«Быть интеллектуальным волонтером выгодно»: бизнесмен и филантроп Гор Нахапетян — о новой бизнес-этике
В колонке для Forbes Life серийный предприниматель, соучредитель фонда «Друзья» Гор Нахапетян рассуждает о том, почему добрые дела нельзя делать тихо, как интеллектуальное волонтерство становится важным элементом бизнеса, а общество учится расширять радиус доверия.
Интеллектуальное волонтерство — это форма благотворительности, когда человек безвозмездно использует свои профессиональные навыки и знания на благо другим. Оно не менее важно, чем другие виды помощи, финансовой и гуманитарной. Вообще любое волонтерство правильное. В свое время, когда мы играли в КВН, я говорил, что КВН — это образ жизни, так же и здесь. Сегодня мы, кажется, наконец приходим к обществу, в котором, если ты не имеешь в своей жизни частичку волонтерства, ты уже не цельный персонаж. На Западе эта идея давно укоренилась, мы подходим к ней только сейчас, и этому есть объяснение. Мы вышли из Советского Союза, где вообще не было системной благотворительности — государство решало за нас все вопросы. Мы могли подать кому-то около церкви, но на этом все заканчивалось.
Есть вторая проблема. Это миф, что добрые дела нужно делать тихо, и мы с ним активно боремся. Наоборот, нужно кричать, что ты занимаешься благотворительностью, потому что это запускает цепь добра. Надо быть примером в семье, среди друзей и на работе, чтобы все больше людей в это вовлекалось. Форм вовлечения существует множество, интеллектуальное волонтерство, пожалуй, самая авангардная из них, по крайней мере в России. В США оно известно с середины XX века, когда адвокаты соглашались защищать кого-то в суде pro bono (во благо), то есть бесплатно. Сегодня интеллектуальное волонтерство гораздо больше, чем просто помощь одного человека другому. Это, помимо прочего, важный элемент бизнеса.
Зачем это нужно бизнесу
Как говорит преподаватель Московской школы профессиональной филантропии Александр Семин, сейчас то время, когда любая коммуникация эффективна, если она социальна. Если посмотреть на многие успешные рекламные кампании, станет очевидным, что они несут в себе социальную направленность. Косметический бренд теперь продает не просто крем, а идею, что любая женщина может быть красивой, с кремом или без. Модные бренды делают акцент на своей экологичности: посмотрите, мы создаем кроссовки из водорослей и пластика. Цивилизация зашла в определенный тупик, когда человек может уничтожить планету, и в этом тупике наша социальная позиция — благотворительность, волонтерство, любая другая помощь — помогает выживать и дает определенные смыслы. Людям, компаниям и их сотрудникам важно, в какой позиции они находятся, каким ценностям следуют, как участвуют в решении глобальных социальных проблем.