Чем нас привлекают «ужастики»
Обычно мы стараемся избежать того, что пугает. Но зачем тогда многие добровольно соглашаются испытывать страх вновь и вновь, покупая билет на сеанс фильма ужасов? Чем можно объяснить популярность подобного контента и почему всегда находятся любители пощекотать себе нервы?
Стремление испытать наслаждение понять легко, но неужели можно получить удовольствие от того, что пугает? Американские психологи Эдуардо Андраде и Джоел Коэн пришли к выводу, что люди способны не только испытывать одновременно и отрицательные, и положительные эмоции, но даже наслаждаться самим страхом, а не только облегчением, которое последует после. Они отмечают, что самые приятные моменты могут быть и самыми страшными.
Это подтверждает и исследование, в котором приняли участие любители компьютерных игр. Видеоигры в отличие от фильмов ужасов предлагают игроку не просто наблюдать, но и принимать участие в пугающих сценах. Казалось бы, еще больший уровень страха мог бы отпугнуть, но количество игроков по всему миру, а также исследование психологов Николь Мартинс и Терезы Линч (Университет Индианы) свидетельствуют об обратном. Видеоигры действительно вызывали более сильные эмоции, чем фильмы или шоу, но почти половина опрошенных (44,1%) отметили, что им нравится чувствовать страх.
Многие пытаются восполнить нехватку острых ощущений с помощью экстремальных видов спорта. Прыжок с парашютом, опасный подъем в горы или погружение с аквалангом позволяют испытать эмоции, редко доступные нам в обычной жизни. Фильмы ужасов способны выполнять ту же функцию: следя за происходящим на экране, мы можем испугаться настолько же сильно, как если бы нам и правда угрожала опасность.