Иллюзии о дальнейшем уверенном росте рынка в России питают далеко не все

АвтоМирАвто

Все хуже, чем кажется

Позитивные итоги на рынке продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей за 2017 год обнадеживают. Но иллюзии о дальнейшем уверенном росте рынка в России питают далеко не все

Текст: Илья Фишер

Российские дилеры в 2017 году реализовали на 11,9% автомобилей больше, чем годом ранее – в 2016-м. Совокупный тираж всех брендов вырос на 169 946 единиц и составил 1 595 737 новых проданных автомобилей. Год стал переломным и показал уверенный рост продаж, пусть и достигших лишь уровня 2009 года, однако, насколько этот рост окажется продолжительным, пока большой вопрос. Позитивному тренду, разумеется, рады все участники рынка, но у многих из них остаются опасения, что прошлогодний успех – результат не столько макроэкономических подвижек, сколько «мгновенный» эффект от «впрыска» катализаторов – программ государственной поддержки дилеров и автопроизводителей. И опасения эти вполне основательны.

И все же разберемся, кто среди автопроизводителей на этот раз оказался в лидерах. В таблицах эта информация представлена более наглядно, но «словами» надежнее. Итак, Lada – уверенный лидер благодаря бойким продажам сразу нескольких моделей: Granta, Vesta, XRay и Kalina. Первые две из них вошли и в пятерку лучших бестселлеров года (2 и 3 места). Следом с изрядным отрывом встала Kia со своим главным бестселлером прошлого года – Rio. По итогам года это самая часто покупаемая модель в России. А вот Hyundai, обеспечив для Solaris и Creta сразу два места в пятерке бестселлеров, остался третьим в общем зачете. На четвертое место как обычно вырулила Renault, ее Logan и Duster в этом году изрядно претерпели от конкурентов. Если к легковушкам прибавить продажи коммерческих автомобилей, то пятерку замыкает Volkswagen. А на шестую строчку выкатилась Toyota. Любопытно, что в 2016-м они были пятыми, но японцам с позапрошлого года удалось сохранить за собой высокую долю рынка даже с нулевым ростом продаж, их тираж остался прежним. Постоянность – признак мастерства. И если бы Volkswagen не «стрельнул» вверх на 20%, статус-кво был бы сохранен.

Словом, загляните в таблицу и все поймете. А из примечательного можно отметить изрядный, по 45% у каждого, рост Mitsubishi и Ravon. И если популярность Ravon, реализовавшего более 15 тыс. автомобилей, удивления не вызывает, она зиждется на успехе хорошо знакомых моделей Chevrolet, то успех Mitsubishi, в линейке которой моделей раз, два и обчелся, стал приятной неожиданностью.

Укрепление рубля подкосило продажи автомобилей премиум-класса: Mercedes, Lexus, Audi, Land Rover и Porsche. Зато BMW, Volvo и Infi niti сумели уйти в плюс

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по маркам за период январь – декабрь 2017/2016 гг (данные АЕБ)

* Продажи начались в марте 2016 года
** Продажи начались в октябре 2016 года

25 самых продаваемых моделей в России в январе – декабре 2017/2016 гг. (данные АЕБ)

Прорывы года

Двумя главными если не сенсациями, то как минимум прорывами года следует считать модель Lada Vesta, чьи продажи за 2017 год выросли по отношению к 2016 на 22 тыс. единиц, и кроссовер Hyundai Creta, который прибавил к прошлому тиражу 33 тыс. штук. Очень достойно выглядит динамика роста продаж отечественного кроссовера Lada XRay. Против проданных в 2016 году 20 тыс. автомобилей 2017-й показал результат 33 тыс. штук. Прибавка 13 тыс. налицо.

Недоразумения

Многие испытали разочарование в связи с потерей Hyundai Solaris ведущей позиции в рейтинге бестселлеров. По итогам года он лишь на четвертой позиции с общим результатом 68,6 тыс. штук (минус 21,7 тыс. к 2016 году). Почему? Однако ниже наш эксперт объясняет, что ничего сверх ожиданий производителя не произошло. Надеемся, не критично выглядят и потери Renault Duster, вызванные появлением конкурента Hyundai И все же разберемся, кто Сreta и соплеменника Renault Kaptur.

В мировом масштабе

На сей раз в рейтинге крупнейших мировых авторынков России досталось не слишком почетное 12 место, сообщает аналитическое агентство «Автостат». Единственное, что радует – впервые за последние как минимум четыре года наблюдается положительная динамика. По объему наш рынок нынче угнездился между Южной Кореей (сверху) и Мексикой (снизу). В 2017-м мексиканцы показали снижение продаж на 4,6% – до 1,53 млн автомобилей, благодаря чему нам и удалось их обойти. В целом же абсолютный лидер не поменялся. Им остается Китай, где автопроизводителям, по предварительным данным, удалось реализовать порядка 24 млн новых легковых автомобилей. И это, заметим, на 2,7% превышает показатели 2016 года. Вторыми уверенно идут США с 17,5 млн проданных автомобилей. Здесь падение на небольшие, в пределах погрешности, 1,9%. Третьи – немцы. В Германии в 2017 году продажи выросли на 2,7% – до 3,44 млн единиц. Четвертая позиция оказалась за Индией (3,2 млн, +8,7%), а замыкает пятерку лидеров Япония (2,94 млн, +5,1%). Следующая пятерка расположилась очень плотной группой. Неплохо дела обстоят у британцев (2,54 млн), чуть хуже продаются автомобили в Бразилии (2,17 млн), Франции (2,11 млн), Канаде (2,04 млн ед.) и Италии (1,97 млн ед.). На 11-м месте уже упомянутая Южная Корея с показателем 1,8 млн, а за ней уже показались мы.

Рыночное цунами

Эксперты российского рынка считают международные рейтинги не особенно показательными для нашей страны, поскольку мы знавали не только годы катастрофического 50-процентного (и более) падения, чего никогда не встретишь на рынках развитых стран, но и 100-процентного роста. Экономические цунами и антицунами, которые мы то и дело переживаем, способны не только обрушивать продажи, но и возносить их на ранее небывалые высоты. Сегодня, правда, и это очевидно всем, ждать невиданных взлетов не приходится. Последняя волна неурядиц за несколько лет «смыла в море» 50% прежней дилерской и значительную часть дистрибьюторской инфраструктуры, на восстановление которых потребуется не один год.

Чего ждать

Делать прогнозы в России – гадать на кофейной гуще. Пока у нас в любой момент может произойти все что угодно, поднаторевшие на предсказуемых и стабильных западных рынках эксперты высказываться не решаются. Специалисты АЕБ, вроде бы работающие у нас, а значит не понаслышке знакомые с нравами местной аудитории и прихватами «князей» от российской экономики, в рамках отчетной пресс-конференции не привели вменяемый рыночный прогноз на 2018 год. Да им, фактически, и сказать нечего. Слишком мало исходной информации. Нынешнее традиционное напутствие председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера выглядит очень неопределенным. Зафиксировав очевидный успех – рынок все же сменил вектор и пошел вверх – он признал, что подъем до былых высот окажется долгим, непростым и вообще видится неочевидным. Специалисты Ассоциации рассматривают показатель ближайшего роста в диапазоне от 5% до 10%, однако, пока «нет понимания по акцизам, никакие цифры озвучиваться не будут».

Так что переломить 5-летний негативный тренд – только полдела. Важно закрепить успех. Но на что будет опираться рост рынка? В текущем году Минпромторг вдвое снизил финансирование госпрограмм поддержки, а кроме того повышаются утилизационный сбор и акцизы на автомобили мощностью свыше 200 л.с. В нынешнем году на все программы господдержки бюджет выделит 35 млрд рублей против 64 млрд в прошлом году. При этом госпрограммы стимуляции спроса окажутся более адресными. Такими, как «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», оказавшимися сверхпопулярными в 2017-м. Ну а такие программы поддержки, как льготный лизинг, «Свое дело», «Российский фермер» или «Российский тягач» в большей степени адресованы приобретателям коммерческого транспорта и юрлицам. Иными словами, загадывать, что будет через год, эксперты и участники рынка не решаются. Ждем хотя бы понимания по акцизам. Да и вообще, ясности в экономике хотелось бы больше…

Снижения цен не будет

Еще в начале прошлого года в рамках VII ежегодной конференции «Автомобильный рынок России: итоги и прогнозы», участники рынка дали неприятные и все еще актуальные оценки ближайших перспектив. Тогда их наиболее удачно сформулировал Михаил Бахтиаров, президент одного из крупнейших автомобильных холдингов Major Auto. Главный негативный тренд – продолжение роста цен на автомобили. В связи с резким изменением курса рубля несколько лет назад производители очень долго терпели убытки, стараясь сдерживать катастрофический рост цен в кризисный период. А сегодня они все еще не вернулись на «ноль». И самое ужасное, что цены продолжат повышение вне зависимости от ситуации с курсом, а покупатели останутся в неведении, почему это происходит. В этом, считает менеджер, кроется главный тормоз для дальнейшего увеличения продаж и укрепления рынка. «Мы пытаемся выжить», говорит он.

Эту точку зрения дополняют статистикой эксперты «Автостата». Выясняется, что 71% россиян свободны от кредитов, при этом у 51% нет и сбережений. «Фактически, две трети населения страны живет от зарплаты до зарплаты, не имея возможности ни отложить на покупку машины, ни взять кредит. При этом почти половина респондентов (47%) этого даже не планируют, ожидая, что худшие времена еще впереди», – заключает глава «Автостата» Сергей Целиков.

Подводя итог, можно смело утверждать, что в такой ситуации ожидать быстрого восстановления авторынка до высот, скажем, пятилетней давности, не имеет смысла. В любом случае его окончательное выздоровление, равно как и возвращение покинувших его брендов и моделей, в первую очередь зависит от общей ситуации в экономике и роста доходов населения, поскольку ожидать снижения стоимости автомобилей никто из экспертов категорически не советует. А такие факторы, как изменение цен на нефть и растущий уровень потребительской и предпринимательской уверенности, в нашем случае, увы, уже не «играют». Снижения цен все равно не будет.

От первого лица

Алексей Калицев, управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ»

В прошлом году нам удалось продать в России около 160 000 автомобилей, что позволило удержать долю рынка в 10%, поэтому нашими продажами в 2017-м мы довольны. Да и рынок целиком оправдал наши ожидания, показав рост в 12%. Прошлый год стал переломным, надеемся, что положительная тенденция сохранится и в текущем году, а рост зафиксируется в диапазоне вокруг 10%. Планы Hyundai неизменны – удержание доли рынка. Планируем продать порядка 175 000 автомобилей.

Среди факторов, сыгравших в пользу увеличения рынка, в прошлом году оказались субсидированные государством программы поддержки. Такие как «Трейд-ин», «Льготный кредит» и программа «Утилизации». Жаль, что в 2018-м часть программ не возобновится. Но рынок пошел вверх, а государство возобновило свою прошлогоднюю инициативу – льготные программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». С их помощью мы рассчитываем продавать до 1,5 тыс. автомобилей в месяц. Отвечая на вопрос о потере моделью Solaris лидерства среди бестселлеров, могу сказать следующее. Уход модели с ведущей позиции был ожидаемым. Для корректности сравнения результатов стоит учитывать, что первое поколение машины продавалось в двух кузовах. На долю хэтчбека приходилось порядка четверти продаж модели. На данном этапе мы считаем, что хэтчбек нам не интересен. Его аудиторию удерживает моноприводная Creta в простых комплектациях. Так что падением мы это не считаем. Скорее, это можно назвать перераспределением продаж.

