Будь как Земфира: выходит книга о главном феномене российской музыки ХХI века
В издательстве «Эксмо» выходит книга «Земфира и мы» — история восхождения главной российской певицы последних 20 лет. Forbes Woman публикует отрывок о том, почему профессионализм не может быть удобным
Ольга Жаркова — юрист, аспирант Всероссийского государственного университета юриспруденции. К написанию книги «Земфира и мы. 20 лет в стремлении разгадать самый обсуждаемый феномен российского рока» ее подтолкнула привычка к исследовательской работе и любовь к музыке. Разбирая тексты песен, перечитывая интервью и вспоминая этапы биографии певицы, Ольга Жаркова рассматривает Земфиру как автора, как медийное лицо и как яркое явление отечественной музыкальной культуры. В этом отрывке — попытка найти ответ на вопрос о том, почему «легко с Земфирой не было никому».
По словам Леонида Бурлакова (Земфира подчеркивала, что в продюсере Л. Бурлакове ее подкупила среди прочего готовность поддержать запись ее первого альбома, несмотря на грянувший финансовый кризис 1998 года и последовавшую за ним финансовую неопределенность. — Прим. авт.), в период сотрудничества с ним Земфира была мотивирована и собранна, порядочна в любых рабочих и финансовых вопросах. Он рассказывает о том, что каждый день прослушивает по несколько присланных дисков, мечтая встретить столь же одаренных музыкантов, которым готов «многое прощать за талант».
«Занятия музыкой облагораживают, это же очевидная вещь. Человек просто становится лучше — говорит дипломированный музыкант с 15-летним опытом работы (не считая обучения в училище), профессионал топ-уровня, который был готов пойти работать в детский сад, чтоб иметь возможность содействовать раннему музыкальному развитию детей, но, увы, не нашла понимания директора. — А в Швеции в общеобразовательную программу включена игра на инструменте — в первом классе ты выбираешь инструмент и к десятому уже играешь, например, на саксофоне».
Куда ни посмотри, к какому аспекту творчества ни приглядись поподробнее (автор, исполнитель, художественный руководитель, менеджер продакшна и т.д., и т. п., в конце концов — организатор — построила вокруг себя практически европейскую систему менеджмента), везде найдем любовь к музыке и стремление делать все настолько профессионально, насколько возможно, причем часто за границами бытующих в отечественной музыкальной индустрии представлений о необходимом и достаточном для успеха. Нередко такой подход к делу толкуется превратно: когда за сценой «болтаются все подряд», а исполнитель просит очистить бэкстейдж и не мешать, это воспринимается как каприз или стервозность». Стервозным в таком случае можно считать и Кобейна, сообщившего барабанщику о расставании с ним вследствие неготовности последнего репетировать 5 раз в неделю.
Профессионал экстра-класса отличается от своих коллег, пожалуй, не только уровнем мастерства, но и готовностью поставить свое дело выше многого.
Нет ни одной причины не поверить молодой исполнительнице, только-только записавшей свой первый диск: