Россию будоражат мегапроекты один другого дороже

АвтоМирАвто

Золотая трасса к морю

Россию будоражат мегапроекты один другого дороже. Не успели мы отказаться от моста на Сахалин за 540 млрд рублей, как появилась идея связать трассой Джубгу и Сочи. Но уже за 1,2 триллиона…

Константин Корндорф

Прожектерству россияне предпочли бы серьезную работу над реальными проектами

Если эту идею воплотить в жизнь, то дорога вдоль моря Джубга – Сочи (А147) окажется одной из самых дорогих в мире. Речь идет о 170 километрах горного серпантина, связывающего сегодня Сочи с «большой землей». Даже без пробок, которые на узкой извилистой трассе случаются по самому невинному поводу, ехать по этому участку не менее четырех часов. А с пробками, случается, машины стоят целый день. Двухполоска узка и опасна даже летом и регулярно забирает в ДТП человеческие жизни.

Стройка по этапу

И тут оказалось, что «Росавтодор» разработал концепцию реконструкции опасливо ползущей средь обрывов и оползней дорожки. Причем даже не реконструкции, а нового строительства в чистом виде – сплошные мосты и тоннели. И коль скоро проект 4-полосной трассы реализуют, от Джубги до Сочи окажется уже не 170, а 119,5 км, проехать которые можно будет за час. Об этом корреспонденту одной из центральных газет поведали сразу три, хоть и не названных, но федеральных чиновника. Что же, по их словам, насчитали в «Росавтодоре»?

Стройка разбивается на четыре этапа: обход Туапсе (10 мостов и 7 тоннелей) обойдется в 199 млрд руб. В 180 млрд оценили обход Сочи (16 тоннелей, 25 мостов и эстакад). И 130 млрд потребуется на обход Лазаревского при помощи 8 мостов и 4 тоннелей. А оставшиеся 80 км – соединительные участки – потребуют рекордные 700-800 млрд руб. Так и набирается боле 1,2 трлн! Что это – шутка или чреда трагических опечаток? Ведь это более $19 млрд! Быть может, чиновники развлекаются, дав таким образом понять, что нормальной дороги к Сочи не бывать? Говорят, что концепция автомагистрали в закрытом режиме прорабатывалась правительством с прошлой весны, работа велась и в администрации президента. А такими вещами у нас шутить не принято. К тому же, Игорь Астахов, замглавы «Росавтодора», еще в апреле упоминал, что надеется начать реконструкцию этой дороги в 2019 году, не сообщая, впрочем, никаких подробностей.

Дороже не бывает

Ну а сегодня, зная стоимость проекта, нам уже ясно, что дороги не будет. Денег взять негде. Даже если подключить сценарий ГЧП, то на первых этапах государству все равно придется вносить архисуммы. Стоимость проекта рекордная – комментирует ситуацию в «Ведомостях» президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков – почти вдвое больше, чем у проекта Европа – Западный Китай. Последний внесет несопоставимо больший вклад в экономику, тогда как дорога Джубга – Сочи по большей части должна обслуживать курортников.

Словом, очередной сотрясший прессу информационный взрыв вновь оказывается пустышкой. И нам жаль, что время и квалификация дорожников и проектантов растрачиваются на заранее бесперспективные и неосуществимые проекты.

Любопытно

Трудно поверить, что виртуальная 120-километровая трасса взамен существующей дороги Джубга – Сочи по стоимости окажется затратнее строительства столичного метрополитена. Стоимость прокладки метро глубокого залегания в Москве со строительством станций обходится до 7 млрд рублей за километр, тогда как краснодарская трасса в расчете на километр потребует 10 млрд рублей ($160 млн). Мосты и тоннели это, конечно, дорого, но чтобы настолько!

Накрылась заповедником

На фоне разговоров о строительстве дороги Джубга – Сочи проект более дешевой магистрали Кисловодск – Сочи куда-то затерялся. Правительство еще недавно собиралось строить платный автобан, связывающий курорты Северного Кавказа с побережьем Черного моря. Назывались даже вполне обозримые сроки реализации проекта. Дорога протяженностью 334 км должна была пройти из Сочи через Красную Поляну, Псемен, Зеленчукскую, Черкесск, Карачаевск в Кисловодск. Стоимость – порядка 65 млрд рублей – вполне реальная сумма, учитывая возможность подключения концессионных схем ГЧП. Рассматривался и проект трассы в укороченном варианте – 273 км, при котором магистраль финиширует в Черкесске. Разница не принципиальна, тем более что идея нравится всем без исключения, включая Федеральное дорожное агентство и премьер-министра, который даже поручал проектировщикам проработать вопрос основательнее. А власти Краснодарского края, Ставрополья и Карачаево-Черкессии даже бояться дышать на проект – главное, чтобы центр не передумал. Получение такой курортной связки изрядно подстегнуло бы развитие Северо-Кавказского региона, решив до кучи и вопрос проблемной дороги Джубга – Сочи.

Однако, исходя из последней информации, складывается ощущение, что власть предержащим куда интереснее апеллировать более значительными суммами (1,2 трлн явно больше 65 млрд), забивая их золотыми сваями в скальный грунт. К тому же в 2019 году, когда будет достроена железнодорожная часть, нужно трудоустраивать строителей Крымского моста. После столь масштабного проекта размениваться на какие-то 65 млрд? А нет ли чегонибудь покруче?

А что не так с проектом «Кавмингруппа» – Сочи? Проблемы, действительно, имеются. Оказалось, что найденные было строители-китайцы, которые возвели самую высокогорную (5000 метров над уровнем моря) Цинхай-Тибетскую дорогу в Лхасу, куда-то подевались. Но это ладно. Главное, что трасса Кисловодск – Сочи не прошла экологическую экспертизу, о чем стало известно от рабочей группы Совбеза. Магистраль должна пересекать территорию Кавказского биосферного заповедника, что запрещает Федеральный закон. Построить эту дорогу, минуя заповедник, практически невозможно. И дорогу, увы, не спасает даже тот факт, что она включена в Стратегию развития внутреннего и въездного туризма Северо-Кавказского федерального округа на период до 2035 года.

Словом, нам кажется, что Сочи еще долго будет оставаться для автомобилистов труднодосягаемым бастионом. Кто знает, может поэтому многие туда так стремятся.

Ремонт окончен

В Красноярском крае отремонтировали более 40 км дороги Р-255 «Сибирь». Ремонтные работы завершили на трех участках федеральной трассы. В порядок привели отрезок дороги с 1032 по 1039 км в границах Канского района. Подрядчик восстановил водоотводную систему, укрепил обочины и кюветы, уложил асфальтобетон из щебеночно-мастичной смеси, установил новое ограждение, заменил знаки и сигнальные столбики. На участках дороги с 946 по 975 км и с 1076 по 1081 км в Рыбинском и Иланском районах выполнены работы по устранению дефектов и колейности, образовавшихся на покрытии проезжей части, а также проведена поверхностная обработка. Всего до конца года в Красноярском крае восстановят 130 км трассы Р-255.

Что-то новенькое

Новые дорожные знаки скоро появятся, как минимум, на столичных дорогах. И по большей части, как нам кажется, на дорогах столицы. Новые указатели в ПДД получили названия «Велосипедная зона» и «Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса». Соответствующий проект уже разрабатывает правительство. Напомним, только в июле в России вступила в силу новая редакция Правил дорожного движения, включающая поправки относительно новых дорожных знаков. Так, были узаконены дорожные знаки: «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств» и знак дополнительной информации «Экологический класс транспортного средства». Кроме того, для обеспечения безопасности дорожного движения действие дорожного знака «Остановка запрещена» распространено на маршрутные транспортные средства вне зоны остановок маршрутного транспорта.

Фото: Виталий Тимкив/ТАСС; Кавказский государственный природный биосферный заповедник; Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы; Ведяшкин Сергей/Агентство городских новостей «Москва»; ФКУ Упрдор «Енисей»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Kia Soul: Душа на месте Kia Soul: Душа на месте

Третье поколение Soul уже летом выходит на российский рынок

АвтоМир
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
Ползучая локализация Ползучая локализация

«Соллерс» отчитался об успешной реализации стратегии по локализации продукции

Монокль
Изогнутый экран смартфона — это удобно? Изогнутый экран смартфона — это удобно?

Стоит ли покупать смартфоны с изогнутыми экранами?

CHIP
Ход слоном Ход слоном

Почему та или иная страна становится передовой, а потом вдруг отстающей?

ТехИнсайдер
От синтеза клетки до зрелого цветка От синтеза клетки до зрелого цветка

Как выращиваются орхидеи рода фаленопсис на базе тепличного комбината

Агроинвестор
5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать 5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать

Топ-5 самых необычных спортивных дисциплин с велосипедом

ТехИнсайдер
Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат

Как действовать в случае ДТП с электросамокатом

РБК
Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр

Гид по экранизациям азиатских видеоигр

Правила жизни
Я работаю мамой Я работаю мамой

Валентина Красникова, мама 17 детей, о семье и хобби

Лиза
Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего

Режиссер Иван Соснин — о пути в кино, сказках и нейросетях в кинопроизводстве

Ведомости
Будь в форме Будь в форме

Мы собрали семь причин, из-за которых вы никак не можете обрести фигуру мечты

Moodboard
Советский феникс Советский феникс

Как разрушенная страна восстала из пепла за одну героическую пятилетку

Монокль
«Чеченцы». Поколение «Чеченцы». Поколение

Кем были воины, прошедшие первую и вторую чеченские кампании?

Монокль
Что скрывает этикетка Что скрывает этикетка

Научиться расшифровывать эти загадочные и малопонятные надписи не так уж сложно

Лиза
Тело в цифрах Тело в цифрах

Параметры тела, которые очень важно регулярно отслеживать

Лиза
Небо и море люблю одинаково… Небо и море люблю одинаково…

Боевой и жизненный путь генерал-майора авиации Ивана Васильевича Рожкова

Знание – сила
Дети войны. Воспоминания Марка Розовского Дети войны. Воспоминания Марка Розовского

Война, эвакуация, московские дворы в воспоминаниях драматурга Марка Розовского

Знание – сила
Нейросети в поисках персонала: как компании используют искусственный интеллект в рекрутинге уже сейчас Нейросети в поисках персонала: как компании используют искусственный интеллект в рекрутинге уже сейчас

Как рекрутеры используют нейросети — кейсы из России

ТехИнсайдер
Тянет в Италию Тянет в Италию

Италия — точка притяжения художников, моряков и мечтателей

Y Magazine
Как выбрать брокера Как выбрать брокера

Как выбрать яхтенного брокера и избежать ошибок?

Y Magazine
Катамараны Bering Катамараны Bering

Зачем Bering Yachts строит экспедиционные катамараны из алюминиевого сплава

Y Magazine
Худеем на супах Худеем на супах

Надоело скидывать вес на салатах и гречке? Попробуй суповые диеты

Лиза
Совсем другой сюжет Совсем другой сюжет

Портрет итальянской верфи Cantiere del Pardo и самые актуальные ее модели

Y Magazine
Асимметричная военная работа Асимметричная военная работа

Для США Вторая мировая война стала мощным экономическим стимулом

Монокль
Раннее взросление Раннее взросление

История одной семьи, переданная в письмах

Знание – сила
Исторические сведения о сказочных берендеях Исторические сведения о сказочных берендеях

Легендами о лесном царстве берендеев вдохновлялись и Жуковский, и Островский

Знание – сила
Под знаком футбола Под знаком футбола

Интервью с Марией Галай, футболисткой с девяти лет

Лиза
Древние и красивые: 5 важных археологических памятников Древние и красивые: 5 важных археологических памятников

Самые впечатляющие и ценнейшие археологические памятники

ТехИнсайдер
Этноконфессиональные особенности мясного потребления Этноконфессиональные особенности мясного потребления

Под влиянием каких факторов меняется ассортимент мясной продукции

Агроинвестор
Открыть в приложении