ЦБ назвал условия для ремонта б/у деталями по ОСАГО. Чем рискуют водители
Применение деталей от других машин при ремонте за счет страховки ОСАГО, по мнению ЦБ, допустимо только под строгим госконтролем
Центральный Банк России, курирующий систему автострахования ОСАГО, смягчил свою позицию по использованию бывших в употреблении автомобильных запчастей при ремонте машин по страховке. Ранее в ЦБ регулярно отклоняли предложения страховщиков об использовании б/у деталей без согласия клиентов, но теперь там признают, что готовы согласиться при соблюдении двух условий.
Как рассказали в ведомстве Autonews.ru, для этого нужно, во-первых, создать методику оценки качества таких деталей с точки зрения безопасности, а во-вторых, создать госконтроль за их оборотом для недопущения роста числа угонов машин с целью их разбора. Опрошенные эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что такие условия избыточны и к тому же невыполнимы.
Новых автозапчастей не хватает
Сейчас использование бывших в употреблении запчастей в ремонте по ОСАГО допускается, но только при согласии на это клиента. Последний может потребовать установки обязательно новой детали, но с весны 2022 года таковые оказались в дефиците. Точнее, поставщики готовы привезти по параллельному импорту фактически любую запчасть, но сроки ее ожидания могут заметно превысить отпущенные на ремонт по закону 30 дней.
С другой стороны, дефицит новых запчастей уже привел к росту их стоимости и удорожанию ОСАГО. Так, по оценкам Росстата, полисы ОСАГО по итогам 2022 года подорожали сразу на 38,1%. При этом в Российском союзе автостраховщиков (РСА) считают, что итогам 2022 года в целом по России средняя премия по ОСАГО составила 6 793 руб. против 5 599 руб. в 2021 году (рост на 21%).
Даже с учетом возросшей цены полисов, выплат на полноценный ремонт порой не хватает, говорит член правления Союза автосервисов России Илья Плисов. В итоге сервисы отказываются от работы со страховыми по ОСАГО, а сами страховые компании стараются добиться от пострадавшего клиента согласия на денежную выплату вместо направления на ремонт.
Эта ситуация привела к обострению дискуссии о том, что решение об использовании б/у запчастей может принимать сервис самостоятельно, без согласия клиента. До сих пор Центробанк был против такой меры, однако теперь в ответе на запрос Autonews.ru регулятор подтвердил, что в целом не возражает против использования деталей от других машин при соблюдении двух вышеописанных условий. Правда, в ЦБ не смогли уточнить, кто именно должен разработать методику оценки качества запчасти и контролировать ее соблюдение. В ведомстве лишь заявили, что «контроль за соблюдением качества таких деталей вне компетенции Банка России».
Все детали машин — бэушные
Нежелание ЦБ соглашаться на использование запчастей от подержанных машин не вызыввало одобрения у участников рынка. Практически все эксперты в разговорах с Autonews.ru настаивают на том, что как только автомобиль покидает автосалон, он становится подержанным и никакой логики в том, чтобы ставить на не новую машину обязательно новую деталь не прослеживается.