Телематические системы для автомобилей

АвтоМирАвто

Телематические системы для автомобилей: как это работает, зачем нужно водителям сегодня и чем может грозить уже завтра?

Михаил Анохин, исполнительный директор «Лаборатории умного вождения»

Беседовала Екатерина Квашенкина

Михаил, сегодня все чаще мы слышим термин «телематика» применительно к автомобилям. Что же это такое? Речь о системах, которые призваны облегчить жизнь автовладельца. В современном автомобиле более ста различных процессоров, блоков управления, каждый из которых отвечает за отдельные функции, но все они связаны через CAN-шину. И на основе данных, которые передаются через шину, можно получать огромное количество информации и аккумулировать ее, например, в мобильном приложении. Тогда становится возможным удаленное управление автомобилем, его запуск, сбор статистики по передвижению, чтобы, например, получать скидки от страховых компаний. Автовладелец может удаленно диагностировать автомобиль, получать все сведения об ошибках и на основе этих данных через дилера или самостоятельно принимать решения о ремонте. Также возможен анализ стиля вождения. Мы, например, даем водителям обратную связь, как улучшить свой стиль управления автомобилем. Также у нас есть и различные системы для корпоративных клиентов, обеспечение для умного лизинга – они индивидуально адаптируются под потребности компаний. Например, с одним из клиентов у нас реализована программа, которая подразумевает, что если водитель компании в течение недели нарушал скоростной режим больше определенного количества раз, то в выходные он лишается права управления корпоративным автомобилем. Так компания мотивирует своих сотрудников ездить более безопасно. Или, например, клиент из транспортных или таксомоторных компаний может захотеть ввести рейтинг по качеству вождения, чтобы водители не совершали резкие маневры. «Лаборатория Умного Вождения» заточена как раз на различные умные продукты.

Сколько людей в России пользуются телематикой и сколько компаний работает в этой сфере?

Сегодня около 10 компаний занимаются телематикой в России. А будут пользоваться этим рано или поздно все водители, так как и системой «ЭРА-ГЛОНАСС» будут пользоваться все. Она активно развивается, на базе этой системы появляется все больше коммерческих сервисов. Через некоторое время в том или ином виде телематические устройства будут установлены на каждом автомобиле. На текущий момент порядка 60% покупателей новых автомобилей покупают различные охранные телематические системы. Некоторые автопроизводители, в том числе российские, уже внедрили штатные телематические системы. Телематика позволяет производителю конкурировать при помощи сервисов, при этом не сильно увеличивая цену на автомобиль. Сегодня для автопроизводителя внедрить качественную телематическую систему возможно на любом этапе жизненного цикла автомобиля, будь то конвейер или дилер.

А как в других странах – телематические системы автопроизводителям тоже поставщики делают или компании их сами разрабатывают?

Основой для фирменных систем зарубежных автопроизводителей очень часто становятся маленькие команды, которые разрабатывают телематику – автопроизводители их просто покупают. Но есть много других вариантов. Кто-то пускает к себе таких «монстров», как Apple или Google.

Как вы думаете, в будущем люди станут покупать телематические продукты отдельно от автомобиля у разных разработчиков по своему выбору или мы ждем развития штатных систем connected car у автопроизводителей?

Одно другому не мешает, и есть целый ряд нюансов на разных рынках. Например, автопроизводителю, чтобы предоставлять сервис по страхованию с телематикой своим клиентам, нужно самому договориться со страховыми о скидках. Это достаточно сложно, поэтому производитель может просто подготовить автомобиль, шину, архитектуру, инжиниринг, чтобы использовать телематику, но для каждого рынка будут искать отдельного поставщика, который возьмет на себя не только разработку продукта, но и интеграцию его с сервисами, существующими в конкретной стране. И давайте не забывать, что на разных рынках разные тренды. В России очень важна безопасность, исторически востребован противоугонный функционал. У нас охранные системы «тянут» за собой телематику – и все игроки рынка принимают это. Так, мы сделали сервис по безопасности, а компании, которые занимаются безопасностью, сделали телематический сервис. На других рынках все иначе – где-то системы автозапуска «двигают» прогресс телематики, где-то страхование.

О страховании: верите, что телематика в ОСАГО будет в 2020 году?

Инициатива Минфина по этому поводу, конечно, хорошая, но пока есть много вопросов, я не уверен, что к 2020 году они будут решены. Когда-то это, конечно, будет. Но прежде чем реализовывать эту инициативу, надо многое продумать. Например, кто оплатит трафик? Минфин говорит о получении информации об агрессивном стиле вождения. Для этого нужно будет постоянно передавать данные – это, допустим, 5 мегабайт в месяц. Представьте, даже если всего 10 млн машин будут постоянно генерировать данные, это порядка 600 млн рублей в год. Помимо этого, остается множество юридических вопросов. Например, водитель должен быть согласен, чтобы его стиль вождения постоянно отслеживали. Технически «ЭРА-ГЛОНАСС» подходит для такой задачи, но я не думаю, что уже с 2020 года это можно реализовать.

Не знаете, ГИБДД не задумывает реализовать что-то с телематикой?

Мы не общались с представителями полиции на эту тему. Но в мире есть примеры, когда, например, тем, кто несколько раз был наказан за превышение скорости, выдается специальное контролирующее устройство. Более известна история с алкозамками – они тоже совмещаются с телематическими решениями. А мы, в частности, сейчас накапливаем статистику и изучаем, как по манере вождения отличить трезвого водителя от пьяного. У нас есть специальное подразделение, где ученые помимо Big Data занимаются скорингом для страховых компаний. С его помощью можно по простому анкетированию оценить будущую убыточность клиента-водителя. Это выгодно и страховой компании, так она сможет сформировать хороший безубыточный портфель, и клиенту, если его скоринг предскажет его будущую безубыточность. В Англии такие системы существуют уже несколько лет.

Если человек не боится, что у него угонят автомобиль, не покупает каско и не нуждается ни в каких скидках, не пользуется автозапуском, потому что его машина стоит в глухом гараже – зачем ему вообще нужна телематика?

А дети у него есть?

Предположим, что да.

Вот исполнится его ребенку 18 лет, можно его за руль будет посадить и наблюдать, где он ездит и как водит. Также в целях безопасности можно получать информацию о местонахождении членов семьи. Или, например, машину на парковке искать. Ну и, наконец, если у вас есть телематическая система, вы можете оформлять ДТП по европротоколу без участия инспекторов. Наша система, в частности, соответствует всем требованиям, мы прошли все тестирования в РСА.

Как работает телематика в России?

Телематические системы перестают быть прерогативой автомобилей премиального сегмента – как штатное оборудование их можно увидеть и на машинах Lada, и на Lifan. При помощи телеметрических датчиков система фиксирует буквально каждое перемещение автомобиля. Траектория движения накладывается на актуальные и постоянно обновляемые карты. Приложение фиксирует время, продолжительность поездки, расход топлива, манеру вождения и соблюдение дорожных правил. Базовый пакет программы позволяет определить уровень зарядки аккумулятора, состояние двигателя. Кликами по экрану можно открыть или закрыть автомобиль, при наличии блока автозапуска – завести.

Фото: «Лаборатория умного вождения», Вячеслав Крылов

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не только о лошадях Не только о лошадях

Должен ли крупный и солидный седан обладать очень мощным мотором?

АвтоМир
Весна в облигациях Весна в облигациях

Бизнес не намерен снижать программы по капитальным инвестициям

Ведомости
Вежливость королей Вежливость королей

Тест-драйв гибридного кроссовера из Китая Wey 05

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Очень странные дела Очень странные дела

Какие бьюти-тренды из соцсетей искренне настораживают косметологов

Лиза
Танцы в Аничковом Танцы в Аничковом

При дворе Николая I светские законы сочетались с военным уставом

Дилетант
Звезды манящие Звезды манящие

Ослепительная вспышка, которой уже некого слепить, миг неуловимый

Знание – сила
Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память

Какой процесс играет ключевую роль в том, как хранятся воспоминания?

