Зачем строить новые дороги, если можно получать прибыль от уже построенных

АвтоМирАвто

Спрос на трафик

Зачем строить новые платные дороги, если можно получать прибыль от уже построенных. Всего и делов-то — отщипнуть у них по одной полосочке

Текст Константин Корндорф

Много воды утекло с 2014 года, когда всем нам здесь было не до платных дорог. Подготовка к Олимпиаде в Сочи, ее проведение… и затем локальный экономический кризис в России, когда рубль обесценился чуть ли не вдвое. О дорогах ли? А между тем, «Росавтодор» уже тогда начал проработку темы так называемой коммерческой полосы.

Идея заключается в том, что в часы пиковой нагрузки на магистрали одна полоса трассы становится платной, пропуская на более высокой скорости тех, кто готов заплатить за движение без пробок. Оплата должна производиться в атоматическом режиме – с помощью транспондера. Поначалу даже рассматривался вопрос о пристройке такой полосы на концессионной основе к уже существующим наиболее востребованным трассам. Но, повторимся, на фоне политических и экономических потрясений идея слегка подзатерялась в недрах «Росавтодора». И всплыла только сегодня.

Дмитрий Прончатов, заместитель руководителя «Росавтодора»

На днях о ренессансе «платной выделенки» в интервью агентству RNS объявил заместитель руководителя «Росавтодора» Дмитрий Прончатов. Ничего конкретного чиновник не сообщил, но кулуарно предложил столичному Департаменту транспорта создать платные выделенные полосы для быстрого передвижения (fast lane) на Московской кольцевой автодороге (МКАД) и Третьем транспортом кольце (ТТК): «Я бы на месте Москвы сделал бы (fast lane) на кольцевой (МКАД) или ТТК…»

Выяснилось, что «Росавтодор», вероятно чтобы изолировать на дороге богатых от бедных, уже сделал первые шаги – Федеральное дорожное агентство заказало у института Экономики транспорта исследование, в ходе которого в стране выявят дороги, на которых можно было бы организовать подобный «аттракцион». По словам Прончатова, потенциально это могут быть федеральные трассы – вылетные магистрали из Москвы или крупных городов, где есть трафик, транзит и востребованность. А подведение итогов этих поисков, со слов чиновника, должно произойти в следующем году.

В целом, по ощущениям от высказываний Прончатова, дорожные чиновники хорошо понимают, к чему может привести подобное отчуждение общественного пространства. Законно ли оно вообще, скажут юристы. Но в любом случае, наверняка понадобится частный оператор, который наладит систему взимания платы и контроль за нарушителями межклассовой «распашной полосы». По типу оператора системы «Платон». Чиновник мыслит верно: «Трафик там, где бесплатно, ухудшится сразу значительно и тоже будет всплеск напряженности». Поэтому подходить к вопросу будут осторожно, как это делают в США или Израиле. В США, кстати, такие решения получили наибольшее распространение. Но даже там автомобильная общественность смотрит на подобные «усовершенствования» весьма скептически. Платные выделенки в США, пусть не обижаются в уважаемой японской компании, кое-где презрительно называют Lexus Lane.

Справка

Первой американской дорогой с платной скоростной выделенной полосой в 1995 году стала трасса SR 91 в Калифорнии. Ее длина – около 30 км, а название – 91 Express Lanes. Стоимость проезда варьируется в зависимости от времени и дня недели. Например, самым дорогим стало время с 15.00 до 16.00 в пятницу, когда спрос на трафик особенно высок. Объехать всех с ветерком можно за $21. В прочие дни стоимость проезда снижается вдвое.

Кстати

По некоторым данным, идея «порадовать» соотечественников платными полосами пришла нашим чиновникам после посещения Израиля, где подобная полоса с 2011 года соединяет Тель-Авив с аэропортом Бен-Гурион. Проезд по ней, если перевести в нашу валюту, стоит от 129 до 1570 рублей.

За что платим?

