Неужели ничего нельзя придумать, чтобы пассажиры выживали в авиакатастрофах? Оказывается, можно! Самые лучшие разработки — в этой статье.

Maxim

Черный ящик, я не твой! Невероятные проекты по спасению падающих пассажирских самолетов!

Неужели ничего нельзя придумать, чтобы пассажиры выживали в авиакатастрофах? Оказывается, можно! Самые лучшие разработки — в этой статье. Вместе с объяснением, почему их пока невозможно реализовать.

74722-YWQxNGZmZGU1ZA.jpg


Многие в детстве читали замечательную книгу Андрея Сергеевича Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», изданную аж еще в 1937 году. А кто не читал, тот уж наверняка смотрел мультфильм. Среди эпизодов, не вошедших в экранизацию, была и история аварийного спасения из самолета: «Если какая авария — взрыв, пожар или крыло отвалится, — летчик одним движением отделяет кабину, и она самостоятельно опускается на парашюте». И хотя капитан любил приврать, но здесь описана действительно проходившая испытания в США в начале 1930-х годов система спасения пассажиров самолетов.

По сигналу тревоги пассажиры продевали руки в плечевые обхваты и застегивали крепления, после чего пилот открывал под ногами путешественников люки, через которые кресла выпадали из самолета и спускались на индивидуальных парашютах, в свернутом состоянии хранившихся в их спинках.

Практического применения система не получила: вероятность спасения с ее помощью оценивалась лишь в 15–20%, поскольку благополучно выпасть из самолета можно было только при горизонтальном полете на достаточной высоте. Уже тогда посчитали, что лучший способ спасти пассажиров — это повышать надежность самолетов. Такая точка зрения остается главенствующей и сегодня, когда гораздо больше шансов погибнуть по дороге в аэропорт или от упавшего с крыши кирпича.

Тем не менее после каждой авиакатастрофы неизменно появляются новые и новые проекты спасения, не идущие в разработку, но помогающие аэрофобам скоротать паническую атаку.


Дадим всем пассажирам парашюты

74726-YjY4ZWI2MjZkYQ.jpg

Парашют коллективного спасения Г. Е. Котельникова. Рисунок изобретателя, 1923 год

Идея раздать всем пассажирам парашюты сегодня не рассматривается в принципе: на высоте 10 километров (гарантирована взрывная декомпрессия при отсутствии кислорода и морозе за 40 градусов) и при скорости полета порядка 800 км/ч невозможно ни открыть дверь салона, ни выпрыгнуть из него. Невозможно, даже если бы все пассажиры имели специальную подготовку и каким-то волшебным образом удалось за считаные секунды доставить всех к дверям без паники и давки по крутящемуся волчком проходу.

На меньших высотах парашют тоже не спасет, только еще сократится время на эвакуацию при немногим лучших условиях «десантирования». Поэтому все современные системы предполагают спасать пассажиров вместе с герметичной частью салона и без их непосредственного участия.

74728-YTg0NzUzYjVmZQ.jpg

Такую идею в 1927 году запатентовал русский изобретатель Глеб Котельников, создатель первого в мире ранцевого парашюта. «Способ коллективного спасания на самолете» основан на отделении всей пассажирской кабины и ее спуске на грузовом парашюте конструкции Котельникова, разработанном им в 1923 году: «В остов самолета вставляется кабина, в ней находятся пассажиры самолета. Когда надо спасаться, летчик поворотом рычага приводит в действие механизм, который подымает верхнюю часть фюзеляжа самолета, освобождая сложенный под ней парашют. На нем кабина и опускается к земле». Пилот же покидал бы самолет на собственном парашюте — в отличие от пассажиров, он умел бы им пользоваться.

74727-OTJmNjY4Njc3OA.jpg

Глеб Котельников со своим ранцевым парашютом, 1911 год

Патент Котельникова на практике так и не был реализован. Быстрое развитие авиации в 1930-е годы сделало аварийную посадку машины пилотом даже при отказе двигателя значительно более безопасной для пассажиров.


