Чего хотят разработчики — и почему не все хотят работать в «Яндексе» и Google
Агентство Signal by ONY провело исследование бренда работодателя для Miro в России и выяснило, каким он должен быть, чтобы привлечь и удержать высококвалифицированных разработчиков или молодых специалистов с большим потенциалом. Inc. публикует результаты исследования.
На открытом рынке труда очень сложно нанять высококвалифицированных инженеров-разработчиков, дизайнеров интерфейсов и продакт-менеджеров. Университеты, даже самые топовые, не способны удовлетворить огромный спрос. Крупные компании вроде «Яндекса» и Mail.ru Group начинают хантить специалистов ещё со школьной скамьи. В итоге сегодня именно разработчики выбирают работодателя исходя из своих запросов.
Какие это запросы
Мы провели 40 глубинных интервью с middle и senior разработчиками, дизайнерами и продакт-менеджерами. Все они работают в российских технологичных продуктовых компаниях. Также мы проанализировали открытые актуальные материалы о мотивации технических специалистов и использовали обобщённые данные наших исследований этой сферы.
В интервью мы спрашивали специалистов об их профессиональном пути и жизненных приоритетах, выборе работодателей. Они рассказали, что ценят и хотят поменять в текущем месте работы, как видят развитие своей карьеры и рынка в целом, о чём мечтают, ради чего работают.
Мы выяснили, что профессиональные потребности технических специалистов делятся на шесть групп. Это главные факторы, которые влияют на решение соискателя. Если работодатель проигрывает по одной позиции или более, ему стоит усиливать остальные.
1Условия
Сюда входят материальные стимулы — зарплата, соцпакет, бонусы, отдых за счет работодателя, классный офис. Конкурировать IT-компании по этому фактору бессмысленно — всегда найдется корпорация, которая предложит то же самое, только в двойном размере. Поэтому достаточно сохранять конкурентный уровень, развивая другие преимущества.
2Оргструктура
Для многих имеет значение уровень бюрократии в компании. Некоторых разработчиков не устраивает вертикальная иерархия, характерная для корпораций, где решения часто принимают люди, далекие от понимания нюансов продукта и процессов разработки. Согласование любого шага занимает много времени. В горизонтальных компаниях нового типа, вроде Miro, Airbnb, Medium или Github, решения не только принимаются быстро, но и становятся прерогативой создателей и разработчиков продукта.
3Команда
Люди — критически важный фактор. Соискатели хотят быть частью мощной команды, где работают звезды IT-индустрии. Разработчики часто выбирают не компанию, а конкретную личность, у которой они хотят перенять опыт.
4Культура
Речь идет о сложившейся атмосфере коллективного взаимодействия, общей идее и ценностях компании, которые реально работают в конкретных ситуациях. Большое значение имеют четкая обратная связь и система оценки результатов, а также возможность предлагать креативные идеи, которые обязательно будут услышаны. Культура также складывается из того, как в компании решают проблемы и конфликты, какой стиль лидерства преобладает в командах, есть ли дух коллаборации.
В культуре есть два ключевых момента: это доверие и прозрачность. Они очень тесно взаимосвязаны, так как питают друг друга. Если руководители доверяют подчиненным, а члены команды — друг другу, все процессы прозрачны, открыт доступ ко всем материалам и каждый сотрудник может четко ответить на вопрос, что сейчас происходит и куда мы движемся, это формирует культуру. Ее сложно продать потенциальным соискателям, но это очень мощный инструмент удержания действующих сотрудников.
5Технологии
Соискатели отталкиваются от того, насколько перспективен и интересен технологический стек. У «ВКонтакте», например, один из ключевых языков программирования — KPHP/KittenPHP (модернизированный под запросы компании PHP). Разработчик при найме будет оценивать дальнейшую пригодность этого опыта и может сделать выбор в пользу позиции, где ему предстоит работать с более универсальными Python или Kotlin. Или наоборот: если речь о разработке приложений для ِAndroid или iOS — это отличная возможность приобрести экспертизу, которая очень востребована на рынке, где сегодня всё заточено под mobile first.