Восток-запад
За восемь лет деятельности совместное калужское предприятие группы PSA и компании Mitsubishi освоило не одну модель. Что и как на заводе собирают сегодня?
Не исключено, что подобного завода больше нет нигде в мире. Лично я за годы своей работы не видывал предприятий, где бы одновременно по полному циклу собирали автомобили четырех разных типов и трех марок. В Калуге же на одной линии сваривают коммерческие фургоны Peugeot и Citroen, параллельно обретают формы седаны этих же марок, а третья нитка конвейера отдана Mitsubishi Outlander и Pajero Sport. Вся эта разношерстная компания встречается в цехе окраски, где купается в одной катафорезной ванне, грунтуется и красится по единой технологии одними и теми же материалами – так что в данном калужском случае качество французского лакокрасочного покрытия ничем не уступает японскому. Дальше машины снова разбегаются по своим дорожкам для окончательной сборки и тестов. Верховодит всем заведением французский директор, но производством своих моделей японцы управляют сами.
С одной стороны, подобное совместительство кажется сложным и витиеватым, с другой стороны – позволяет ощутимо экономить на логистике и окраске. Да и постройка каждым из партнеров своего отдельного завода при нынешнем состоянии российского рынка экономически нецелесообразна.
Женских рук дело
Так как на завод я попал по японской «путевке», дальше буду рассказывать исключительно про Mitsubishi. Есть и другой веский повод – после провальных нескольких лет дела японской компании пошли в гору. И как пошли! С января по июнь фирма продала в России на 131% больше автомобилей, чем за тот же период годом ранее. И не новенький дорогой Eclipse Cross импортной сборки, а именно калужские кроссоверы и внедорожники сделали кассу. После долгого перерыва японский конвейер снова заработал в две смены. На совести роботов – сварка, окраска кузовов, нанесение клея на ветровое стекло. Остальные операции, в том числе подсборка узлов и агрегатов, выполняются вручную с помощью специальных приспособлений. Такая работа требует хороших навыков, но не физического напряжения. Из 150 сотрудников линии сборки – большинство женщины, и никаких процессов, закрепленных исключительно за мужчинами, здесь нет. В этом смысле – здесь полное равноправие.
Уже окрашенные кузова приезжают в цех сборки по монорельсу в подвешенном состоянии. Их опускают на установленные на конвейере тележки, снимают двери и отправляют обрастать деталями. Примерно на полпути до финиша, когда в салоне уже проложена проводка и внедрена передняя панель, кузов соединяют с шасси. Полный цикл рождения автомобиля от сварки деталей до проезда на своих колесах через световую камеру визуального контроля длится примерно 20 часов.
С 2012 года, когда на предприятии освоили сборку по полному циклу, и по сей день львиная доля в японском производстве приходится на кроссовер Outlander. Одно время параллельно с ним выпускали Pajero Sport второго поколения, а в прошлом декабре завод запустил в производство его наследника. Сейчас в Калуге собирают внедорожники нового модельного года, но, как и прежде, только дизельные. Причина очевидна – в общем объеме продаж модели доля модификаций с моторами, работающими на тяжелом топливе, составляет 90%. Тем не менее, от продаж в России бензиновой версии таиландской сборки японцы не отказываются.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl