Иллюзии о дальнейшем уверенном росте рынка в России питают далеко не все

АвтоМирАвто

Все хуже, чем кажется

Позитивные итоги на рынке продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей за 2017 год обнадеживают. Но иллюзии о дальнейшем уверенном росте рынка в России питают далеко не все

Текст: Илья Фишер

Российские дилеры в 2017 году реализовали на 11,9% автомобилей больше, чем годом ранее – в 2016-м. Совокупный тираж всех брендов вырос на 169 946 единиц и составил 1 595 737 новых проданных автомобилей. Год стал переломным и показал уверенный рост продаж, пусть и достигших лишь уровня 2009 года, однако, насколько этот рост окажется продолжительным, пока большой вопрос. Позитивному тренду, разумеется, рады все участники рынка, но у многих из них остаются опасения, что прошлогодний успех – результат не столько макроэкономических подвижек, сколько «мгновенный» эффект от «впрыска» катализаторов – программ государственной поддержки дилеров и автопроизводителей. И опасения эти вполне основательны.

И все же разберемся, кто среди автопроизводителей на этот раз оказался в лидерах. В таблицах эта информация представлена более наглядно, но «словами» надежнее. Итак, Lada – уверенный лидер благодаря бойким продажам сразу нескольких моделей: Granta, Vesta, XRay и Kalina. Первые две из них вошли и в пятерку лучших бестселлеров года (2 и 3 места). Следом с изрядным отрывом встала Kia со своим главным бестселлером прошлого года – Rio. По итогам года это самая часто покупаемая модель в России. А вот Hyundai, обеспечив для Solaris и Creta сразу два места в пятерке бестселлеров, остался третьим в общем зачете. На четвертое место как обычно вырулила Renault, ее Logan и Duster в этом году изрядно претерпели от конкурентов. Если к легковушкам прибавить продажи коммерческих автомобилей, то пятерку замыкает Volkswagen. А на шестую строчку выкатилась Toyota. Любопытно, что в 2016-м они были пятыми, но японцам с позапрошлого года удалось сохранить за собой высокую долю рынка даже с нулевым ростом продаж, их тираж остался прежним. Постоянность – признак мастерства. И если бы Volkswagen не «стрельнул» вверх на 20%, статус-кво был бы сохранен.

Словом, загляните в таблицу и все поймете. А из примечательного можно отметить изрядный, по 45% у каждого, рост Mitsubishi и Ravon. И если популярность Ravon, реализовавшего более 15 тыс. автомобилей, удивления не вызывает, она зиждется на успехе хорошо знакомых моделей Chevrolet, то успех Mitsubishi, в линейке которой моделей раз, два и обчелся, стал приятной неожиданностью.

Укрепление рубля подкосило продажи автомобилей премиум-класса: Mercedes, Lexus, Audi, Land Rover и Porsche. Зато BMW, Volvo и Infi niti сумели уйти в плюс

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по маркам за период январь – декабрь 2017/2016 гг (данные АЕБ)

* Продажи начались в марте 2016 года
** Продажи начались в октябре 2016 года

25 самых продаваемых моделей в России в январе – декабре 2017/2016 гг. (данные АЕБ)

Прорывы года

Двумя главными если не сенсациями, то как минимум прорывами года следует считать модель Lada Vesta, чьи продажи за 2017 год выросли по отношению к 2016 на 22 тыс. единиц, и кроссовер Hyundai Creta, который прибавил к прошлому тиражу 33 тыс. штук. Очень достойно выглядит динамика роста продаж отечественного кроссовера Lada XRay. Против проданных в 2016 году 20 тыс. автомобилей 2017-й показал результат 33 тыс. штук. Прибавка 13 тыс. налицо.

Недоразумения

Многие испытали разочарование в связи с потерей Hyundai Solaris ведущей позиции в рейтинге бестселлеров. По итогам года он лишь на четвертой позиции с общим результатом 68,6 тыс. штук (минус 21,7 тыс. к 2016 году). Почему? Однако ниже наш эксперт объясняет, что ничего сверх ожиданий производителя не произошло. Надеемся, не критично выглядят и потери Renault Duster, вызванные появлением конкурента Hyundai И все же разберемся, кто Сreta и соплеменника Renault Kaptur.

В мировом масштабе

На сей раз в рейтинге крупнейших мировых авторынков России досталось не слишком почетное 12 место, сообщает аналитическое агентство «Автостат». Единственное, что радует – впервые за последние как минимум четыре года наблюдается положительная динамика. По объему наш рынок нынче угнездился между Южной Кореей (сверху) и Мексикой (снизу). В 2017-м мексиканцы показали снижение продаж на 4,6% – до 1,53 млн автомобилей, благодаря чему нам и удалось их обойти. В целом же абсолютный лидер не поменялся. Им остается Китай, где автопроизводителям, по предварительным данным, удалось реализовать порядка 24 млн новых легковых автомобилей. И это, заметим, на 2,7% превышает показатели 2016 года. Вторыми уверенно идут США с 17,5 млн проданных автомобилей. Здесь падение на небольшие, в пределах погрешности, 1,9%. Третьи – немцы. В Германии в 2017 году продажи выросли на 2,7% – до 3,44 млн единиц. Четвертая позиция оказалась за Индией (3,2 млн, +8,7%), а замыкает пятерку лидеров Япония (2,94 млн, +5,1%). Следующая пятерка расположилась очень плотной группой. Неплохо дела обстоят у британцев (2,54 млн), чуть хуже продаются автомобили в Бразилии (2,17 млн), Франции (2,11 млн), Канаде (2,04 млн ед.) и Италии (1,97 млн ед.). На 11-м месте уже упомянутая Южная Корея с показателем 1,8 млн, а за ней уже показались мы.

Рыночное цунами

Эксперты российского рынка считают международные рейтинги не особенно показательными для нашей страны, поскольку мы знавали не только годы катастрофического 50-процентного (и более) падения, чего никогда не встретишь на рынках развитых стран, но и 100-процентного роста. Экономические цунами и антицунами, которые мы то и дело переживаем, способны не только обрушивать продажи, но и возносить их на ранее небывалые высоты. Сегодня, правда, и это очевидно всем, ждать невиданных взлетов не приходится. Последняя волна неурядиц за несколько лет «смыла в море» 50% прежней дилерской и значительную часть дистрибьюторской инфраструктуры, на восстановление которых потребуется не один год.

Чего ждать

Делать прогнозы в России – гадать на кофейной гуще. Пока у нас в любой момент может произойти все что угодно, поднаторевшие на предсказуемых и стабильных западных рынках эксперты высказываться не решаются. Специалисты АЕБ, вроде бы работающие у нас, а значит не понаслышке знакомые с нравами местной аудитории и прихватами «князей» от российской экономики, в рамках отчетной пресс-конференции не привели вменяемый рыночный прогноз на 2018 год. Да им, фактически, и сказать нечего. Слишком мало исходной информации. Нынешнее традиционное напутствие председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера выглядит очень неопределенным. Зафиксировав очевидный успех – рынок все же сменил вектор и пошел вверх – он признал, что подъем до былых высот окажется долгим, непростым и вообще видится неочевидным. Специалисты Ассоциации рассматривают показатель ближайшего роста в диапазоне от 5% до 10%, однако, пока «нет понимания по акцизам, никакие цифры озвучиваться не будут».

Так что переломить 5-летний негативный тренд – только полдела. Важно закрепить успех. Но на что будет опираться рост рынка? В текущем году Минпромторг вдвое снизил финансирование госпрограмм поддержки, а кроме того повышаются утилизационный сбор и акцизы на автомобили мощностью свыше 200 л.с. В нынешнем году на все программы господдержки бюджет выделит 35 млрд рублей против 64 млрд в прошлом году. При этом госпрограммы стимуляции спроса окажутся более адресными. Такими, как «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», оказавшимися сверхпопулярными в 2017-м. Ну а такие программы поддержки, как льготный лизинг, «Свое дело», «Российский фермер» или «Российский тягач» в большей степени адресованы приобретателям коммерческого транспорта и юрлицам. Иными словами, загадывать, что будет через год, эксперты и участники рынка не решаются. Ждем хотя бы понимания по акцизам. Да и вообще, ясности в экономике хотелось бы больше…

Снижения цен не будет

Еще в начале прошлого года в рамках VII ежегодной конференции «Автомобильный рынок России: итоги и прогнозы», участники рынка дали неприятные и все еще актуальные оценки ближайших перспектив. Тогда их наиболее удачно сформулировал Михаил Бахтиаров, президент одного из крупнейших автомобильных холдингов Major Auto. Главный негативный тренд – продолжение роста цен на автомобили. В связи с резким изменением курса рубля несколько лет назад производители очень долго терпели убытки, стараясь сдерживать катастрофический рост цен в кризисный период. А сегодня они все еще не вернулись на «ноль». И самое ужасное, что цены продолжат повышение вне зависимости от ситуации с курсом, а покупатели останутся в неведении, почему это происходит. В этом, считает менеджер, кроется главный тормоз для дальнейшего увеличения продаж и укрепления рынка. «Мы пытаемся выжить», говорит он.

Эту точку зрения дополняют статистикой эксперты «Автостата». Выясняется, что 71% россиян свободны от кредитов, при этом у 51% нет и сбережений. «Фактически, две трети населения страны живет от зарплаты до зарплаты, не имея возможности ни отложить на покупку машины, ни взять кредит. При этом почти половина респондентов (47%) этого даже не планируют, ожидая, что худшие времена еще впереди», – заключает глава «Автостата» Сергей Целиков.

Подводя итог, можно смело утверждать, что в такой ситуации ожидать быстрого восстановления авторынка до высот, скажем, пятилетней давности, не имеет смысла. В любом случае его окончательное выздоровление, равно как и возвращение покинувших его брендов и моделей, в первую очередь зависит от общей ситуации в экономике и роста доходов населения, поскольку ожидать снижения стоимости автомобилей никто из экспертов категорически не советует. А такие факторы, как изменение цен на нефть и растущий уровень потребительской и предпринимательской уверенности, в нашем случае, увы, уже не «играют». Снижения цен все равно не будет.

От первого лица

Алексей Калицев, управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ»

В прошлом году нам удалось продать в России около 160 000 автомобилей, что позволило удержать долю рынка в 10%, поэтому нашими продажами в 2017-м мы довольны. Да и рынок целиком оправдал наши ожидания, показав рост в 12%. Прошлый год стал переломным, надеемся, что положительная тенденция сохранится и в текущем году, а рост зафиксируется в диапазоне вокруг 10%. Планы Hyundai неизменны – удержание доли рынка. Планируем продать порядка 175 000 автомобилей.

Среди факторов, сыгравших в пользу увеличения рынка, в прошлом году оказались субсидированные государством программы поддержки. Такие как «Трейд-ин», «Льготный кредит» и программа «Утилизации». Жаль, что в 2018-м часть программ не возобновится. Но рынок пошел вверх, а государство возобновило свою прошлогоднюю инициативу – льготные программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». С их помощью мы рассчитываем продавать до 1,5 тыс. автомобилей в месяц. Отвечая на вопрос о потере моделью Solaris лидерства среди бестселлеров, могу сказать следующее. Уход модели с ведущей позиции был ожидаемым. Для корректности сравнения результатов стоит учитывать, что первое поколение машины продавалось в двух кузовах. На долю хэтчбека приходилось порядка четверти продаж модели. На данном этапе мы считаем, что хэтчбек нам не интересен. Его аудиторию удерживает моноприводная Creta в простых комплектациях. Так что падением мы это не считаем. Скорее, это можно назвать перераспределением продаж.

Фото: ЗShutterStock/Fotodom.ru; ОАО «АВТОВАЗ»; Киа Моторс РУС; Hyundai Motor Company; Ассоциация европейского бизнеса

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От редакции От редакции

Долго сдерживаться государственные креативщики не смогли, несмотря на все мольбы

АвтоМир
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
Эти могут Эти могут

Тест-драйв четырех моделей KGM: Tivoli, Korando, Torres и Rexton

Автопилот
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
Униженные, оскорбленные и обиженные Униженные, оскорбленные и обиженные

Как писатели задевали близких своими произведениями

Weekend
Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем

Какие необычные позиции появились в российских компаниях за последние пару лет

Forbes
Генно-модифицированные островковые клетки прижились у пациента без иммуносупрессии Генно-модифицированные островковые клетки прижились у пациента без иммуносупрессии

Успех эксперимента по пересадке генно-модифицированных аллогенных бета-клеток

N+1
Как написать в Ватсап без добавления контакта Как написать в Ватсап без добавления контакта

Разберем, написать в Ватсап без добавления номера в телефонную книгу

CHIP
Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать

Почему возникает скрип тормозов и когда он действительно требует внимания

РБК
Чем ты это сказала? Чем ты это сказала?

Кто говорит с нами из колонок?

Men Today
Роман Михайлов: Страна в то время быстро лепила себя, как из пластилина Роман Михайлов: Страна в то время быстро лепила себя, как из пластилина

Режиссер Роман Михайлов — о снах и сказочных 90-х

Ведомости
Как выбрать фильтр для воды? Есть всего два важных параметра Как выбрать фильтр для воды? Есть всего два важных параметра

Разбираемся, как выбрать идеальную систему очистки воды

ТехИнсайдер
Почему «пищевой шум», а не сила воли, может быть ключом к снижению веса Почему «пищевой шум», а не сила воли, может быть ключом к снижению веса

Могли бы мы найти регулятор громкости, чтобы заглушить навязчивые мысли о еде?

ТехИнсайдер
5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали 5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали

Что пили российские императоры и кто придумал пиво со вкусом борща?

Maxim
Мальчик и дерево Мальчик и дерево

Как важно держаться корней в прямом и переносном смысле

Men Today
Самцы тарантулов, чтобы спастись от самок при спаривании, отрастили очень длинные пальпы Самцы тарантулов, чтобы спастись от самок при спаривании, отрастили очень длинные пальпы

Как эволюция помогла тарантулам спасаться от самок при спаривании

ТехИнсайдер
Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами

Как сервисы электронной почты будут удерживать пользователей?

Forbes
Северный олень добрался до испанской Атапуэрки не меньше 243 тысяч лет назад Северный олень добрался до испанской Атапуэрки не меньше 243 тысяч лет назад

Испанские ученые обнаружили в Атапуэрке зуб северного оленя времен оледенений

N+1
Опасно ли прятаться в машине от грозы: это объяснение поймет даже школьник Опасно ли прятаться в машине от грозы: это объяснение поймет даже школьник

Если гроза застала вас в пути, чем станет машина – спасением или смертью?

ТехИнсайдер
Матери шимпанзе научили потомков общению Матери шимпанзе научили потомков общению

Этологи обнаружили, что коммуникация шимпанзе формируется под влиянием матери

N+1
Анафилаксию при пищевой аллергии у мышей объяснили наследственностью Анафилаксию при пищевой аллергии у мышей объяснили наследственностью

Ученые разобрались в природе анафилактического шока при пищевой аллергии

N+1
Краш-тест на кибербезопасность Краш-тест на кибербезопасность

Российский бизнес не прошел краш-тест на кибербезопасность

Ведомости
Злая шутка эволюции: почему птица додо совсем не такая, какой мы ее знаем Злая шутка эволюции: почему птица додо совсем не такая, какой мы ее знаем

Что мы знаем о дронте? Меньше, чем о мамонтах

ТехИнсайдер
Кетчуп и зубная щетка: неожиданные вещи, которые изобрели китайцы Кетчуп и зубная щетка: неожиданные вещи, которые изобрели китайцы

На самом деле китайцы изобрели множество привычных нам вещей

ТехИнсайдер
Почему блокируют счет ИП: 10 реальных причин и как их избежать Почему блокируют счет ИП: 10 реальных причин и как их избежать

Разберем на примерах основные причины блокировки средств на счете ИП

Inc.
«Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние «Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние

Хотите узнать способ, благодаря которому Джеффри Эпштейннакопил свое состояние?

Forbes
Зеленый доктор Зеленый доктор

Чем больше «травы» – тем меньше вес

Лиза
Новые горизонты Новые горизонты

Комфортные и надежные: эти машины идеально подходят для путешествий по России

Men Today
«Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье «Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье

Отрывок из книги «Когда-нибудь, возможно» — как говорить о потере близкого

Forbes
Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии» Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии»

Отрывок из истории объединения фотохудожников второй половины 1980-х годов

Правила жизни
Открыть в приложении