Иллюзии о дальнейшем уверенном росте рынка в России питают далеко не все

АвтоМирАвто

Все хуже, чем кажется

Позитивные итоги на рынке продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей за 2017 год обнадеживают. Но иллюзии о дальнейшем уверенном росте рынка в России питают далеко не все

Текст: Илья Фишер

Российские дилеры в 2017 году реализовали на 11,9% автомобилей больше, чем годом ранее – в 2016-м. Совокупный тираж всех брендов вырос на 169 946 единиц и составил 1 595 737 новых проданных автомобилей. Год стал переломным и показал уверенный рост продаж, пусть и достигших лишь уровня 2009 года, однако, насколько этот рост окажется продолжительным, пока большой вопрос. Позитивному тренду, разумеется, рады все участники рынка, но у многих из них остаются опасения, что прошлогодний успех – результат не столько макроэкономических подвижек, сколько «мгновенный» эффект от «впрыска» катализаторов – программ государственной поддержки дилеров и автопроизводителей. И опасения эти вполне основательны.

И все же разберемся, кто среди автопроизводителей на этот раз оказался в лидерах. В таблицах эта информация представлена более наглядно, но «словами» надежнее. Итак, Lada – уверенный лидер благодаря бойким продажам сразу нескольких моделей: Granta, Vesta, XRay и Kalina. Первые две из них вошли и в пятерку лучших бестселлеров года (2 и 3 места). Следом с изрядным отрывом встала Kia со своим главным бестселлером прошлого года – Rio. По итогам года это самая часто покупаемая модель в России. А вот Hyundai, обеспечив для Solaris и Creta сразу два места в пятерке бестселлеров, остался третьим в общем зачете. На четвертое место как обычно вырулила Renault, ее Logan и Duster в этом году изрядно претерпели от конкурентов. Если к легковушкам прибавить продажи коммерческих автомобилей, то пятерку замыкает Volkswagen. А на шестую строчку выкатилась Toyota. Любопытно, что в 2016-м они были пятыми, но японцам с позапрошлого года удалось сохранить за собой высокую долю рынка даже с нулевым ростом продаж, их тираж остался прежним. Постоянность – признак мастерства. И если бы Volkswagen не «стрельнул» вверх на 20%, статус-кво был бы сохранен.

Словом, загляните в таблицу и все поймете. А из примечательного можно отметить изрядный, по 45% у каждого, рост Mitsubishi и Ravon. И если популярность Ravon, реализовавшего более 15 тыс. автомобилей, удивления не вызывает, она зиждется на успехе хорошо знакомых моделей Chevrolet, то успех Mitsubishi, в линейке которой моделей раз, два и обчелся, стал приятной неожиданностью.

Укрепление рубля подкосило продажи автомобилей премиум-класса: Mercedes, Lexus, Audi, Land Rover и Porsche. Зато BMW, Volvo и Infi niti сумели уйти в плюс

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по маркам за период январь – декабрь 2017/2016 гг (данные АЕБ)

* Продажи начались в марте 2016 года
** Продажи начались в октябре 2016 года

25 самых продаваемых моделей в России в январе – декабре 2017/2016 гг. (данные АЕБ)

Прорывы года

Двумя главными если не сенсациями, то как минимум прорывами года следует считать модель Lada Vesta, чьи продажи за 2017 год выросли по отношению к 2016 на 22 тыс. единиц, и кроссовер Hyundai Creta, который прибавил к прошлому тиражу 33 тыс. штук. Очень достойно выглядит динамика роста продаж отечественного кроссовера Lada XRay. Против проданных в 2016 году 20 тыс. автомобилей 2017-й показал результат 33 тыс. штук. Прибавка 13 тыс. налицо.

Недоразумения

Многие испытали разочарование в связи с потерей Hyundai Solaris ведущей позиции в рейтинге бестселлеров. По итогам года он лишь на четвертой позиции с общим результатом 68,6 тыс. штук (минус 21,7 тыс. к 2016 году). Почему? Однако ниже наш эксперт объясняет, что ничего сверх ожиданий производителя не произошло. Надеемся, не критично выглядят и потери Renault Duster, вызванные появлением конкурента Hyundai И все же разберемся, кто Сreta и соплеменника Renault Kaptur.

