Смешать, но не взбалтывать
Виртуальная и дополненная реальность, эффектная графика и художественный стиль, NFT-коллекции и финансовые пирамиды, тусовки со знаменитостями и неприличные мемы. Разработчики метавселенных ищут идеальные пропорции, чтобы смешать из этих компонентов идеальный коктейль

Decentraland
Самая масштабная и густонаселенная метавселенная
Монета: MANA
Экономика: земельные участки предлагаются на открытом рынке по цене от 13,5 тыс. до 1,5 млрд долларов; продаются не только виртуальные предметы, но и объекты интеллектуальной собственности — имена и бренды
Стадия разработки: открыта для пользователей
Decentraland открылась для пользователей в начале 2020 года. Неудивительно, что на данный момент это самая густонаселенная метавселенная. На сайте проекта расписание предстоящих мероприятий на ближайший месяц занимает с десяток экранов. Здесь проходят презентации и конференции, концерты и клубные вечеринки, выставки и перформансы, сеансы групповой медитации и психотерапии.
Вселенная Decentraland поделена примерно на 100 тысяч земельных участков, так называемых парселей. Каждый парсель — не что иное, как NFT-контракт. Земля продается на аукционах за «местную» криптовалюту MANA, и при каждой первичной продаже монеты, потраченные на участок, уничтожаются. Так создатели уменьшают предложение MANA, чтобы поддерживать высокий курс криптовалюты.
В Decentraland сформировались тематические кварталы: Fashion District с бутиками модных брендов, University, где можно послушать лекции и онлайн-курсы, и даже район «красных фонарей». У каждой территории есть собственные органы местного самоуправления, с которыми цифровые предприниматели обсуждают свои творческие и бизнес-начинания.
Основатели Decentraland, аргентинцы Ари Мейлих и Эстебан Ордано, задумали свою метавселенную как идеальную демократию, в которой ключевые управленческие вопросы будут решаться общей волей пользователей посредством блокчейн-технологий. Авторы платформы обещают придерживаться демократических принципов, невзирая на коммерческий успех.
Horizon Worlds
VR-метавселенная с элементами дополненной реальности
Монета: отсутствует
Экономика: разработчики выделили 10 млн долларов на поддержку 3D-художников, создающих виртуальные миры
Стадия разработки: открыта для пользователей
Компания Facebook (признана в России экстремистской организацией) анонсировала VR-соцсеть Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Horizon в сентябре 2019 года. Богатейшей корпорации не пришлось создавать и продавать криптовалюту, чтобы собрать деньги на разработку. Временно абстрагировавшись от экономики, компания взяла курс на создание самого совершенного пользовательского опыта в виртуальной реальности.
Нынешняя вселенная Horizon Worlds состоит из множества впечатляюще красивых и интересных виртуальных миров, созданных пользователями. Быстрое расширение стало возможным благодаря встроенному редактору 3D-объектов. Программа не требует специальных навыков рисования или программирования, предельно проста в освоении, но в то же время предлагает «взрослый» функционал.
Но, пожалуй, главная стратегическая цель разработчиков — стереть границу между реальным и виртуальным миром. Для этого используется гибкое сочетание технологий VR и дополненной реальности. К примеру, на рабочих совещаниях в приложении Horizon Workrooms человек может полноценно пользоваться компьютером (реальным), сидя за виртуальным столом. Видеоизображение настоящих клавиатуры и мыши, снятое камерой VR-шлема Oculus, встраивается в виртуальную обстановку, чтобы пользователь мог без труда попадать по клавишам.
В одном из интервью Марк Цукерберг пообещал дать пользователям возможность пользоваться мобильным телефоном, не покидая VR-пространство, аналогичным образом.
The Sandbox
Метавселенная в стиле Voxel Art
Монета: SAND
Экономика: участки земли продаются на открытом рынке по цене от 10 тыс. до 31 млн долларов; игровые объекты стоят от 40 долларов за новогоднюю гирлянду до 650 тыс. долларов за мегаяхту
Стадия разработки: пользователям представили альфа-версию, которая была открыта в течение 22 дней
Метавселенные не всегда «заточены» под VRочки. The Sandbox хорошо смотрится на обычных мониторах и даже на маленьких экранах телефонов. Все объекты и персонажи в игре состоят из вокселей (трехмерных пикселей), как в сверхпопулярной игре Minecraft.
В будущем The Sandbox должна развиваться силами пользователей. Создавать (и продавать) 3D-объекты из вокселей достаточно просто, хотя для этого нужно все же покинуть игру и открыть специальный софт для воксель-арта. Однако пока что продемонстрировать свои творения другим пользователям могут лишь так называемые аффилированные художники, которые творят по заказу создателей метавселенной.
Сильная сторона The Sandbox — маркетинг. Метавселенная еще даже не открылась для пользователей, в декабре прошел «день открытых дверей» с закрытыми зонами, доступ в которые продавался на рынке примерно за 5000 долларов. Однако к презентации разработчики отстроили виртуальную галерею NFT Institute, на стенах которой уже красовались произведения из культовых коллекций, включая сверхдорогие Bored Ape Yacht Club и World of Women.