Обосновано ли снижение нештрафуемого порога превышения скорости

АвтоМирАвто

Скинут десяточку?

Обосновано ли снижение нештрафуемого порога превышения скорости?

Алексей Лучников

Все идет к тому, что в России снизят «нештрафуемый» порог превышения скорости с нынешних 20 км/ч. Какие аргументы приводят сторонники и противники?

Оживленную дискуссию вызвало объявленное недавно решение правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения пересмотреть подходы к наказанию за превышение ограничения скорости. Предложения поручено подготовить к началу весны министерствам внутренних дел и транспорта. И хотя официально документ в российское правительство еще не поступал, представители МВД и Минтранса поспешили поддержать идею ухода от беспрецедентного в мировой практике нештрафуемого порога в 20 км/ч. Все это позволяет сделать вывод, что фактически исполнительной властью решение уже принято. Теперь слово за законодателем, который при должной мотивации со стороны правительственных чиновников, по всей видимости, проект поддержит.

Порядка 100 млн случаев превышения установленной скорости движения зафиксировано камерами видеофиксации в России по итогам 2018 года. При этом собственно как причина ДТП превышение скорости указывается редко

Откровенно говоря, мы не разделяем почти единодушное мнение блогеров и многочисленных «диванных экспертов», что это решение направлено исключительно на пополнение бюджетов и не имеет с безопасностью на дорогах ничего общего. При этом не будем спорить с необходимостью строить новые дороги, выносить их за пределы населенных пунктов, разводить транспортные и пешеходные потоки в разных уровнях, уходить от необоснованных ограничений. Но это не добавляет аргументов существующей ситуации, когда рядом с детским садом можно безнаказанно промчаться на скорости 80 км/ч, а желание «прохватить с ветерком», подвинув стрелку спидометра к отметке «100», обойдется в символические 250 рублей. Как нам кажется, правильнее было бы не заигрывать с общественным мнением, а признать, что ни одного разумного аргумента в пользу нештрафуемого порога не существует. В свое время решение увеличить его с 10 км/ч до 20 было продиктовано популистскими мотивами. На самом деле для нивелирования погрешностей приборов или, например, влияния размерности шин вполне достаточно было бы «разбега» в 5 км/ч, хотя многие страны обходятся и без такового, наказывая уже за лишний 1 км/ч.

Нет никакой фактической основы и под посыпавшимися предложениями пересмотра ограничений скорости. Мол, нынешние нормативы писались в 70-х годах XX века, когда у автомобилей были другие тягово-скоростные характеристики. Но законы физики, как ни странно, остались неизменными. Да и ездить со «смертельными» скоростями машины научились не 40 лет назад, а несколькими десятилетиями раньше. Все это свидетельствует как минимум о непрофессионализме комментаторов, либо дает повод уличить их в желании в очередной раз «качнуть лодку» или просто пропиариться на этой благодатной почве. Лукавят те, кто приводит в пример зарубежные страны, где ограничения якобы выше. Даже в тех государствах, где 130 км/ч закреплено законодательно, на практике мест для быстрой езды немного. При этом общая тенденция к снижению лимитов скорости четко прослеживается по всему миру. Так, скоро уйдут в небытие «безлимитные» автобаны Германии. Хотя уже сейчас законодательство составлено так, что ехать быстрее рекомендованных 130 км/ч крайне нежелательно. По большей части территории городов старой Европы перемещаться на машине можно не быстрее 30, а в более современных кварталах – 50 км/ч. Скромнее стали предельные скорости и для загородных дорог. Самый свежий пример – Франция, где с 2018 года вне населенных пунктов лимит понизили с 90 до 80 км/ч. На этом фоне российские водители не выглядят черепахами. Если не брать в расчет постсоветское пространство, только в нашей стране в городах разрешено ездить 60 км/ч. Предельная скорость на отдельных участках автомагистралей может устанавливаться на отметке 130 км/ч. Не забываем, кстати, и про «нештрафуемые +20».

«Безлимитные» автобаны в Германии пока еще существуют, но законодательство составлено таким образом, что превышать рекомендованные 130 км/ч уже сейчас крайне нежелательно

Законы физики вообще и кинетическая энергия в частности не знают границ. Поэтому скорость продолжает оставаться главным «убийцей» на дорогах – это доказано многочисленными исследованиями. Например, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приводит данные, что увеличение средней скорости движения на 1 км/ч влечет рост риска погибнуть в ДТП на 5%. Помните это, садясь за руль с непреодолимым желанием «прогулять» табун из сотни-другой лошадей под капотом.

