Берлинале-2024: как Руни Мара попала на «Кухню»
Какими приемами пользуются режиссеры и как их воспринимают зрители, рассказывает кинокритик Стас Тыркин, ведущий репортаж с Берлинского кинофестиваля
Забудьте сериал «Кухня» с его милотой. В одноименном мексиканском фильме (La cocina), показанном в конкурсе Берлинале, ресторанная кухня показана таким образом, что дважды подумаешь, прежде чем еще когда-либо переступишь порог даже самого лучшего ресторана.
«Кухня» Алонcо Руиспаласиоса
Повар по имени Педро (Рауль Брионес Кармона) — примерно одно из самых отвратительных существ, когда-нибудь попадавших на экран «кулинарного кино». Немногим симпатичнее забеременевшая от него официантка Джулия (Руни Мара) с ее весьма своеобразными представлениями о санитарии и гигиене. Вообще, исключительное отвращение к себе внушает весь состоящий в основном из нелегальных мигрантов коллектив ресторана The Grill — явно не лучшего в Нью-Йорке, зато прямиком на Тайм-сквер.
В нем безвылазно разворачивается действие фильма, снятого по мотивам траченной молью пьесы — снятого, надо сказать, довольно изобретательно, причем в черно-белой гамме: очевидно, что аппетитный показ еды совершенно не входит в задачу режиссера Алонcо Руиспаласиоса. А входит в нее, наоборот, показ сложных человеческих, межклассовых и межэтнических отношений в современном мире (на кухне ресторана в самом центре Нью-Йорка, кроме Руни Мары, кажется, никто не говорит по-английски), где ресторан — очевидный образ того самого пресловутого плавильного котла, который принято восхвалять как символ равных возможностей и который, как следует из этого изнурительного произведения, являет собой никакой не символ, а просто зловонный горшок, где плавают в нечистотах внушающие гадливость насекомые, точнее глубоко фрустрированные люди, ненавидящие друг друга и свою работу и занятые всем, чем угодно (разборками, драками, песнями, перекурами, случками в холодильнике, расследованием, кто украл из кассы $800), кроме своих прямых обязанностей, то есть, не дай бог, приготовления еды.