Чем чаще мы слышим о нацпроекте БКД – Безопасные и качественные дороги, тем больше вокруг него неясностей. Мы уже давно транслируем отчеты региональных и федеральных дорожников о том, сколько километров улиц и региональных трасс отремонтировано или скоро будет отремонтировано в рамках проекта. И только в сентябре из уст высших правительственных чиновников узнаем, что четкие параметры нацпроекта все еще не известны, а сам он в окончательном виде пока не утвержден. При этом вице-премьер по транспорту Максим Акимов в своем интервью агентству «РИА Новости» на ВЭФ-2018 объявил, что нацпроект потребует 2,5 трлн рублей. Причем, за весь проект целиком. Сумма большая, в расчете на страну весьма убедительная. И тут же вслед поступает совершенно иная информация. На этот раз из уст главы Минтранса Евгения Дитриха. Минтранс, в свою очередь, тоже определился со стоимостью проекта БКД. Но по словам Дитриха, в период с 2019 по 2024 год на плановые мероприятия в рамках программы будет потрачено свыше 4,5 трлн рублей. 3,1 триллион соберут из региональных бюджетов тридцати восьми крупнейших агломераций. А еще около 1,5 трлн добавит бюджет федеральный.

И все же, господа начальники, сколько стоят наши дороги? Не то чтобы мы мелочимся, просто хотелось бы знать, сколько мы заплатим к 2025 году, и что в итоге за это получим?

Программа максимум

Более 20 млрд рублей за 6 лет рассчитывают потратить власти Кировской области на дороги в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги». Областной Минтранс разработал соответствующую программу развития дорог области, в соответствии с которой на восстановление региональных дорог планируется выделить 12,4 млрд рублей, а еще более 8 млрд пойдут на городские дороги. В общей сложности в порядок приведут более 1200 км, из которых более 900 км – межмуниципальные и региональные трассы.

Как все запущено

Власти МАРИЙ ЭЛ ищут финансирование для строительства участка новой объездной дороги вокруг Йошкар-Олы длиной чуть больше четырех километров. Правда, помимо четырехполосной трассы в рамках проекта тут предстоит построить мост через реку Малая Кокшага и 440-метровый путепровод над железной дорогой. Ситуация непростая, деньги пока взять негде. Да и непонятно, что делать со стоящей на пути будущей трассы газораспределительной станцией.

Вокруг АНАПЫ должен пройти новый участок трассы А-290 Новороссийск – Керчь. Такой вывод можно сделать из тендера на реконструкцию, объявленного Управлением федеральных автомобильных дорог «Черноморье». Ранее проект уже одобрили в Главгосэкспертизе. Как сообщили в пресс-службе ведомства, его реализация позволит сформировать единый скоростной транспортный коридор, связывающий федеральную трассу М-4 «Дон» с мостом через Керченский пролив. Из 8,425 млрд рублей, направленных на реконструкцию и строительство всей трассы, только на строительство обхода Анапы уйдет 8 млрд. Протяженность Обхода составит 13,5 км, а расчетная скорость движения для автомобилей подойдет к отметке в 120 км/ч.

В ПЕРМИ в начале сентября сломался мост через Чусовую – провалился изрядный участок дорожного полотна, из-за чего движение пришлось ограничить. За работу споро взялись ремонтники. Дошло до того, что на переправе пришлось полностью перекрывать движение, чтобы уложить армированную смесь асфальтобетона качественно – транспорт оказывал на мост сильную динамическую нагрузку. Зато теперь все позади. Ремонтники, опередив планы на десять дней, благополучно покинули переправу и дали добро на возобновление движения. Поехали!

Фото: Государственная компания «Российские автомобильные дороги»; ShutterStock/Fotodom.ru; Сергей Бровко/Коммерсантъ/Fotodom.ru; Организационно-аналитическое управление Главы Республики Марий Эл; DepositPhotos/Fotodom.ru; Министерство транспорта Пермского края

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Судьба разведчика Судьба разведчика

Под покровом секретности на Урале в 1962 году случился международный скандал

Популярная механика
Искусственный интеллект, настоящие чувства. Почему люди заводят романы с чат-ботами Искусственный интеллект, настоящие чувства. Почему люди заводят романы с чат-ботами

Почему люди влюбляются в чат-ботов и какие опасности таят такие связи?

Inc.
Добыча идет в гору Добыча идет в гору

Добыча угля в 2025 году может обновить исторический максимум

Ведомости
Самые крупные землетрясения в истории СССР и России Самые крупные землетрясения в истории СССР и России

Землетрясения, которые лишили крова тысячи людей в СССР и России

Maxim
Инвесторы стали избирательнее и осторожнее Инвесторы стали избирательнее и осторожнее

Агробизнес продолжает планировать инвестиции в развитие

Агроинвестор
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется» Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется»

Ее взлет в кино был ярким и мощным, а годы в профессии — разными, трудными...

Караван историй
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
«Важно запасть в душу потребителю» «Важно запасть в душу потребителю»

Как государство поддерживает экспортеров

Эксперт
Ностальгический вайб: какие звезды из 1990-х переживают новую волну популярности Ностальгический вайб: какие звезды из 1990-х переживают новую волну популярности

Почему артисты, дебютировавшие около 30 лет назад, снова становятся хедлайнерами

Forbes
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
Переходи на зеленый Переходи на зеленый

Мода на экосексуальность и привычки, полезные для тебя и для природы

Лиза
От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями Плохой «ритм» сна связан с 83 болезнями

Люди плохо представляют, сколько они на самом деле спят

ТехИнсайдер
Мудборд: Арнольд Шварценеггер из восьмидесятых как эталонное воплощение стиля культуриста Мудборд: Арнольд Шварценеггер из восьмидесятых как эталонное воплощение стиля культуриста

Как выглядел Арнольд Шварценеггер в восьмидесятых и что влияло на его стиль?

Правила жизни
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Свой уголок Свой уголок

Что можно обустроить на даче кроме сада и огорода

Лиза
Мы из девяностых: 8 смешных, злых и мимишных версий «Оки» Мы из девяностых: 8 смешных, злых и мимишных версий «Оки»

Самые яркие проекты модернизации «Оки»

ТехИнсайдер
Феномен текста: человек vs ИИ Феномен текста: человек vs ИИ

Способен ли искусственный интеллект писать тексты или даже мыслить как человек?

Монокль
Китайские церемонии и арабская дипломатия. Как незнание культуры другой страны может разрушить бизнес Китайские церемонии и арабская дипломатия. Как незнание культуры другой страны может разрушить бизнес

Как не оказаться на грани банкротства из-за культурных различий и стереотипов

Inc.
Зумеры признались, людей какого возраста они считают старыми Зумеры признались, людей какого возраста они считают старыми

Молодежь считает, что старость начинается гораздо раньше, чем вы думали

Maxim
Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры

Какие рекомендации по выбору одежды мировые театры и музеи дают посетителям

Forbes
Елизавета Шакира: «Может быть, я какая-то неправильная актриса» Елизавета Шакира: «Может быть, я какая-то неправильная актриса»

Актриса Елизавета Шакира — о дружбе вне экрана и спонтанной карьере

Ведомости
Как в кино Как в кино

Новые технологии в кино – динамически меняющийся фотореалистичный фон

ТехИнсайдер
С горячей головой: кардиолог о том, почему сложно работать в жару и как себе помочь С горячей головой: кардиолог о том, почему сложно работать в жару и как себе помочь

Как высокая температура влияет на работоспособность

Forbes
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Я хочу сыграть в кешбэк Я хочу сыграть в кешбэк

Как банки влияют на поведение своих клиентов через кэшбек и игровые механики

Монокль
История Амона Гета, жестокого коменданта концентрационного лагеря, который был казнен за свои преступления в 1946 году История Амона Гета, жестокого коменданта концентрационного лагеря, который был казнен за свои преступления в 1946 году

Имя Амона Гета могло было быть навсегда забыто, если бы не «Список Шиндлера»...

ТехИнсайдер
Открыть в приложении