Бизнесмен Тихон Смыков вспоминает, как в России появились Nokia, Apple, Nike и LEGO
И рассказывает, как отечественный рынок ретейла поднимался с колен и как ему удалось оказаться у руля крупнейшей в этой сфере компании.
Скорее всего, вы могли никогда не слышать о компании Inventive Retail Group просто потому, что не задумывались, откуда в России продукция Apple, Samsung, Xiaomi, Huawei, LEGO, Nike и многих других всемирно известных брендов. Дистрибуцией этих товаров с 2005 года в нашей стране занимается именно Inventive Retail Group, за успехом которой стоит президент компании – Тихон Смыков. Окончивший когда-то с отличием Московский Государственный технический университет им. Н. Э. Баумана по направлению «Комплексные системы автоматизации производства» и начинавший карьеру с продаж программного обеспечения Смыков совершенно не выглядит и не ведет себя, как занудный номенклатурный технарь. О таких бизнесменах принято говорить «современный предприниматель нового типа». В свободное время тягает 170-килограммовую штангу, помимо идеально пошитых на заказ костюмов и кашемира Brunello Cucinelli, носит и стритвир, развивает в компании корпоративные СМИ, чтобы быть ближе к сотрудникам, и под Новый год в одном из магазинов re:Store лично консультирует и стоит за кассой.
В портфеле вашей компании Inventive Retail Group очень много известных, всемирно популярных брендов. С чего вообще все началось? Как появилась компания?
Я в компанию пришел, когда она уже существовала какое-то время, поэтому в целом все началось до меня. А история успеха простая: великая компания Apple не всегда была такой же великой, как сейчас. Объем бизнеса в России был довольно небольшой, и нужна была компания, которая привозила бы в Россию товары и выполняла маркетинговые функции. Основателем компании был Евгений Бутман, основным акционером – ныне покойный Георгий Генс. И собственно говоря, это был просто оптовый бизнес. 11 ноября 2005 года розничное подразделение Apple IMC Russia открыло в Москве первый магазин Apple Center в ТРК «Атриум». Через год проект был переименован в re:Store, который в дальнейшем превратился в крупнейшую сеть Apple Premium Reseller в мире. Бизнес оказался неплохим, довольно быстро открыли несколько десятков магазинов по стране. А я пришел в компанию в 2008 году в качестве заместителя генерального директора.
А расскажите, пожалуйста, чем вы занимались до этого?
Я был довольно молод. Работал в той же группе, занимался оптовой дистрибуцией продукции Apple. Просто акционеры попросили перейти в розничный проект в какой-то момент. И тогда я понял, что вообще-то можно заниматься не только Apple. И мы стали эволюционно договариваться с другими крупнейшими компаниями потребительского рынка. Сначала это была компания Nokia, потом Sony, затем Samsung, следом – LEGO. В 2012-м мы договорились с Nike. Вот так портфель брендов и сформировался. Ну и потом мы в 2014 году Street Beat сделали – мультибрендовый магазин кроссовок.
Давайте на всякий случай для читателей проясним, что такое ретейл и чем занимается ваша компания.
Мы занимаемся главным образом именно монобрендовым ретейлом. Например, есть какая-то марка, она не может или не хочет розничную торговлю осуществлять самостоятельно, но она может попросить об этом партнера. Мы тот самый партнер, который помогает бренду выстроить диалог с потребителем в России, соблюдая все-все стандарты обслуживания этого бренда и предоставляя все услуги на самом высочайшем уровне. Мы для брендов делаем розничные сети и интернет-магазины.