Бум структурных облигаций обернулся разочарованием для инвесторов
Средняя доходность этих инструментов с учетом инфляции – отрицательная
Бум выпуска структурных облигаций последних трех лет обернулся разочарованием для инвесторов. Средняя доходность этих инструментов ниже даже консервативных стратегий, а с учетом инфляции – вообще отрицательная, пишет Банк России в обзоре рынка, с которым ознакомились «Ведомости».
Структурные продукты – результат финансового инжиниринга, они представляют собой комбинации производных и классических инструментов. Инвестору предлагается альтернативная стратегия, которую он по разным причинам не может реализовать самостоятельно. ЦБ относит к структурным продуктам структурные облигации и облигации со структурным доходом (иногда их называют инвестиционными облигациями).
Структурные облигации позиционируются эмитентами и их агентами как бонды, хотя по экономической природе они представляют собой внебиржевые деривативы, указал Центробанк. Типовая структурная облигация – это необеспеченное обязательство в рублях на срок до года с купоном в 0,1%. Предполагается, что доход принесет разовый платеж при погашении, размер которого обусловлен изменением цены базового актива: индекса, валютной пары, акции одного или нескольких российских эмитентов. 62% погашенных в России выпусков были привязаны к акциям, обнаружил ЦБ.
У типовой структурной облигации нет защиты капитала – размер выплаты может оказаться меньше номинала в зависимости от наступления/ненаступления предусмотренных эмиссионной документацией обстоятельств. Типовая структурная облигация не имеет вторичного обращения, инвестор должен дожидаться истечения ее срока или досрочного погашения.
Рождение рынка
Российский рынок структурных продуктов возник в 2018 г. вслед за соответствующими изменениями в 39‑ФЗ «О рынке ценных бумаг». В 2022–2024 гг. в стране наблюдался бум выпуска этих инструментов: объем рынка вырос в 5,2 раза до 1,869 трлн руб. (из них 1,66 трлн – структурные облигации), число выпусков достигло 2058 (1613). На июль этого года рынок увеличился до 1,92 трлн руб. (1,738 трлн руб.).
