Борис Эйфман: «Западные деятели балета более рациональны, а у нас все идет от эмоций»
Загадочная русская душа – лэндмарк не слабее русского балета. Пока все восхищались классической школой, Борис Эйфман взял на себя смелость развивать современный балет. После этого американские критики назвали его «человеком, который осмелился» и провозгласили одним из главных российских хореографов. 25–27 июля вы сможете убедиться в этом сами – в Большом покажут его «Эффект Пигмалиона» в рамках фестиваля «Черешневый лес».
Чего не хватает российскому современному балету, чтобы выйти на уровень иностранного?
Не соглашусь с самой постановкой вопроса. Балет – не Олимпийские игры. В нем нет турнирных таблиц. Ни одна научная лаборатория не даст объективные критерии, определяющие, какой артист достоин золота, а какой – серебра или бронзы. Балетная классика в исполнении ведущих отечественных трупп по-прежнему пользуется за рубежом всеобщим признанием. Другое дело, что иностранные зрители зачастую продолжают ассоциировать хореографическое искусство России исключительно с «Лебединым озером». Наш театр, создающий уникальный и конкурентоспособный современный репертуар, открывает новый путь развития отечественного балета.
Достаточно ли сильное образование в сфере балета в России сейчас? Можно рассчитывать, что у нас через 10 и 20 лет будут новые звезды?
Кризис системы хореографического образования для меня очевиден. Причем он наблюдается не только в российском, но и в мировом балете. Дефицит высококвалифицированных педагогов и ярких творческих личностей, закостенелость методик подготовки танцовщиков, падение престижа профессии – все это образует целый клубок проблем. Сейчас трудно предсказать, что ожидает балетное искусство в будущем. Может, через несколько лет мир увидит новых звезд танца. Но теоретически вероятен и негативный сценарий, когда выступать на сценах театров будет попросту некому. Не хочу изображать из себя прорицателя. Я и мои коллеги делаем для воспитания талантливых артистов все возможное. В Петербурге создана инновационная Академия танца, готовящая универсальных балетных исполнителей. Скоро состоится ее первый выпуск. Уже в ноябре при Академии будет открыт Детский театр танца. На его сцене смогут совершенствовать свое мастерство не только воспитанники нашей школы, но и юные артисты со всего мира (как из профессиональных, так и из любительских коллективов). Без появления танцовщика нового типа нельзя реализовать идеи балетного театра XXI века.
А вас звали работать за границу? На какое предложение вы бы согласились?
Я ставил спектакли на престижных сценах Америки, Европы, Азии. Это был важный профессиональный опыт, который многое мне дал. Однако как художник я не могу существовать без своих артистов. Только с ними я способен полноценно воплощать в жизнь задуманное.
В чем своеобразие искусства отечественного балетного театра?
Западные деятели балета более рациональны: сперва все проанализируют – и уже потом танцуют или сочиняют хореографию. У нас же все идет от эмоций, которые невозможно просчитать и запрограммировать. Такой танец превращается в «души исполненный полет», поток живой энергии.