Peпетиция оркестра
Трэвис Каланик и Гарретт Кэмп создали платформу Uber в 2009 году, и уже через 10 лет капитализация компании достигла 105 млрд долларов. Заказ еды, такси, спорт, мелкий ремонт и продажа ненужных вещей — кажется, что все наши бытовые потребности обслуживаются цифровыми платформами и новые решения не появятся. Или нет?
Платформы — современный аналог рыночной площади: сами по себе ничего не производят и не продают, но позволяют продавцам и покупателям найти друг друга. Как правило, речь идет о сайтах и мобильных приложениях, но экономисты относят к платформам даже операционные системы Google Android и Apple iPhone — их рассматривают как место встречи сотен тысяч разработчиков и миллиардов пользователей. Из-за огромной конкуренции и насыщенности рынка придумывать новые идеи для компаний становится все сложнее, но даже на этом выжженном поле постоянно вырастают новые цветы.
В поиске прорывных идей помогает не только вдохновение, но и специальные алгоритмы. Один из них — фреймворк* Platform Innovation Kit, пошаговое руководство для создателей платформ.
* Фреймворк — набор шаблонов и схем для упорядочивания рыночных исследований.
Шaг 1: Откpытия
Если вы уже сели генерировать идеи — остановитесь. Перед брейнстормингом необходимо сделать шаг назад, чтобы изучить рынок и выбрать направление для проекта. В разработке продуктов есть место интуиции, но принимать решения можно только на основе данных.
На языке менеджмента среда с высокой конкуренцией называется багровым океаном. Как и маленьким обитателям морей, новичкам на рынке платформ нужно найти нишу для роста, ориентируясь на течения, температуру воды и количество света. Фреймворк создания платформы начинается со «сканирования среды» — анализа ключевых трендов технологий и проблем общества, макроэкономических сил, поведения конкурентов. Процесс похож на игру: по мере обсуждения новостей, фактов и мнений экспертов о конкретном рынке создатели проекта приклеивают на доску стикеры с тезисами.
Как и в мире животных, большинство основателей стремятся выбрать для своего проекта теплые воды с изобилием пищи, но это не всегда верная стратегия. В модных сферах предпринимателям приходится приспосабливаться к жесткой конкуренции и участвовать в гонке с другими стартапами. Опытные создатели платформ стараются найти более «холодную» нишу и придумать для нее необычное решение, позволяющее выживать и расти без серьезных соперников.
Шaг 2: Исcлeдoвания
Когда рынок для проекта выбран, наступает время глубоко изучить его особенности.
Каждая новая платформа начинается с поиска неэффективности существующих решений. Идем от противного: ищем, где конкуренты тратят слишком много ресурсов на оказание услуг, терпят убытки из-за логистики, недостаточно используют свои возможности.