Трудовые резервы
Можно мечтать о спорткарах и шикарных седанах, но если нужен транспорт для работы – большинство голосует за Ford Transit. Многочисленные модификации мирового бестселлера производят во многих странах, в том числе и в России. Об особенностях отечественной сборки наш репортаж
Завод Ford Sollers под Елабугой способен выпускать в год 85 000 автомобилей. Но за прошлый год здесь собрали 12 954 кроссовера Kuga, 2524 Explorer и 9031 Transit (здесь выпускают грузовички и фургоны). И сегодня производственные мощности загружены меньше чем на треть. Но интенсивный трафик вспомогательной техники в цехе сборки создает впечатление работы на полную мощность. Трудно вообразить, как будут мельтешить груженные деталями поезда тележек, если объем выпуска увеличится хотя бы вдвое. Столь сложно устроенной логистике есть объяснение. Как уже упоминалось выше, на конвейере собирают три совершенно разные модели, причем по полному циклу со сваркой и окраской кузовов. И если для перечисления модификаций «Куги» или «Эксплорера» хватит пальцев одной руки, то у «Транзита» только базовых версий больше 55. Среди них фургоны и шасси с передним, задним и полным приводом, микроавтобусы. В Татарии не делают лишь варианты Custom. Но номенклатура деталей все равно огромна, и далеко не все везут из-за границы. Средний уровень локализации по российской модельной линейке Fоrd порядка 60%. Металл для кузовов отечественный, а пластиковые передние панели для «Транзитов» льют непосредственно в Татарстане.
Молот против роботов
Грузовую модель «Форда» начали собирать здесь в 2014 году. Первенцем стал Transit предыдущего поколения. Спустя год заводчане освоили новую актуальную версию. Переоборудование предприятия потребовало инвестиций в $100 млн. На эти деньги были куплены уникальные покрасочные и сварочные комплексы, испытательный вибростенд, оптическая лаборатория измерения геометрии кузовов.
На большинстве сборочных операций заняты люди, но такие сложные и трудоемкие задачи, как соединение крупных панелей, выполняют роботы. Хватают, сверлят, сваривают – за слаженными манипуляциями механических рук можно наблюдать вечно. Проверки качества – чуть ли не на каждом этапе. А раз в месяц специально обученный сотрудник рвет и рушит случайно выбранный кузов с помощью ножниц по металлу, молотка и зубила. Лонжероны, стойки кузова пилят на отдельные части для тщательного осмотра. Цель – тест прочности сварных швов. Вдруг оптический стенд чего недоглядел. Причем все результаты тестов и замеров тут же отправляются на центральный сервер компании в Соединенных Штатах. В общем, «большой брат» не только разрабатывает и внедряет технологии, но и тщательно следит за соблюдением процессов.
Возможны варианты
Обязательные заводские проверки проходят и все официально продаваемые через дилерскую сеть «Форда» специальные модификации на базе «Транзитов». Так называемые конверсии: пригородные и школьные автобусы, кареты скорой помощи, реанимобили, машины социального такси, автолавки, и вездесущие «маршрутки» – всего более 45 вариантов достраивают на отдельных предприятиях. Самому заводу заниматься таким бизнесом не с руки, потому что сборка спецверсий требует значительно большего времени, чем постройка базовых модификаций, и будет тормозить весь конвейер. Передельщиков много, но официально аккредитованных «Фордом» кузовостроителей лишь несколько. Уж очень высоки задаваемые компанией стандарты качества.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl