Чем Йоко Оно знаменита как художница
Кроме перформанса Cut Piece, брака с Джоном Ленноном и недельного протеста в кровати
15 октября ММОМА открывает первую в России масштабную выставку Йоко Оно — «Небо всегда ясное». Одна из главных фигур в концептуализме 60-х, нью-йоркском авангарде и международном движении «Флюксус», экспериментальном кино и перформансе, 86-летняя художница до сих пор генерирует новые проекты. Она всю жизнь связана с музыкой, но ранние и важнейшие шаги сделала на поле искусства. Вспоминаем главные вехи из художественной практики Йоко Оно, сделавшей зрителя соучастником и ставшей звездой мирового масштаба.
«Инструкции»
Это ключевая часть московской выставки и всего, что делает Йоко Оно. После переезда в Нью-Йорк из Японии и окончания Колледжа Сары Лоуренс (Йоко изучала поэзию и музыку), Оно создала первые «рецепты», в письменной или вербальной форме приглашая зрителя совершать простые действия и уловить красоту повседневности. Lighting Piece cо спичкой, которую нужно зажечь (1955), и «Картина, на которую нужно наступить» (1960–1961) были в числе самых ранних. В 1964-м она собрала более 150 своих инструкций в книге «Грейпфрут», тогда же осуществила культовый перформанс «Отрежь» (1964), в ходе которого зрители могли унести с собой кусочек одежды художницы.
Два года спустя Йоко Оно приглашала зрителей забивать гвозди в картину и рассматривать комнату через лупу, поднявшись по лестнице. На этой выставке в Лондоне Йоко и познакомилась с Ленноном, тот сначала увидел слово «Да» на холсте сквозь увеличительное стекло, после спросил, может ли он забить воображаемый гвоздь в работу Painting to Hammer a Nail In (1961/1966). Этот вопрос впоследствии вдохновил Йоко сделать еще одну версию проекта из нержавеющей стали и стекла, которую она посвятила Джону.