Братья Коины. Что такое ICO (краудсейл) и как зарабатывают на токенах
Создатели биткоина, обнародовав в свое время открытый исходный код главной мировой криптовалюты, подарили человечеству, вернее, технически подкованной его части возможность создавать собственные токены и приоткрыли таким образом «ящик Пандоры». Однако «проклятием» само явление продажи коинов можно охарактеризовать только от части и то в случае, когда проект, изначально казавшийся перспективным, вдруг сдувается, а токены обесцениваются. Но обо всем по порядку.
Понятие ICO — это аббревиатура от английского словосочетания Initial Coin Offering, что на «великий и могучий» переводится как «первичное предложение монет». Кто и кому в данном случае предлагает монеты, и главное — какие монеты? Речь идет о токенах — цифровых объектах, записях в смарт-контракте блокчейна. Как правило, тот, кто организует ICO, имеет определенный стартап (или даже идею), для развития которого требуются инвестиции. Стартапер на блокчейне выпускает криптографические токены и организует краудфандинговую кампанию с целью реализовать, в смысле продать часть токенов за криптовалюту (биткоины, лайткоины или эфиры) или даже за фиатные, то есть имеющие обращение в той или иной стране деньги. Этот процесс также называется «краудсейл» (crowdsale). Инвесторы, как правило, покупают дешевые токены в надежде, что стартап «выстрелит», то есть окажется перспективным, что впоследствии позволит заработать на перепродаже монет. Это ключевой момент концепции ICO — инвесторы наживаются не за счет дивидендов, которые обычно получают дольщики, совладельцы бизнеса, а исключительно за счет спекуляции монетами — чего уж там, давайте называть вещи своими именами.
Самый яркий пример подобного стартапа, будоражащий фантазию большинства начинающих и продолжающих криптоинвесторов с 2014 года, это токены ETH, которые на этапе ICO стоили 30 центов за монету, а спустя несколько лет — уже 1400 долларов. Однако это скорее исключение из правил.
В чем основная проблема краудсейла?
Технология ICO во многом повторяет процесс IPO — Initial Public Offering, то есть «первичное публичное размещение акций». Это когда инвесторы посредством ценных бумаг приобретают долю в той или иной компании или стартапе. IPO регулируется государством, которое предоставляет инвестору определенные гарантии. В этом-то и заключается основное различие между этими двумя «первичными» явлениями. Результат ICO — это распределение токенов (своего рода долговых расписок в цифровом формате), которое осуществляется без какого-либо контроля со стороны законодательных органов. Именно поэтому область «размещения монет», как «медом намазано», привлекает мошенников, целью которых становится банальный отъем денег у доверчивых граждан, а большинство проектов, выставляемых на ICO, оказываются мыльными пузырями. Что не удивительно, таких как Виталик Бутерин днем с огнем искать надо (вот, кстати, почитайте материал о создателе проекта Ethereum).
Однако это не значит, что покупка монет — пустая затея. Просто при выборе объекта для инвестирования нужно выполнить ряд несложных телодвижений, как-то: