Табель о рангах
Кто на дороге важнее – скорая помощь или чиновник с синим «ведерком» на крыше?
То, что на дороге равны не все, давно не секрет. Мы не говорим о злостных нарушителях. Для отдельных видов транспорта существуют вполне официальные изъятия из правил. Они касаются спецтранспорта, а также служебных машин власть имущих. В прошлом году резонанс получили ряд инцидентов, связанных с непропуском скорой помощи, наездом на инспектора ДПС машиной одной из спецслужб. Поэтому давайте вспомним, какие полномочия предоставляют спецсигналы и как в связи с этим поступать простым гражданам.
Право отступать от требований Правил дорожного движения дают специальные сигналы. Световые – то есть проблесковые маячки или, в просторечии, «мигалки», а также звуковые – сирены и «крякалки». Бонусом на транспорте оперативных и прочих служб может идти «боевая раскраска». Но сама по себе она ничего не дает, за исключением разве что машин «Почты России», белой диагональной полосы на борту которых достаточно, чтобы не подчиняться некоторым знакам.
Проблесковые маячки бывают трех цветов: желтого (оранжевого), синего и красного. Желтые и оранжевые фонари мы видим на дорожной технике, бензовозах и эвакуаторах. Никаких преимуществ в движении они не дают и используются с одной единственной целью – привлечь внимание других участников движения. Правда, отступать от определенных требований ПДД их носителям все-таки можно. Это связано с исполнением своих «должностных» обязанностей: езда по тротуару при его очистке, остановка в запрещенном месте для погрузки эвакуируемого автомобиля, нарушение дорожной разметки при перевозке крупногабарита и тому подобное. Красный маячок сам по себе тоже не дает преимуществ и служит, по сути дела, лишь дополнением к синей мигалке и одновременно отличительным признаком определенных спецслужб и их подразделений. Если раньше красные сполохи свидетельствовали о приближении машины ГИБДД или военной автоинспекции, то сегодня им гордятся еще и ФСБ с ФСО. Зачем он им нужен, непонятно, но, видимо, чекистам просто захотелось больше уважения на дороге.
Главный атрибут, который позволяет чувствовать себя «равнее» других – включенный синий проблесковый маячок на крыше. Он дает право отступать от большинства правил. Обычным водителям это надо знать лишь для того, чтобы прогнозировать появление опасности в том числе и оттуда, где ее меньше всего ждут. Но отступление от требований ПДД – это еще полдела. Момент, когда спецтранспорт получает преимущество перед другими автомобилями и пешеходами, наступает лишь если в дополнение к синей мигалке включается звуковой спецсигнал. С этого момента другие участники движения обязаны предоставить безоговорочный приоритет в движении. Останавливаться для этого необязательно, но если вы оказались прямо по курсу спецтранспорта, путь придется освободить. Делать это надо тоже с соблюдением ПДД: убедитесь, что никому не помешаете, включайте сигнал поворота и перестраивайтесь. Как вариант, тормозите или, наоборот, разгоняйтесь, чтобы не оказаться на траектории. Пешеходы также обязаны уступить дорогу транспорту, завывающему сиреной, даже если переходят дорогу на зеленый свет и по «зебре».
Запомните также, что включенная в дополнение к световым сигналам сирена на транспортном средстве со спецокраской запрещает обгонять его. Если это машина сопровождения (таковыми могут быть только автомобили ГИБДД и ВАИ с красно-синими мигалками), то следующий за ней транспорт пользуется ровно теми же правами. Аналогичным образом запрещается обгонять колонну, если на головной машине включена сирена. Несмотря на то, что ПДД обязывают водителей машин со спецсигналами, прежде чем воспользоваться приоритетом, убедиться, что им уступают дорогу, в дорожных происшествиях со спецтранспортом чаще виновными оказываются обычные водители. Поэтому, завидев на горизонте синие или красные сполохи, проявите дополнительную осторожность.
