Россию будоражат мегапроекты один другого дороже

АвтоМирАвто

Золотая трасса к морю

Россию будоражат мегапроекты один другого дороже. Не успели мы отказаться от моста на Сахалин за 540 млрд рублей, как появилась идея связать трассой Джубгу и Сочи. Но уже за 1,2 триллиона…

Константин Корндорф

Прожектерству россияне предпочли бы серьезную работу над реальными проектами

Если эту идею воплотить в жизнь, то дорога вдоль моря Джубга – Сочи (А147) окажется одной из самых дорогих в мире. Речь идет о 170 километрах горного серпантина, связывающего сегодня Сочи с «большой землей». Даже без пробок, которые на узкой извилистой трассе случаются по самому невинному поводу, ехать по этому участку не менее четырех часов. А с пробками, случается, машины стоят целый день. Двухполоска узка и опасна даже летом и регулярно забирает в ДТП человеческие жизни.

Стройка по этапу

И тут оказалось, что «Росавтодор» разработал концепцию реконструкции опасливо ползущей средь обрывов и оползней дорожки. Причем даже не реконструкции, а нового строительства в чистом виде – сплошные мосты и тоннели. И коль скоро проект 4-полосной трассы реализуют, от Джубги до Сочи окажется уже не 170, а 119,5 км, проехать которые можно будет за час. Об этом корреспонденту одной из центральных газет поведали сразу три, хоть и не названных, но федеральных чиновника. Что же, по их словам, насчитали в «Росавтодоре»?

Стройка разбивается на четыре этапа: обход Туапсе (10 мостов и 7 тоннелей) обойдется в 199 млрд руб. В 180 млрд оценили обход Сочи (16 тоннелей, 25 мостов и эстакад). И 130 млрд потребуется на обход Лазаревского при помощи 8 мостов и 4 тоннелей. А оставшиеся 80 км – соединительные участки – потребуют рекордные 700-800 млрд руб. Так и набирается боле 1,2 трлн! Что это – шутка или чреда трагических опечаток? Ведь это более $19 млрд! Быть может, чиновники развлекаются, дав таким образом понять, что нормальной дороги к Сочи не бывать? Говорят, что концепция автомагистрали в закрытом режиме прорабатывалась правительством с прошлой весны, работа велась и в администрации президента. А такими вещами у нас шутить не принято. К тому же, Игорь Астахов, замглавы «Росавтодора», еще в апреле упоминал, что надеется начать реконструкцию этой дороги в 2019 году, не сообщая, впрочем, никаких подробностей.

Дороже не бывает

Ну а сегодня, зная стоимость проекта, нам уже ясно, что дороги не будет. Денег взять негде. Даже если подключить сценарий ГЧП, то на первых этапах государству все равно придется вносить архисуммы. Стоимость проекта рекордная – комментирует ситуацию в «Ведомостях» президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков – почти вдвое больше, чем у проекта Европа – Западный Китай. Последний внесет несопоставимо больший вклад в экономику, тогда как дорога Джубга – Сочи по большей части должна обслуживать курортников.

Словом, очередной сотрясший прессу информационный взрыв вновь оказывается пустышкой. И нам жаль, что время и квалификация дорожников и проектантов растрачиваются на заранее бесперспективные и неосуществимые проекты.

Любопытно

Трудно поверить, что виртуальная 120-километровая трасса взамен существующей дороги Джубга – Сочи по стоимости окажется затратнее строительства столичного метрополитена. Стоимость прокладки метро глубокого залегания в Москве со строительством станций обходится до 7 млрд рублей за километр, тогда как краснодарская трасса в расчете на километр потребует 10 млрд рублей ($160 млн). Мосты и тоннели это, конечно, дорого, но чтобы настолько!

Накрылась заповедником

На фоне разговоров о строительстве дороги Джубга – Сочи проект более дешевой магистрали Кисловодск – Сочи куда-то затерялся. Правительство еще недавно собиралось строить платный автобан, связывающий курорты Северного Кавказа с побережьем Черного моря. Назывались даже вполне обозримые сроки реализации проекта. Дорога протяженностью 334 км должна была пройти из Сочи через Красную Поляну, Псемен, Зеленчукскую, Черкесск, Карачаевск в Кисловодск. Стоимость – порядка 65 млрд рублей – вполне реальная сумма, учитывая возможность подключения концессионных схем ГЧП. Рассматривался и проект трассы в укороченном варианте – 273 км, при котором магистраль финиширует в Черкесске. Разница не принципиальна, тем более что идея нравится всем без исключения, включая Федеральное дорожное агентство и премьер-министра, который даже поручал проектировщикам проработать вопрос основательнее. А власти Краснодарского края, Ставрополья и Карачаево-Черкессии даже бояться дышать на проект – главное, чтобы центр не передумал. Получение такой курортной связки изрядно подстегнуло бы развитие Северо-Кавказского региона, решив до кучи и вопрос проблемной дороги Джубга – Сочи.

Однако, исходя из последней информации, складывается ощущение, что власть предержащим куда интереснее апеллировать более значительными суммами (1,2 трлн явно больше 65 млрд), забивая их золотыми сваями в скальный грунт. К тому же в 2019 году, когда будет достроена железнодорожная часть, нужно трудоустраивать строителей Крымского моста. После столь масштабного проекта размениваться на какие-то 65 млрд? А нет ли чегонибудь покруче?

А что не так с проектом «Кавмингруппа» – Сочи? Проблемы, действительно, имеются. Оказалось, что найденные было строители-китайцы, которые возвели самую высокогорную (5000 метров над уровнем моря) Цинхай-Тибетскую дорогу в Лхасу, куда-то подевались. Но это ладно. Главное, что трасса Кисловодск – Сочи не прошла экологическую экспертизу, о чем стало известно от рабочей группы Совбеза. Магистраль должна пересекать территорию Кавказского биосферного заповедника, что запрещает Федеральный закон. Построить эту дорогу, минуя заповедник, практически невозможно. И дорогу, увы, не спасает даже тот факт, что она включена в Стратегию развития внутреннего и въездного туризма Северо-Кавказского федерального округа на период до 2035 года.

Словом, нам кажется, что Сочи еще долго будет оставаться для автомобилистов труднодосягаемым бастионом. Кто знает, может поэтому многие туда так стремятся.

Ремонт окончен

В Красноярском крае отремонтировали более 40 км дороги Р-255 «Сибирь». Ремонтные работы завершили на трех участках федеральной трассы. В порядок привели отрезок дороги с 1032 по 1039 км в границах Канского района. Подрядчик восстановил водоотводную систему, укрепил обочины и кюветы, уложил асфальтобетон из щебеночно-мастичной смеси, установил новое ограждение, заменил знаки и сигнальные столбики. На участках дороги с 946 по 975 км и с 1076 по 1081 км в Рыбинском и Иланском районах выполнены работы по устранению дефектов и колейности, образовавшихся на покрытии проезжей части, а также проведена поверхностная обработка. Всего до конца года в Красноярском крае восстановят 130 км трассы Р-255.

Что-то новенькое

Новые дорожные знаки скоро появятся, как минимум, на столичных дорогах. И по большей части, как нам кажется, на дорогах столицы. Новые указатели в ПДД получили названия «Велосипедная зона» и «Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса». Соответствующий проект уже разрабатывает правительство. Напомним, только в июле в России вступила в силу новая редакция Правил дорожного движения, включающая поправки относительно новых дорожных знаков. Так, были узаконены дорожные знаки: «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств» и знак дополнительной информации «Экологический класс транспортного средства». Кроме того, для обеспечения безопасности дорожного движения действие дорожного знака «Остановка запрещена» распространено на маршрутные транспортные средства вне зоны остановок маршрутного транспорта.

Фото: Виталий Тимкив/ТАСС; Кавказский государственный природный биосферный заповедник; Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы; Ведяшкин Сергей/Агентство городских новостей «Москва»; ФКУ Упрдор «Енисей»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рыночные отношения Рыночные отношения

Покупка или продажа автомобиля – дело непростое

АвтоМир
Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы

Памятка на случай, если кража автомобиля уже произошла и пора действовать

ТехИнсайдер
Заряженные на экологию Заряженные на экологию

Что оставляет меньший след в природе: электрокары или автомобили на бензине?

РБК
Трофейный ресурс Трофейный ресурс

Что получил СССР в качестве компенсации от Германии по итогам войны

Эксперт
Победители и побеждённые Победители и побеждённые

Противоречивый мир Англии: норманны властвовали землей, а саксы её возделывали

Дилетант
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
Французское влияние в мягком подбрюшье России Французское влияние в мягком подбрюшье России

Как Париж выстраивает стратегическое партнерство с государствами Средней Азии

Монокль
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
«Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским «Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским

Валентин Словетский — классик русского рэпа. Поговорили с ним о новом альбоме

Правила жизни
В Финляндии стали использовать избыточное тепло дата-центров для отопления В Финляндии стали использовать избыточное тепло дата-центров для отопления

Дата-центр снабжает финский город теплом уже около десяти лет

Inc.
Как мозг формирует привычки и почему от них сложно избавиться Как мозг формирует привычки и почему от них сложно избавиться

Мозг и привычки: причем тут дофамин и ошибки в предсказаниях?

ТехИнсайдер
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
Налоговый вычет за автомобиль: как выгодно купить и продать машину Налоговый вычет за автомобиль: как выгодно купить и продать машину

Как эффективно заключить сделку по автомобилю

РБК
Табаковы Табаковы

Олег Табаков — мэтр сцены, голос Матроскина и учитель великих актеров

Караван историй
Жизнь на чемоданах Жизнь на чемоданах

Как избежать ненужных рисков во время путешествия?

Здоровье
«Кухня Древнего мира» «Кухня Древнего мира»

О сырах, которые в Древнем Риме считались скромной пищей

N+1
Волна у нас дома Волна у нас дома

Что такое сёрфинг на искусственной волне

Новый очаг
Рейтинг публикационной активности университетов Рейтинг публикационной активности университетов

Исследование публикационной активности университетов

Эксперт
Волшебный шкаф Волшебный шкаф

Секреты обустройства вместительной гардеробной

Лиза
Мифы и факты: Александр I Мифы и факты: Александр I

Весной на экраны вышел сериал об императоре. Какие факты вызывают споры?

Вокруг света
«Сегодня здание — это не просто коробка» «Сегодня здание — это не просто коробка»

Архитектор года Юлий Борисов — о сценариях жизни и привилегии человека

Weekend
Моя лучшая подруга Моя лучшая подруга

Даже после ссоры вернуть лучшую подругу реально. Главное – знать, с чего начать!

Лиза
Необитаемый остров Необитаемый остров

Шесть снимков Ксении Хаунд о заброшенных безлюдных местах

Men Today
Стоп, снято! Стоп, снято!

Олег Трофим — о причинах всеобщей любви к хулиганам

Правила жизни
Национальность может говорить о потребностях во сне Национальность может говорить о потребностях во сне

Культурные нормы определяют ваши потребности во сне. Так ли это?

ТехИнсайдер
Работа с умом: каков потенциал генеративного ИИ для роста производительности в России Работа с умом: каков потенциал генеративного ИИ для роста производительности в России

Ученые проанализировали влияние генеративного ИИ на задачи и профессии

Forbes
По вертикальной траектории По вертикальной траектории

Об одной вещи, без которой жизнь горожанина превратится в кошмар

Наука и жизнь
Романтика в большом городе Романтика в большом городе

Психология любви в условиях вечной спешки

Лиза
Палеонтологи восстановили перья археоптерикса, и объяснили как он летал Палеонтологи восстановили перья археоптерикса, и объяснили как он летал

Как ученые по оставшимся костям могут реконструировать облик археоптерикса?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении