Чего я не знал, начиная бизнес: Марк Саневич, BestDoctor
Марк Саневич должен был лечить людей, а стал предпринимателем. 5 лет назад он, студент медфакультета МГУ, вместе с двумя друзьями основал insurtech-стартап BestDoctor. В прошлом году компания привлекла $3 млн от группы инвесторов во главе с фондом Target Global, а её оборот составил около 320 млн руб. Сейчас на обслуживании у BestDoctor 33 тыс. пользователей и более 100 корпоративных клиентов. К моменту основания компании Саневич, по его собственному признанию, не знал о предпринимательстве ничего — поэтому многому пришлось научиться уже на ходу. Своими главными открытиями и откровениями он поделился с Inc.
№1. Тебе миллион раз скажут: «Это бред собачий, это никогда не сработает!»
У нас была абсолютная пацанская уверенность, что всё получится. И уже в процессе я понял, что эту уверенность стоит сохранять в бизнесе всегда.
Если у тебя есть какая-то безумная идея и ты уже начал путь — не сомневайся, иди до конца. Я не вполне был готов к тому, что куча людей будут мне говорить: «Да это бред собачий, никогда это не сработает!» Но так говорили и Генри Форду, и многим другим предпринимателям. Мы, когда это слышали, находили поддержку друг в друге, собирались на кухне и думали, как обойти системные вещи.
Люди действуют рационально и хотят стабильности, в их системе координат продолжать делать вещи как раньше — правильно. Предприниматели же хотят систему дестабилизировать. Они живут в условиях неопределённости и постоянно испытывают стресс — и это необходимое условие для развития бизнеса.
№2. Деньги — инструмент для развития и изменений к лучшему
Я постепенно привыкаю к тому, что раз в год у меня случается кризис роста. Его нужно преодолеть, после чего меняется система ценностей.
Вначале я думал: создам бизнес — и заработаю! Но оказалось, у меня нет потребности работать ради денег. Нужно было «закрыть» базовые вещи — еду, отпуск, — а это случилось довольно быстро. Мои прежние ориентиры устарели, и на поиск новых — правильных и мотивирующих — ушёл весь прошлый год. В итоге мы сформулировали, что работаем ради развития — компании, рынка, людей, самих себя. Когда берём новых сотрудников, проверяем — хотят ли они развивать мир.