Лишение прав – не редкость
Несмотря на то, что ПДД не разделяют спецтранспорт по важности и обязывают предоставить приоритет любой машине или мотоциклу, на которых включены синий проблесковый маячок и звуковой сигнал, Административный кодекс ранжирует их по наличию окраски оперативных служб. По сути, часть 1 статьи 12.17 КоАП приравнивает «членовозы» без цветографических схем к маршрутному транспорту: за непредоставление преимущества в движении и тем, и другим, водителю вынесут предупреждение или оштрафуют на 500 рублей. Если же на машине имеется специальная окраска, коей обладают противопожарные, спасательные и газовые службы, скорая помощь, полиция, органы следствия, ВАИ и Росгвардия, то не уступив им дорогу, водитель рискует попасть на более серьезные санкции. Согласно второй части той же статьи КоАП в лучшем случае его оштрафуют на 500 рублей, а в худшем – придется пользоваться общественным транспортом от одного до трех месяцев. Причем не думайте, что если машина мчится на вызов, то заниматься вами будет некому. Нередко спецтранспорт имеет видеорегистраторы, кадры с которых могут стать доказательной базой для привлечения к ответственности. Плюс к этому ГИБДД проводит специальные рейды, «садясь на хвост» скорой помощи и карая наиболее упертых водителей, не желающих уступать дорогу.
Ваш адвокат
Какие сложности нас подстерегают в случае, если автомобиль эвакуировали на штрафстоянку? К чему готовиться?
Протокол вместо машины
Да, я был виноват – неправильно припарковался. Прибежал к машине, ее еще не погрузили на эвакуатор, но инспектор сказал мне – протокол подписан, надо ехать на штрафстоянку. И автомобиль увезли на моих глазах. Как обжаловать? Сергей Нефедов, Москва
Задержание, а особенно перемещение транспортного средства на сегодняшний момент – очень затратное мероприятие для его владельца. Учитывая особенности процедуры перемещения транспортных средств, в КоАП РФ были внесены изменения действующие с 19 июня 2015 года. Так согласно внесенной новой части 1.1. статьи 27.13 КоАП РФ «Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку».
В вашей ситуации вы можете написать жалобу на действия сотрудника ГИБДД, в рамках которой следует потребовать признания незаконными его действия по перемещению вашего ТС.
Таким образом, если вы сможете доказать, что были на месте до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, то скорее всего ваши требования о незаконности перемещения будут удовлетворены.
За что мы платим?
Все-таки надо или не надо платить за первые сутки на штрафстоянке? Наталья Уткина, Чехов
Согласно действующему законодательству, а именно частям 10 и 11 ст. 27.13 КоАП РФ, оплата стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств осуществляется в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации. При этом «лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в части 9 настоящей статьи, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги). При этом в постановлении о назначении административного наказания, должна быть указана обязанность лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства».
Таким образом, в каждом субъекте Российской Федерации устанавливается свой порядок и стоимость оплаты перемещения и хранения ТС на штрафной стоянке. При этом, данный порядок и стоимости вам должны быть разъяснены при получении разрешения на возврат ТС со штрафстоянки в письменном виде в протоколе об административном правонарушении.
В бардачке – только электронный
Говорят, что нельзя класть полис ОСАГО в бардачок, а то, если машину эвакуируют, без полиса ОСАГО не получится оформить документы на ее «вызволение» и придется мотаться туда-сюда между штрафстоянкой и ГИБДД. Это сейчас актуально? Руслан Кулаев, Москва
С введением электронных полюсов ОСАГО водитель может не иметь при себе копии данного полиса. Наличие ЭЛЕКТРОННОГО полиса страхования может быть выяснено инспектором ГИБДД после проверки соответствующей базы. Между тем, согласно ч. 10 ст. 27.13 КоАП РФ «Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами..». Принимая во внимание, что полис ОСАГО является таким документом, то при получении документов на возврат ТС со штрафной стоянки, речь может идти только об отсутствии электронного полиса ОСАГО.
Таким образом, действительно, полис ОСАГО как и остальные документы, необходимые для управления транспортным средством в машине оставлять не стоит.
Свой вопрос вы можете задать на сайте «Национальной юридической службы» www. amulex.ru или по телефонам +7 (495) 678-05-21, +7 (926) 295-27-33
Фото: Юлия Гуськова/Burda Media, lana1501/Фотобанк «Лори»; Сергей Ковалёв/Global Look Press
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl