Азбука для венчура. Как правильно выбирать стартапы для инвестиций
Инвестиции в стартапы считаются высокорискованными, но в случае успеха они обеспечат более высокую доходность, чем традиционные финансовые активы. Можно ли распознать в проекте-новичке будущего «единорога» и какие инструменты в этом помогут?
Оценка инвестиций в стартап — несколько более сложное дело, чем принятие решения о том, стоит ли инвестировать в состоявшуюся компанию, существующую много лет. Однако игра стоит свеч: вкладывая деньги в проект, только вышедший на рынок, инвестор может рассчитывать на более высокую доходность в будущем.
По оценке Bloomberg, в прошлом году в США венчурные инвестиции в стартапы побили очередной рекорд, составив $67 млрд. Кроме того, эта отрасль с каждым годом «демократизируется»: все больше информации доступно в интернете, появляются специальные платформы для помощи начинающим инвесторам, так что стартапами теперь занимается далеко не только узкий круг крупных крупных игроков.
Правила безопасности
Первое, что нужно помнить частному инвестору, который хочет вложиться в стартап — вероятность успеха не так уж высока, поэтому желательно инвестировать сразу в несколько проектов одновременно. Глава американской Ассоциации бизнес-ангелов Марианна Хадсон, под началом которой работают более 100 крупных венчурных инвесторов, отмечает, что имеет смысл вкладываться сразу в 10-12 стартапов. «Знайте, что от половины до 70% своих инвестиций вы, скорее всего, потеряете», — предупреждает она.
Недавно бельгийская компания Board of Innovation, которая занимается консалтингом в сфере венчурных инвестиций и внедрения инноваций (среди ее клиентов такие компании, как eBay, P&G, J&J и Volkswagen), опубликовала собственные рекомендации для желающих вложиться в стартап.
В качестве подготовительных шагов она посоветовала провести вступительную беседу с основателями о стартапе и получить от них информацию о его бизнес-модели, финансовых показателях, других инвестициях, продуктах и услугах, и так далее. После этого нужно провести оценку зрелости стартапа (от наличия изначальной идеи до устойчивой позиции на рынке) и, соответственно, связанных с ним инвестиционных рисков. На некоторых этапах логичнее оценивать активность работы команды проекта над идеей и продуктом, а на других — уже долю рынка и доходность.