Inc.
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2

Какими были отношения США и России накануне войны между Севером и Югом

Наука и техника
В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных

Археологи обнаружили в Португалии новые произведения палеолитического искусства

N+1
«Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю» «Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю»

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Две выдающиеся личности

OK!
Неуместные следы и водоплавающий единорог: злоключения Карла Бау Неуместные следы и водоплавающий единорог: злоключения Карла Бау

«Научный» креационизм. Мифы и предубеждения

Наука и техника
Перовскитные солнечные элементы как перспективное направление зеленой энергетики Перовскитные солнечные элементы как перспективное направление зеленой энергетики

Как перовскитные солнечные элементы сделают энергетическую систему экологичнее?

Наука и техника
Авианосцы ВМС Индии XXI века Авианосцы ВМС Индии XXI века

История постройки авианосца «Викрант»

Наука и техника
Система Юпитера: Ганимед и Каллисто Система Юпитера: Ганимед и Каллисто

Что делает Ганимед и Каллисто очень интересными космическими телами?

Наука и техника
Физика в поисках ответа на разгадку бытия: от Эйнштейна до Хокинга и Лоуренса Краусса Физика в поисках ответа на разгадку бытия: от Эйнштейна до Хокинга и Лоуренса Краусса

Почему существует Вселенная? Почему существует мир, почему в нем есть мы?

Знание – сила
Зарплатно-гендерный вопрос Зарплатно-гендерный вопрос

Удовлетворенность размером зарплаты среди мужчин и женщин практически сравнялась

Ведомости
Сарацинка, воительница, христианка Сарацинка, воительница, христианка

В эпоху джахилийи у разных племен бедуинов положение женщин различалось

Знание – сила
Культура сбережений: зачем откладывать на завтра то, что можно потратить сегодня? Культура сбережений: зачем откладывать на завтра то, что можно потратить сегодня?

Зачем каждому гражданину нужно выработать у себя привычку делать сбережения?

Наука и техника
Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика? Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика?

Чем интересна перспектива использования ядерного двигателя в космосе?

Наука и техника
Революция со счастливым концом Революция со счастливым концом

Рубеж XIX и XX веков отмечен бурными событиями в целом ряде наук

Знание – сила
Угольщикам недогрузили триллионы Угольщикам недогрузили триллионы

Минэнерго оценило потери российской угольной отрасли в 2 трлн руб

Ведомости
Новости науки Новости науки

Обнаруженная в ранней Вселенной грандиозная галактика и другие новости науки

Знание – сила
Вновь о темной материи Вновь о темной материи

Проблема темной материи всерьез привлекает ученых

Знание – сила
Сверхурочная экономика Сверхурочная экономика

Власти и работодатели концептуально договорились об изменении Трудового кодекса

Ведомости
Когда медицинские практики прошлого у нас в крови… Когда медицинские практики прошлого у нас в крови…

На протяжении почти 2000 лет для лечения болезней использовалось кровопускание

Знание – сила
Монеты в восточной пыли Монеты в восточной пыли

Важным источником наших знаний об античной истории являются монеты

Знание – сила
Островский – революция в русском театре Островский – революция в русском театре

Гончаров, известный трилогией на букву «О», был интересным и метким критиком

Знание – сила
Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум

И спустя 200 лет пьесы Дениса Фонвизина остаются интересны и востребованы

Знание – сила
Новый поход ветеранов Троянской войны Новый поход ветеранов Троянской войны

Филистимляне и троянцы против египетских фараонов

Знание – сила
Керосиновая история Керосиновая история

Жизнь в послевоенном социализме делится на «время керосина» и «время газа»

Знание – сила
Открыть в приложении