«Чародейка чисел»: как Ада Лавлейс дала начало программированию и оказалась забыта
Гений, опередившая свое время, единственный законный ребенок скандального поэта Байрона и автор первой в мире компьютерной программы, — все это об Августе Аде Лавлейс, математике и ученой, после смерти на долгие годы забытой
Дочь принцессы параллелограммов
Когда 10 декабря 1815 года Ада появилась на свет, ее отец лорд Байрон с надеждой спросил, не умер ли ребенок во время родов. Обнаружив, что девочка жива и прекрасно себя чувствует, поэт воскликнул: «Ох, какое оружие пытки я в тебе приобрел!»
Брак Байрона и матери Ады Анны Изабеллы (или просто Аннабеллы) Милбенк был несчастливым. Поэт изменял супруге и часто унижал ее. Когда Аннабелла выходила за Байрона, она была состоятельной женщиной. Муж купил на ее деньги дом в Лондоне и несколько экипажей и начал устраивать частые приемы. В итоге семья разорилась, и чтобы свести концы с концами, Байрон продал даже свою библиотеку.
Во время одной из ссор он в приступе гнева выстрелил в супругу из пистолета. Через месяц после рождения Ады Байрон заявил Аннабеле, что она должна покинуть дом. «Ребенок, конечно, будет сопровождать вас», — заявил поэт. Аннабелла уехала к родителям, и Ада с тех пор ни разу не видела отца. Он умер, когда ей было восемь лет.
Аннабелла была до такой степени разочарована в знаменитом муже, что решила: дочь ничем не должна походить на отца. Байрон не случайно называл бывшую жену «принцессой параллелограммов» и «математической Медеей»: она страстно увлекалась математикой. Аннабелла решила, что и Ада должна заняться точными науками и ни в коем случае не посвящать себя литературе. Тогда, полагала она, девочка будет куда лучше защищена от пороков отца и сможет остаться нравственно чистой.
Лошадь с паровой машиной внутри
Аннабелла начала обучать дочь математике и естественным наукам, когда той было всего четыре года. Решение дать девочке образование было для Англии XIX века необычным, но Аннабелла не собиралась руководствоваться общественными нормами.
Ада оказалась способной и тянулась к знаниям. В 12 лет она написала трактат, посвященный строению птичьих крыльев. Мечтая спроектировать летательный аппарат, к 14 годам Ада разработала несколько проектов в чертежах. Об одной из самых смелых идей она рассказала матери. «У меня есть план, — сказала Ада Аннабелле, — сделать нечто в виде лошади с паровой машиной внутри, устроенной таким образом, чтобы она приводила в движение огромную пару крыльев, закрепленных снаружи лошади. Так лошадь сможет подняться в воздух, пока человек сидит на ее спине».
Детство Ады было болезненным — она даже на некоторое время ослепла, то ли от перенапряжения, то ли вследствие кори, которая уложила ее в постель на год. Несмотря на это, она продолжала заниматься. «Моя математическая работа требует значительного воображения», — говорила Ада. В 16 лет она познакомилась с Мэри Соммервиль, выдающимся астрономом XIX века. Мэри вдохновила ее на еще более углубленные занятия математикой.