Фото: ЗShutterStock/Fotodom.ru; ОАО «АВТОВАЗ»; Киа Моторс РУС; Hyundai Motor Company; Ассоциация европейского бизнеса

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Глотка дьявола Глотка дьявола

Водопады Игуасу определенно входят в пятерку самых красивых и самых мощных

АвтоМир
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
3,5 тонны роскоши 3,5 тонны роскоши

Китайский внедорожник TANK 700 очень большой, очень тихий и очень мощный

ТехИнсайдер
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Три пощёчины Три пощёчины

Фёдор Редлих о судьбе австрийцев в Советской России

Дилетант
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
Александр Гронский и Алина Глазун Александр Гронский и Алина Глазун

Арт-паверкапл художницы Алины Глазун и фотографа Александра Гронского

Собака.ru
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
Новая роль университетов Новая роль университетов

Российские университеты становятся площадками для предпринимательства

Ведомости
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Мир, где весело и нет времени Мир, где весело и нет времени

Все самое важное о Дживсе и Вустере

Weekend
«Владивосток может стать новым Гонконгом» «Владивосток может стать новым Гонконгом»

Экономический ландшафт Дальнего Востока меняется, он привлекает инвестиции

Деньги
Ренессанс спальных районов: почему стало модно жить не в центре Ренессанс спальных районов: почему стало модно жить не в центре

Жизнь в спальнике — не вынужденная экономия, а манифест нового образа жизни

Inc.
Наша стратегия — помогать повышать прибыльность аграрного производства Наша стратегия — помогать повышать прибыльность аграрного производства

Гендиректор фирмы «Август» — о развитии и планах компании

Агроинвестор
С научным подходом С научным подходом

«Мне нравится думать, что я пришла в науку по неслучайной случайности»

Лиза
Начни с порога Начни с порога

Как выжать максимум из маленького коридора

Лиза
Могут ли добавки с витамином D замедлить старения Могут ли добавки с витамином D замедлить старения

Витамин D — ключ к долголетию?

ТехИнсайдер
Первый звонок, линейка, букеты цветов: почему учебный год начинается именно 1 сентября Первый звонок, линейка, букеты цветов: почему учебный год начинается именно 1 сентября

Почему именно 1 сентября отмечается День знаний в России и странах бывшего СССР

ТехИнсайдер
Искусство Искусство

Главные тренды и события мирового арт-рынка за 2025 год

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Остаться там откуда уезжают Остаться там откуда уезжают

Как Антонио Монтальто приехал в Армению по работе, а остался из-за любви

Seasons of life
ESG-принципы российских агрохолдингов ESG-принципы российских агрохолдингов

Что поможет привлечь инвестиции в устойчивое сельское хозяйство?

Агроинвестор
В редких землях обнаружился раскол В редких землях обнаружился раскол

В цепочке производства редкоземельных металлов отсутствуют высокие переделы

Монокль
Кухонные изобретения, которые навсегда изменили мир еды Кухонные изобретения, которые навсегда изменили мир еды

Как строилась история кулинарии и кто вносил в нее свой вклад

ТехИнсайдер
Отели Отели

Отели, которым нет равных, для самых взыскательных гостей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Рузиль Минекаев Рузиль Минекаев

Пауэр-броманс Крыжовников-Минекаев возвращается с новым сериалом — и это мюзикл!

Собака.ru
Валентин Гафт. Круглосуточный артист Валентин Гафт. Круглосуточный артист

«Он был артистом, художником до мозга костей. Фальши не выносил на дух»

Коллекция. Караван историй
Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю Каждый третий сотрудник хочет работать без звонков и чатов хотя бы один день в неделю

Каждый четвертый сотрудник в России устраивает себе «дни тишины»

Inc.
Открыть в приложении