Военные разработки

74734-ZWYzMzYxMWQzOQ.jpg

Проект «Авиаспас» № 061

В воздушно-десантных войсках СССР с середины 1970-х годов используются парашютно-реактивные системы типа ПРСМ-915 и 925 «Реактавр». Сброшенная с Ил-76 или Ан-12 боевая машина десанта (БМД) опускается на купольной системе, а в мо­мент касания специальным щупом земли запускаются тормозные реактивные двигатели, которые гасят скорость спуска и обеспечивают сравнительно мягкое приземление.

Проект «Авиаспас» № 061, предложенный в 2006 году российскими изобретателями, предполагает использовать ПРСМ для эвакуации пассажиров — с этой целью помещать внутрь фюзеляжа самолетов отсеки на 56 кресел, каждый из которых был бы оборудован парашютно-реактивной системой. При аварии они бы вытягивались парашютами через кормовую аппарель и опускались так же, как боевая машина десанта.

74733-M2I5MmYwMWI5MA.jpg

Креслo «Казбек-Д»

Однако самые распространенные сегодня лайнеры «Аэробус» и «Боинг» в хвостовой части не имеют загрузочного люка и аппарели, а создание нового типа самолета под такую систему едва ли оправданно. Значит, она годится только для «грузовиков» типа Ан-12, Ан-72, Ан-26 или для Ил-76. Но перевозки пассажиров этими типами воздушных судов вряд ли можно назвать массовыми. Кроме того, ПРСМ обеспечивает десантирование при скорости полета до 400 км/ч, а за выживаемость экипажа боевых машин при скорости в момент удара о землю до 8 м/с отвечают специальные амортизационные кресла «Казбек-Д», несколько напоминающие ложементы космонавтов. Оборудовать чем-то подобным пассажирские самолеты едва ли возможно, а следовательно, использовать военные системы в чистом виде не получится.

74735-ZWM3NGZjNDM3ZA.jpg

Система «Реактавр» десантирует БМД, 1976 год

Патент Г. В. Бобылева устраняет один из недостатков «Авиа­спаса»: в этом проекте предполагается отстреливать хвостовую секцию самолета, так что наличие грузовой рампы необязательно. Однако возможность вытягивания спасательных модулей из кувыркающегося без хвоста на скорости крейсерского полета фюзеляжа и состояние после таких эволюций пассажиров в них остаются под большим вопросом.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сериал «Мертвое озеро» — наш ответ «Твин Пиксу» Сериал «Мертвое озеро» — наш ответ «Твин Пиксу»

Рассказываем о мистическом детективном восьмисерийнике Романа Прыгунова

Esquire, март'19
На Мосбирже появится возможность инвестировать в индекс ведущих компаний США На Мосбирже появится возможность инвестировать в индекс ведущих компаний США

На Мосбирже появятся биржевые ПИФы, отслеживающие динамику индекса S&P 500

Forbes, март'19
Гнев Вашингтона. Грозит ли «Роснефти» ужесточение санкций США из-за связей с Венесуэлой Гнев Вашингтона. Грозит ли «Роснефти» ужесточение санкций США из-за связей с Венесуэлой

Глава Госдепартамента США Майк Помпео раскритиковал «Роснефть»

Forbes, март'19
С подрезанными крыльями: с кем конкурирует российский МС-21 С подрезанными крыльями: с кем конкурирует российский МС-21

С кем придется столкнуться российскому лайнеру на мировых рынках?

