Актуальная тема
В заложниках у дилера
Покупка нового автомобиля из радостного события вполне может превратиться в кошмар, обернувшийся потерей времени и денег. Это наглядно иллюстрирует ситуация с компанией «Независимость», десятки клиентов которой вынуждены были ожидать заказанные машины месяцами. Некоторые из них внесли предоплату за выбранные автомобили и оказались у дилера в заложниках. Людей регулярно «кормили завтраками», обещая вот-вот отдать машину. Кто-то, разуверившись в дилере, приобретал автомобиль у другого продавца. Другие ждали до последнего, надеясь все-таки получить вожделенную машину или хотя бы вернуть внесенные ранее деньги
Одним из попавших в такую ситуацию оказался Вадим Назаров. Летом он заказал новый автомобиль BMW X4 в дилерском центре «Независимость» в Котельниках и внес предоплату в размере 50 000 рублей. По договору машину должны были передать мужчине в течение 20 дней или же вернуть внесенный авансовый платеж. Но и через месяц автомобиль клиенту не выдали.
– Прошла первая неделя ожидания, и я позвонил менеджеру «Независимости» – узнать, что с моей машиной. Он сказал, что «информации нет, когда будет – не знаю и вообще я увольняюсь отсюда». Позже я позвонил в представительство BMW, где мне сообщили, что есть проблемы с этим дилером, что автомобили не поставляются, а ПТС на машины «Независимости» не выдаются, – вспоминает пострадавший.
В тот же сентябрьский день Назаров отправился к дилеру и расторг договор купли-продажи. Но внесенные ранее 50 000 рублей ему так и не вернули.
– Я требовал вернуть деньги в течение 10 дней в соответствии с законодательством РФ, поскольку «Независимость» заведомо ввела меня в заблуждение и в собственности данного автомобиля у них не было. Они решили пойти другим путем и подсунули мне соглашение, в котором прописано, что я претензий не имею – естественно, я отказался его подписывать. Вначале предложили вернуть предоплату аксессуарами для авто, а потом прямо сказали – не отдадим, обращайтесь в инстанции!, – рассказывает мужчина.
Именно так он и поступил, обратившись с иском в Бабушкинский районный суд Москвы и с заявлением в прокуратуру СВАО столицы. А автомобиль Вадим все-таки приобрел, но у другого дилера.
Как сообщили в пресс-службе российского офиса BMW, клиенты «Независимости», продолжившие ожидать заказанные и оплаченные машины, их все же получили. Но не от дилера, а от российского представительства марки.
– Мы выдали 47 клиентских автомобилей, за которые так и не получили оплаты от дилера. При этом мы взяли все финансовые риски на себя. Договор с «Независимостью» расторгнут 30 сентября 2017 года, – рассказал представитель BMW Group Василий Мельников.
«Независимость» продавала не только автомобили BMW: в портфеле дилера еще несколько марок. В том числе Volkswagen, машины этого бренда реализуются через сеть дилерских центров «АвтоГанза», входящих в структуру группы компаний «Независимость». Клиенты этого ритейлера также попали в неприятную ситуацию. Так, москвич, пожелавший не раскрывать свое имя, собирался приобрести кроссовер Volkswagen Tiguan в «АвтоГанзе» на улице Марксистская – заключил договор купли-продажи 1 апреля 2017 года, внес аванс в размере 10% от стоимости автомобиля. По условиям сделки машину должны были привезти в конце июля. Но месяцы шли, а заказанного автомобиля все не было.
– Весь октябрь я звонил в представительство Volkswagen, писал в Роспотребнадзор, направил письменную претензию дилеру. Также писал заявление на разрыв договора и возврат денежных средств. За все эти месяцы представители дилера не звонили ни разу. Ни основной договор, ни претензия, ни возврат денежных средств – ничего выполнено в установленные сроки не было. Автосалон дилера на Марксистской продали, телефоны уже не отвечают, на российском сайте Volkswagen такого дилера в официальном списке нет, – поведал пострадавший.
Сейчас мужчина с помощью адвоката готовит досудебную претензию в отношении продавца, надеясь получить внесенную предоплату назад. Приобрести Tiguan жителю столицы все же удалось – при оформлении договора купли-продажи в «АвтоГанзе» он получил данные автомобиля, в том числе его VIN-номер. Благодаря этому заказанный автомобиль был выкуплен другим дилером, к которому обратился пострадавший. Как выяснилось, кроссовер все это время находился в Калуге, на складе завода Volkswagen.
Еще один клиент «АвтоГанзы», Павел Карякин, ждал свой автомобиль почти год. Volkswagen Tiguan, который он заказал еще в декабре 2016 года, прибыл к дилеру только в августе. Но покупателю машину не выдали, мотивируя отказ отсутствием ПТС. Каждый день представители продавца обещали Павлу, что документы на автомобиль «появятся завтра или послезавтра», ссылаясь на задержки со стороны производителя. А ведь для покупки «паркетника» мужчина взял кредит, который необходимо было выплачивать, и сдал свой предыдущий автомобиль по системе tradein. Заказанную машину Павел получил в итоге лишь в середине октября и уже через российское представительство Volkswagen.
Представители немецкой компании не стали раскрывать планы, касающиеся дальнейшего сотрудничества с проблемным дилером, сообщив лишь, что Volkswagen Group Russia внимательно следит за ситуацией с группой компаний «Независимость». Между тем, внушительный когда-то портфель брендов этого ритейлера уменьшается на глазах – вслед за BMW о прекращении сотрудничества с «Независимостью» объявили компании Jaguar Land Rover и Volvo. Относительно оставшихся брендов – Ford, Audi, Mazda, Peugeot и Mitsubishi ясность пока что отсутствует. Так, в пресс-службе российского офиса Mitsubishi сообщили, что «Независимости» компания отгружает автомобили только по предоплате, о дальнейших планах по сотрудничеству японского бренда и дилера пока нет информации.
Как правило, дилер объяснял задержку с выдачей автомобиля клиенту отсутствием документов. Сама машина при этом могла стоять на складе у продавца или даже в шоу-руме. Как рассказал «АвтоМиру» источник, близкий к автобизнесу, это нормальная ситуация – дилер всегда держит в запасе несколько десятков автомобилей, особенно если речь идет о популярных моделях. Выкупать у производителя все машины для продавца – смерти подобно, ведь в случае, если не удастся их распродать, такая тактика без сомнений приведет к убыткам.
Схема работы дилера следующая: ритейлер получает автомобиль, который нужно оплатить в определенный срок, находит на него покупателя, получает от него деньги, переводит их производителю, получает ПТС и затем выдает машину клиенту. Если у дилера возникают какие-то финансовые проблемы – цепочка прерывается, и он затягивает с оплатой производителю. Тот, в свою очередь, имеет полное право не выдавать документы на автомобиль, за который не заплатили. Наш источник отмечает, что для дилера такая схема зачастую превращается в порочный круг, из которого нет выхода – для того, чтобы выкупить заказанные ранее машины (точнее, документы на них), ему необходимо привлечь новых покупателей и взять с них предоплату. С помощью этих денег гасятся старые задолженности, но сразу же появляются новые. С каждым кругом долгов все больше, и в итоге может наступить момент, когда платить производителю будет нечем.
Проблемы с выдачей автомобилей начались не на пустом месте. По данным журнала «Автобизнесревю», в 2016 году продажи новых машин у «Независимости» сократились на 27,5%, а летом нынешнего года компания закрыла ряд дилерских центров в разных городах России. Все это происходит на фоне сокращения количества дилеров – согласно исследованию аналитического агентства «Автостат», с начала года в России прекратили свое существование 89 точек продаж новых автомобилей. Однако проблемы «Независимости» не связаны напрямую с ситуацией на рынке дилеров и обусловлены субъективными причинами, уверен президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев.
– Существующая дилерская сеть рассчитана на продажу гораздо большего количества машин, чем сейчас. Плюс есть проблемы с финансированием – поэтому возможен уход с рынка еще нескольких игроков. Также очень многое зависит от того, как будет чувствовать себя авторынок. Для того, чтобы количество дилеров не уменьшалось, рынок должен расти, а для этого пока еще необходимы программы господдержки. Будет рост авторынка – будет и расширение дилерской сети, – рассказал Мосеев.
Ситуация с «Независимостью» не является показательной для всего рынка российских дилеров, говорит эксперт. В случае, если наметившаяся тенденция роста продаж новых автомобилей продолжится, клиентам не нужно опасаться приобретать машины у официальных дилеров.
Количество официальных дилерских центров
Источник данных – аналитическое агентство «Автостат».
Количество официальных дилерских центров
С начала года закрылось 89 дилеров
Совет юриста
Самый лучший способ избежать задержек с поставками автомобиля – это приобретать машину уже с ПТС, имея всю необходимую сумму. Но далеко не всегда желаемый экземпляр есть в наличии у дилера, да и финансовые обстоятельства разные. К заключению договора купли-продажи нужно отнестись максимально внимательно, особенно к той его части, где оговариваются сроки поставки автомобиля и санкции для дилера в случае, если эти сроки не будут соблюдены. Также необходимо заранее обговорить условия возврата платежей, которые клиент сделает до того, как получит машину. А лучше всего взять предварительный договор у дилера и обратиться к юристу. Профессионал выявит спорные позиции в документе и посоветует, как его изменить, чтобы в дальнейшем дилера можно было призвать к ответу. Тем, кто уже попал в подобную неприятную ситуацию, стоит обратиться в суд, даже если сумма, которую задолжал дилер, небольшая. Скромный аванс за машину как раз вернуть более реально, чем большой платеж. Особенно, если у дилера нет средств – в этом случае пострадавший потратит массу времени и нервов, чтобы добиться от продавца выплаты денег.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl