Честность и безопасное пространство: как работают женские профессиональные сообщества
Forbes Woman поговорил с четырьмя основательницами женских профессиональных сообществ о том, как работают такие объединения, какие возможности они дают своим участницам и какой вклад вносят в достижение гендерного равенства
Вначале были чаты
«Ближе к 25 годам мы начали осознавать, что мало общаемся с девушками из-за попыток вписаться в мужскую IT-тусовку и из-за мизогинии и сексизма, которые сидят в головах» — так соосновательница женского IT-сообщества XX Community Дарья Кубликова объясняет, как появилась идея его создания. «Это и желание вести себя агрессивно, проявлять маскулинность и жесткость, чтобы добиваться больших успехов в карьере. И привычка окружать себя друзьями-мужчинами и давать им больший приоритет в общении, потому что общаться с парнями как бы круче», — рассказывает Кубликова. Создание женского профессионального сообщества позволило и основательницам, и другим участницам избавиться от предрассудков и создать «пространство, где можно поддерживать и радоваться друг за друга».
Похожим образом возникло сообщество FemCRM. «Изначально нашей целью было создание закрытого Telegram-чата для знакомых девушек из нашей сферы, где они могли бы безопасно общаться на чувствительные профессиональные и личные темы, а также помогать и поддерживать друг друга в рабочих и не только ситуациях, обсуждать гендерную повестку, сложные темы и ситуации в этой сфере», — вспоминает его соосновательница Анна Амброзевич.
Коммьюнити Collabroom, основанное в 2022 году силами трех предпринимательниц — Екатерины Мовсуновой, Юлии Волощук и Ольги Касьян, — началось с обсуждения гендерного дисбаланса в бизнесе. По оценкам Мовсуновой, лишь 15% основателей стартапов — женщины, и только 1% из них удается получить зарубежные инвестиции. Это «печальные цифры», говорит она, добавляя, что заниматься предпринимательством женщинам мешает не только «двойная нагрузка», но и убеждение, что бизнес — занятие в принципе высокорисковое. «Мы встретились летом 2022 года и затронули в разговоре тему, которая сейчас кажется очевидной: отсутствие практико-ориентированного проекта, который бы помогал женщинам самим открывать с нуля собственный бизнес, — вспоминает Мовсунова. — Есть много либо теоретических программ, либо информационного бизнеса, либо каких-то смешанных проектов для мужчин и женщин, но этого мало».
А сообщество Women in Mining возникло как реакция на запрос женщин, работающих в добывающей отрасли, на нетворкинг и менторскую поддержку. Его удалось выявить с помощью фокус-группы, которую руководитель программы по работе с ключевыми клиентами и рынками в консалтинговой компании «Деловые решения и технологии» (ранее «Делойт») Камила Жалилова организовала совместно с компанией «Полиметалл».