Без розовых очков. Как стартаперу научиться управлять компанией
Решившись на запуск своего бизнеса, очень важно не поддаться моде на мотивацию, а заняться изучением вполне конкретных вопросов
Будем честны: редко у стартапера есть хоть какое-то бизнес-образование или даже серьезный опыт управления людьми. Как правило, он много знает о собственном продукте, о том, как именно его создать. А вот как продавать или продвигать, чаще всего представляет лишь приблизительно. Нет понимания, как построить стратегию и управлять людьми. Все это создает большой клубок проблем, которые нужно каким-то образом решать, и первое, о чем мы задумываемся, — это как получить нужные знания и насколько они необходимы.
Обучение или пустая трата времени?
Для начинающих бизнесменов существует масса обучающих онлайн- и офлайн-программ, в деловых СМИ можно подсмотреть полезные кейсы. Однако для того чтобы понять, какой контент подойдет именно вам, придется потратить огромное количество времени, отделяя зерна от плевел.
В сущности, все образовательные курсы, которые предлагает стартаперу рынок, делятся на мотивационные и прикладные. Чтобы понять, за что браться, нужно четко расставить приоритеты. Одновременно ходить на прикладные занятия и программы, нацеленные на мотивацию, нет никакого смысла. В итоге ресурсы будут потрачены на процесс, а в сухом остатке не останется ни вдохновения, ни полезных умений.
Если говорить о бизнес-курсах, начинать надо с самых основ: экономика предприятия, бизнес-планирование, тайм-менеджмент. А вот курсы по бухгалтерии или юридической грамотности, которые сейчас предлагают стартаперам, на мой взгляд, пустая трата времени и денег. В этих вопросах стоит довериться профессионалам, тем более что предложений на рынке достаточно. Нанять бухгалтера на аутсорсе для небольшой компании стоит сейчас 5−15 тыс. рублей в месяц. То же относится и к юридическому сопровождению небольшого бизнеса. Вам просто необходимы достойные люди, которым вы сможете доверять.
Язык цифр
Малый бизнес или стартап — между этими понятиями лежит огромная пропасть, о которой часто забывают предприниматели. Всем приятно именовать себя стартапом, рассчитывая на быстрый рост. Но чтобы действительно расти, рано или поздно придется научиться взаимодействовать с инвесторами и различными институтами развития. В России довольно много программ поддержки малого и среднего бизнеса, но чтобы получить инвестиции, нужно презентовать свой проект. И делать это придется на языке инвестора. Что это такое? Ваш энтузиазм — это прекрасно, но каждый инвестор ежедневно видит стартаперов с