Бразильская команда: как правильно искать менеджеров в Сан-Паулу и Рио
Создание новых управленческих команд за рубежом сегодня не редкость. Один из самых частых международных запросов на поиск руководителей связан с Бразилией. Старший проектный менеджер Odgers Berndtson Russia Анна Павлова рассказывает, что нужно знать перед тем, как нанимать управленца, который будет запускать ваш бизнес в этой стране
Бразилия ― наиболее экономически развитая и многонаселенная (220 млн жителей) страна Латинской Америка. Еще в 2020 году она была первой в рейтинге технологических центров континента. Цифровизация, ускорившаяся во время пандемии, создала благоприятные условия для развития большого количества стартапов разных направлений ― EdTech, FinTech, AdTech, Classified-компаний, новых стриминговых сервисов, IT-компаний и новых социальных сетей. Инвестиции в бразильские стартапы стабильно растут. При этом, по оценкам руководителей, уже работающих в Бразилии, технологии отстают от российского, европейского рынка и рынка США — в среднем на три-пять лет. Такая ситуация дает иностранному бизнесу шанс адаптироваться и занять свободные ниши на быстроразвивающихся рынках с низкой конкуренцией.
Среди российских бизнесов, которые успешно вышли на рынок Бразилии ― LinguaLeo, Академия Перемен, Skillbox, QIWI, eLama, indriver, Dostavista.
Нанимайте местных
Сегодня ряд предпринимателей, заинтересованных в выходе на международные рынки, рассматривают релокацию как эффективное решение. Однако план «перевезем команду, которая знает продукт, и бизнес «полетит» ― рискованный. Есть примеры, когда компании пробовали релоцировать российскую команду в другие страны, и этот опыт был неудачным.
Бизнес в Бразилии ― не исключение. Опираться на российские бизнес-модели, работая в стране, не получится. Команде предстоит быстро ориентироваться в новых условиях, а значит нужно нанимать управленцев с многолетним опытом работы в Бразилии: местный партнер поможет сократить время на запуск проекта.
Дела в этой теплой стране ведутся неторопливо, а бюрократия очень сильна, одних только налогов, которые нужно учесть, ― десятки. Бразильский руководитель со знанием менталитета и особенностей рынка ― от экономических до культурных ― нужен, чтобы быстро и грамотно решить вопросы регистрации и оформления компании, собрать команду, разработать стратегию выхода продукта на рынок.
Риск найма местных топ-менеджеров и локальной команды связан с менталитетом. Бразильцы открытые и общительные, быстро идут на контакт и заводят новые знакомства. Однако жаркий местный климат приучил их никуда не торопиться. В стране даже есть поговорка «Странный человек, который пришел первым». Опоздания или согласование встреч по несколько дней для них ― норма. Решит проблему найм руководителей с опытом работы в компаниях с сильной европейской корпоративной культурой ― вы будете говорить с партнером на одном языке, а он ― поможет найти подход к бразильским коллегам.