоят во дворах.
Сами суперхабы будут похожи на аэропорты. В зданиях оборудуют зоны отдыха, магазины, рестораны, гостиничные номера и коворкинги. Путешественники смогут прервать поездку для рабочей встречи по видеосвязи, шопинга и отдыха. Все это время заряженный автомобиль не будет занимать дефицитное место у суперчарджера, а уедет вместе с другим пользователем.