В мировом масштабе

На сей раз в рейтинге крупнейших мировых авторынков России досталось не слишком почетное 12 место, сообщает аналитическое агентство «Автостат». Единственное, что радует – впервые за последние как минимум четыре года наблюдается положительная динамика. По объему наш рынок нынче угнездился между Южной Кореей (сверху) и Мексикой (снизу). В 2017-м мексиканцы показали снижение продаж на 4,6% – до 1,53 млн автомобилей, благодаря чему нам и удалось их обойти. В целом же абсолютный лидер не поменялся. Им остается Китай, где автопроизводителям, по предварительным данным, удалось реализовать порядка 24 млн новых легковых автомобилей. И это, заметим, на 2,7% превышает показатели 2016 года. Вторыми уверенно идут США с 17,5 млн проданных автомобилей. Здесь падение на небольшие, в пределах погрешности, 1,9%. Третьи – немцы. В Германии в 2017 году продажи выросли на 2,7% – до 3,44 млн единиц. Четвертая позиция оказалась за Индией (3,2 млн, +8,7%), а замыкает пятерку лидеров Япония (2,94 млн, +5,1%). Следующая пятерка расположилась очень плотной группой. Неплохо дела обстоят у британцев (2,54 млн), чуть хуже продаются автомобили в Бразилии (2,17 млн), Франции (2,11 млн), Канаде (2,04 млн ед.) и Италии (1,97 млн ед.). На 11-м месте уже упомянутая Южная Корея с показателем 1,8 млн, а за ней уже показались мы.

Рыночное цунами

Эксперты российского рынка считают международные рейтинги не особенно показательными для нашей страны, поскольку мы знавали не только годы катастрофического 50-процентного (и более) падения, чего никогда не встретишь на рынках развитых стран, но и 100-процентного роста. Экономические цунами и антицунами, которые мы то и дело переживаем, способны не только обрушивать продажи, но и возносить их на ранее небывалые высоты. Сегодня, правда, и это очевидно всем, ждать невиданных взлетов не приходится. Последняя волна неурядиц за несколько лет «смыла в море» 50% прежней дилерской и значительную часть дистрибьюторской инфраструктуры, на восстановление которых потребуется не один год.

Чего ждать

Делать прогнозы в России – гадать на кофейной гуще. Пока у нас в любой момент может произойти все что угодно, поднаторевшие на предсказуемых и стабильных западных рынках эксперты высказываться не решаются. Специалисты АЕБ, вроде бы работающие у нас, а значит не понаслышке знакомые с нравами местной аудитории и прихватами «князей» от российской экономики, в рамках отчетной пресс-конференции не привели вменяемый рыночный прогноз на 2018 год. Да им, фактически, и сказать нечего. Слишком мало исходной информации. Нынешнее традиционное напутствие председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера выглядит очень неопределенным. Зафиксировав очевидный успех – рынок все же сменил вектор и пошел вверх – он признал, что подъем до былых высот окажется долгим, непростым и вообще видится неочевидным. Специалисты Ассоциации рассматривают показатель ближайшего роста в диапазоне от 5% до 10%, однако, пока «нет понимания по акцизам, никакие цифры озвучиваться не будут».

Так что переломить 5-летний негативный тренд – только полдела. Важно закрепить успех. Но на что будет опираться рост рынка? В текущем году Минпромторг вдвое снизил финансирование госпрограмм поддержки, а кроме того повышаются утилизационный сбор и акцизы на автомобили мощностью свыше 200 л.с. В нынешнем году на все программы господдержки бюджет выделит 35 млрд рублей против 64 млрд в прошлом году. При этом госпрограммы стимуляции спроса окажутся более адресными. Такими, как «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», оказавшимися сверхпопулярными в 2017-м. Ну а такие программы поддержки, как льготный лизинг, «Свое дело», «Российский фермер» или «Российский тягач» в большей степени адресованы приобретателям коммерческого транспорта и юрлицам. Иными словами, загадывать, что будет через год, эксперты и участники рынка не решаются. Ждем хотя бы понимания по акцизам. Да и вообще, ясности в экономике хотелось бы больше…

Снижения цен не будет

Еще в начале прошлого года в рамках VII ежегодной конференции «Автомобильный рынок России: итоги и прогнозы», участники рынка дали неприятные и все еще актуальные оценки ближайших перспектив. Тогда их наиболее удачно сформулировал Михаил Бахтиаров, президент одного из крупнейших автомобильных холдингов Major Auto. Главный негативный тренд – продолжение роста цен на автомобили. В связи с резким изменением курса рубля несколько лет назад производители очень долго терпели убытки, стараясь сдерживать катастрофический рост цен в кризисный период. А сегодня они все еще не вернулись на «ноль». И самое ужасное, что цены продолжат повышение вне зависимости от ситуации с курсом, а покупатели останутся в неведении, почему это происходит. В этом, считает менеджер, кроется главный тормоз для дальнейшего увеличения продаж и укрепления рынка. «Мы пытаемся выжить», говорит он.

Эту точку зрения дополняют статистикой эксперты «Автостата». Выясняется, что 71% россиян свободны от кредитов, при этом у 51% нет и сбережений. «Фактически, две трети населения страны живет от зарплаты до зарплаты, не имея возможности ни отложить на покупку машины, ни взять кредит. При этом почти половина респондентов (47%) этого даже не планируют, ожидая, что худшие времена еще впереди», – заключает глава «Автостата» Сергей Целиков.

