Богатые нарываются: последнее корейское предупреждение
Почему фильм из Южной Кореи стал триумфатором недавнего Каннского кинофестиваля
Только что в наш прокат вышел фильм «Паразиты» южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо. Триумф корейской картины на кинофестивале № 1 может показаться данью политкорректности — но лишь людям, далеким от кино и не желающим знать, что в нем сегодня творится.
Странно не то, что победили корейцы, а то, что они ждали своего часа столь долго, хотя тот же Ли Чхан Дон — один из моих любимых корейских мэтров — уже подбирался к «Золотой пальмовой ветви». Мода на корейское кино возникла на фестивалях еще лет двадцать назад, на рубеже 2000-х. Она потеснила моду на китайское, иранское и японское, слегка отступив потом под натиском латиноамериканского — прежде всего аргентинского и мексиканского. Кстати, в Каннах 2019-го произошел редкий случай, когда вердикт жюри совпал с оценками мировой прессы (обычно их мнения расходятся): «Паразиты» Пон Чжун Хо обрели наивысшие баллы в британском деловом издании Screen International, где опрашивают критиков из разных стран.
У нас, где корейские фильмы не найдешь даже на платных кабельных каналах, полным-полно их поклонников, уверенных, что лучше корейцев не снимает сейчас никто. И режиссер Пон Чжун Хо — один из тех, кого у нас ценят.
О чем это
«Паразиты» — фильм о социальном неравенстве. Даже не так: о своего рода Берлинской стене, разделяющей разные классы корейского общества. Семья из четырех человек: пожилые отец и мать, их сын и дочь в возрасте 20+, — обитает в бедном районе в полуподвальной квартирке, на окна которой вечно мочится какой-нибудь перепивший. Семья явно талантлива. У отца славное спортивное прошлое: в комнатушке вывешены его медали.
В какой-то момент сыну везет: его благополучный приятель, выпускник университета, предлагает временно, пока он на стажировке, подменить его в роли учителя английского, который дает частные уроки дочери очень богатого менеджера.
Сын бедных тоже, кстати, четырежды пытался поступить в университет до и после службы в армии. Но увы. Он спрашивает друга, отчего тот выбрал именно его, а не кого-то из сокурсников, и получает ответ: а) «Ты знаешь английский в сто раз лучше, чем все эти универские бездельники-алкаши», и б) «Мне нужен человек, которому я доверяю». Ведь когда дочь богатого менеджера, которую он обучает, сама поступит в универ, благополучный друг сделает ей предложение.