Популярная механика, март'19
Золотошвейный покров с ликом святого Зосимы: неожиданная находка антропологов Золотошвейный покров с ликом святого Зосимы: неожиданная находка антропологов

Группой учёных было сделано удивительное открытие

National Geographic, март'19
Стандартный казус Стандартный казус

Операторы наружной рекламы предупредили власти о риске кризиса в отрасли

РБК, март'19
Успешный кандидат. Как пройти собеседование в международной компании Успешный кандидат. Как пройти собеседование в международной компании

Процесс отбора сотрудников в международные компании имеет свою специфику

Forbes, март'19
Партнерство по-флотски Партнерство по-флотски

Правительство выбрало концессионера логистического комплекса во Владивостоке

РБК, март'19
Национальное дерево Пуэрто-Рико возвращается к жизни Национальное дерево Пуэрто-Рико возвращается к жизни

Спустя полтора года после разрушительного урагана природа начинает расцветать

National Geographic, март'19
Ультразвуковой увлажнитель воздуха: выбираем лучший для квартиры Ультразвуковой увлажнитель воздуха: выбираем лучший для квартиры

Что такое увлажнитель и зачем его покупать

CHIP, март'19
Проблемы Tesla: на производстве Model 3 рекордный травматизм Проблемы Tesla: на производстве Model 3 рекордный травматизм

Tesla обогнала конкурентов по уровню травматизма

Forbes, март'19
Почему история «Тройки Диалог» может заинтересовать власти США Почему история «Тройки Диалог» может заинтересовать власти США

Борьба с «отмыванием» средств все еще остается делом конкретных государств

Forbes, март'19
Как победить соперника с помощью воздействия на его глаза Как победить соперника с помощью воздействия на его глаза

Удары по глазам не требуют больших усилий, тем самым можно победить соперника

Men’s Health, март'19
Оюб Титиев получил 4 года колонии Оюб Титиев получил 4 года колонии

Вынесен приговор руководителю грозненского отделения «Мемориала»

РБК, март'19
Запрет на полеты над Индией и Пакистаном продлен до 5 марта Запрет на полеты над Индией и Пакистаном продлен до 5 марта

Закрытие неба над территорией Индии и Пакистана продлено на сутки

National Geographic, март'19
9 продуктов, которые полезнее, чем кажутся 9 продуктов, которые полезнее, чем кажутся

Какие продукты незаслуженно занесены в черный список?

9 месяцев, март'19
Умоляю верить Умоляю верить

Наталия Архангельская провела нас по всем кругам ада анонимного мессенджера

Tatler, март'19
Не до шуток Не до шуток

Родители Павла Воли отговаривали его от участия в КВН

StarHit, март'19
Первому игроку Первому игроку

Разбираемся, как воспитать киберспортсмена

Vogue, март'19
Бюрократия жалоб Бюрократия жалоб

Институт жалоб начинает конкурировать с судебной системой

Огонёк, март'19
10 мыслей, чтобы вернуть себе равновесие 10 мыслей, чтобы вернуть себе равновесие

Что делать, если переживания становятся тяжелым испытанием

Psychologies, март'19
Зеленые воротнички Зеленые воротнички

Как корпорации заботятся об окружающей среде

РБК, март'19
И смех, и грех И смех, и грех

Как нарастить броню, надежно защищающую от насмешек

Добрые советы, март'19
«С русской кухней сегодня происходит катастрофа» «С русской кухней сегодня происходит катастрофа»

Откуда пошла и к чему идет национальная система питания

Огонёк, март'19
Удобно устроились Удобно устроились

«Вокруг света» тестирует Вену — самый комфортный город в мире

Вокруг света, март'19
Мария Миронова: “Я мечтаю минуты полторы, а потом иду и делаю” Мария Миронова: “Я мечтаю минуты полторы, а потом иду и делаю”

Интервью с Марией Мироновой

Psychologies, март'19
Кидай в корзину Кидай в корзину

Рассказываем, как не разориться на покупках в Интернете

StarHit, март'19
Не доводи до предела Не доводи до предела

Как помочь подростку разобраться в самом себе и уберечь его от ошибок

Лиза, март'19
Догоняй меня! Догоняй меня!

Bentley выпустил самый быстрый внедорожник в мире. Или нет?

АвтоМир, март'19
Hyundai Elantra: Интерес к геометрии Hyundai Elantra: Интерес к геометрии

Что принес рестайлинг седану Hyundai Elantra?

АвтоМир, март'19