Подводя итог, можно смело утверждать, что в такой ситуации ожидать быстрого восстановления авторынка до высот, скажем, пятилетней давности, не имеет смысла. В любом случае его окончательное выздоровление, равно как и возвращение покинувших его брендов и моделей, в первую очередь зависит от общей ситуации в экономике и роста доходов населения, поскольку ожидать снижения стоимости автомобилей никто из экспертов категорически не советует. А такие факторы, как изменение цен на нефть и растущий уровень потребительской и предпринимательской уверенности, в нашем случае, увы, уже не «играют». Снижения цен все равно не будет.

От первого лица

Алексей Калицев, управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ»

В прошлом году нам удалось продать в России около 160 000 автомобилей, что позволило удержать долю рынка в 10%, поэтому нашими продажами в 2017-м мы довольны. Да и рынок целиком оправдал наши ожидания, показав рост в 12%. Прошлый год стал переломным, надеемся, что положительная тенденция сохранится и в текущем году, а рост зафиксируется в диапазоне вокруг 10%. Планы Hyundai неизменны – удержание доли рынка. Планируем продать порядка 175 000 автомобилей.

Среди факторов, сыгравших в пользу увеличения рынка, в прошлом году оказались субсидированные государством программы поддержки. Такие как «Трейд-ин», «Льготный кредит» и программа «Утилизации». Жаль, что в 2018-м часть программ не возобновится. Но рынок пошел вверх, а государство возобновило свою прошлогоднюю инициативу – льготные программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». С их помощью мы рассчитываем продавать до 1,5 тыс. автомобилей в месяц. Отвечая на вопрос о потере моделью Solaris лидерства среди бестселлеров, могу сказать следующее. Уход модели с ведущей позиции был ожидаемым. Для корректности сравнения результатов стоит учитывать, что первое поколение машины продавалось в двух кузовах. На долю хэтчбека приходилось порядка четверти продаж модели. На данном этапе мы считаем, что хэтчбек нам не интересен. Его аудиторию удерживает моноприводная Creta в простых комплектациях. Так что падением мы это не считаем. Скорее, это можно назвать перераспределением продаж.

Фото: ЗShutterStock/Fotodom.ru; ОАО «АВТОВАЗ»; Киа Моторс РУС; Hyundai Motor Company; Ассоциация европейского бизнеса

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рыночные отношения Рыночные отношения

Покупка или продажа автомобиля – дело непростое

АвтоМир
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Дело мастера Дело мастера

Тест-драйв первого люксового внедорожника Tank

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Книги Книги

Как количество преступлений связано с устройством города?

Правила жизни
0,06 га счастья 0,06 га счастья

Когда в России появилось такое явление, как дача

КАНТРИ Русская азбука
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
«Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом «Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом

«Ушастый Запорожец» — тесный, шумный, тихоходный или совсем иной?

ТехИнсайдер
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
Группы, в которых не менялся состав. Никогда Группы, в которых не менялся состав. Никогда

Группы, в которых состав отличается своей стабильностью

Maxim
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
«Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок «Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок

Петр Родионов — о том, как вырос один из флагманов импортозамещения

Монокль
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Без диплома, но с работой Без диплома, но с работой

Почему студенты колледжей бросают учебу?

Ведомости
Объединяя народы Объединяя народы

Летний уикенд в Казани — что посмотреть в столице Татарстана?

Отдых в России
Ад и рай Чехова Ад и рай Чехова

Дом-музей Антона Чехова — как жил и творил великий писатель?

Отдых в России
Борьба с прогулами Борьба с прогулами

Антикоррупционные инициативы Андропова советские граждане встретили на «ура»

Дилетант
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Польский узел Польский узел

В 1980 году ситуация в Польше складывалась непростая...

Дилетант
Не женское дело? Не женское дело?

Еще 20–30 лет назад женщина-режиссёр воспринималась как нечто исключительное

Дилетант
Все в театр Все в театр

В Москве стартовал «Театральный бульвар», и он станет самым продолжительным

Ведомости
Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс» Три бизнес-ошибки основателя сервиса доставки «Ниндзя Гудс»

Основатель «Ниндзя Гудс» — про ошибки, которые могли погубить его стартап

Inc.
Короткая ответственность Короткая ответственность

Почему короткие страховки ОСАГО остаются непопулярными?

Ведомости
Нефтяная кубышка: за и против Нефтяная кубышка: за и против

Нужен ли России стратегический запас нефти?

Монокль
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
Ядерный зонтик Франции никого не спасет Ядерный зонтик Франции никого не спасет

Из каких компонентов складывается французский ядерный потенциал

Монокль
Открыть в приложении