Cannes 2019: куда движется главный кинофестиваль мира
Каннский фестиваль как бизнес-проект переживает сейчас системный кризис. На повестке дня вопрос: сохранят ли Канны за собой звание кинофестиваля № 1 или сдадут позиции? 2019 год может стать решающим
Вчера идеологи фестиваля его президент Пьер Лескюр и главный отборщик Тьерри Фремо озвучили список фильмов официальной программы. В этом году в ней лишь один полнометражный фильм из России: «Дылда» Кантемира Балагова — ученика Александра Сокурова. Но и его покажут вне конкурса — в программе «Особый взгляд». Кроме того, в другой официальной программе Канн Cinefondation — конкурсе работ студенческих киношкол — покажут 26-минутную работу Олеси Яковлевой из Петербургского университета кино и телевидения с ужасающим для перевода названием «Сложноподчиненное». Российские фильмы могут обнаружиться и в двух главных неофициальных программах Канн, у которых свои отборщики (они еще не объявили свой вердикт): в безумно популярном «Двухнедельнике режиссеров» и «Неделе критики».
Канны благосклонны к нашему кино. Почти ежегодно отечественные фильмы сражаются за каннские призы. На сей раз утешимся хотя бы тем, что 27-летний Балагов попал в сферу каннских интересов. Канны пристально следят за киноавторами, которых открыли миру — тут одна из особенностей этого фестиваля. Насколько он сохранит другие особенности — большой вопрос.
Устрицы и гении
Проблемы начались, когда от руководства стал постепенно отходить Жиль Жакоб. Благодаря ему Festival de Cannes стал тем, чем стал. С конца 1970-х Жакоб формировал каннскую программу, а потом занял и пост президента. Но в 2007-м он отдал права главного отборщика Тьерри Фремо, а затем отказался и от президентского кресла. Жакоб, вероятно, решил, что обязан поступить так из-за возраста. Он вообще никогда не выпячивал себя: в отличие от президентов других фестивалей никогда не выходил на сцену во время церемоний открытия и закрытия. Сейчас ему 88. Но он явно поспешил. Он остается — по крайней мере, недавно оставался — в прекрасной физической форме.
Лет десять назад в составе избранных журналистов из России я участвовал в беседе с Жакобом в скромном парижском офисе каннского фестиваля. Его кабинет располагался на 4-м этаже, куда без лифта надо было подниматься по крутой винтовой лестнице. Все наши вспотели, пока поднялись. А Жакоб приходил в свой кабинет ежедневно и не просил перенести его на 1-й этаж.
Но главное в Жакобе — удивительный вкус к хорошему кино и изумительное чутье на таланты. Он открыл всех современных гениев: Коэнов, фон Триера и Тарантино, ставших его любимцами, Дарденнов, Альмодовара, Линча, Лоуча, Кустурицу, Майка Ли. Кого не открыл сам, тех украл у других фестивалей: тех же Сокурова и Звягинцева, Чжана Имоу и Асгара Фархади. В итоге Каннский фестиваль стал единственным, у которого есть свой круг фирменных режиссеров. Это лучшие режиссеры мира, и их не менее ста.