Лукавые цифры

МВД России в своих статистических отчетах приводит весьма скромные цифры, свидетельствующие о влиянии скорости на состояние аварийности. И дело даже не в желании скрыть реальное положение дел, а в невозможности дать объективную оценку. Например, превышение установленного ограничения скорости как причина ДТП указывается в ничтожно малом количестве случаев. Хотя специалисты понимают, что водители превышают достаточно часто (об этом свидетельствует хотя бы порядка 100 миллионов нарушений скоростного режима, зафиксированных камерами в прошлом году). Тем не менее, установить реальную скорость движения в момент аварии – крайне непростая задача даже для экспертов. Немногим лучше ситуация и с несоответствием скорости конкретным условиям движения. Да, оно входит в число основных причин аварийности. Но и тут появляется вопрос – а как, собственно, инспекторы пришли к такому выводу? Под достаточно общей формулировкой кроется предположительное нарушение требований пункта 10.1 Правил дорожного движения, обязывающего водителя не только не превышать установленное ограничение скорости, но и выбирать темп с учетом реальных условий движения. Иными словами, сюда попадает все то, что в обиходе принято называть «не справился с управлением». Как мы понимаем, это характеристика исключительно оценочная, что опять же не позволяет опираться на отчетные данные. С другой стороны, в ряде ДТП, где ошибки в выборе скорости официально не фигурируют, такая причина весьма вероятна. Это все то, что связано с выездом на встречную полосу, наездом на пешеходов или препятствия, несоблюдением очередности проезда и тому подобное.

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; Dmitry Vereshchagin, Jevanto Productions, Andrey Armyagov/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Lada Granta Cross: Второе высшее Lada Granta Cross: Второе высшее

Превратившись из «Калины» в «Гранту», универсал сильно изменился внешне

АвтоМир
Как самому сделать укол Как самому сделать укол

Чтобы воткнуть в тело стальную иглу, тебе потребуется много ценных советов

Maxim
Аварийный вираж на восток Аварийный вираж на восток

После многолетнего спада в России наблюдается всплеск аварийности на дорогах

Эксперт
А не рвануть ли нам в Узбекистан? 5 причин, почему тебе там понравится А не рвануть ли нам в Узбекистан? 5 причин, почему тебе там понравится

Ты в курсе, сколько всего интересного в Узбекистане

Playboy
Белых пятен больше нет Белых пятен больше нет

Десять удивительных географических объектов, открытых в XX и XXI веке

Вокруг света
Нокаут: кто уделал Apple и Samsung в мире смартфонов Нокаут: кто уделал Apple и Samsung в мире смартфонов

В мире мобильных телефонов сменился лидер

Популярная механика
Как выжить в режиме цейтнота? Как выжить в режиме цейтнота?

Юрий Башмет о том, как выбраться из-под завала дедлайнов

GQ
Десять номинаций на «Оскар». Фильм недели: «Фаворитка» Десять номинаций на «Оскар». Фильм недели: «Фаворитка»

В прокат вышла картина греческого режиссера Йоргоса Лантимоса «Фаворитка»

Forbes
4% физического лица 4% физического лица

Как (не) заплатить налог на (бедных) самозанятых

Русский репортер
Купидон на кухне Купидон на кухне

Жизнь поваров может изменить любовь... не только к свежим продуктам

Robb Report
Какой лазерный принтер купить для дома: советы от CHIP Какой лазерный принтер купить для дома: советы от CHIP

Какой лазерный принтер купить для дома: советы от CHIP

CHIP
В другом измерении В другом измерении

Как возникает «химия» любви и можно ли продлить это прекрасное чувство

Лиза
Проект Homo Sedens изучил, как просмотр сериалов влияет на тебя Проект Homo Sedens изучил, как просмотр сериалов влияет на тебя

Недавно на просторах мировой сети появился информационный проект Homo Sedens

Maxim
Война с холодом: как изменилась наша жизнь и наша одежда Война с холодом: как изменилась наша жизнь и наша одежда

Как красавицы прошлого боролись с холодом

Cosmopolitan
Ее ревность сводит тебя с ума? 5 способов решить эту проблему раз и навсегда Ее ревность сводит тебя с ума? 5 способов решить эту проблему раз и навсегда

Иметь ревнивую девушку — кошмар многих мужчин

Playboy
Воспитать мужчину Воспитать мужчину

Как не перегнуть палку и достичь баланса в воспитании сына

Лиза
Рут-права на смартфоне: разбираем все «за» и «против» Рут-права на смартфоне: разбираем все «за» и «против»

Мысль "получить рут" довольно заманчива, но нужно ли это делать?

CHIP
Москву заставят платить. Суд вступился за собственников изымаемой недвижимости Москву заставят платить. Суд вступился за собственников изымаемой недвижимости

Когда собственники могут требовать компенсаций за оцененную недвижимость

Forbes
Здравствуй, семья Здравствуй, семья

Модель Лили Олдридж и ее муж Калеб Фоллоуилл показали нам свой новый дом

AD
Мария Солодар о том, как заработать миллион в инстаграм Мария Солодар о том, как заработать миллион в инстаграм

Интернет-маркетолог о том, что сейчас популярно в сети

Cosmopolitan
В издательстве «Эксмо» выходит роман Кристины Далчер «Голос» В издательстве «Эксмо» выходит роман Кристины Далчер «Голос»

В издательстве «Эксмо» выходит роман Кристины Далчер «Голос»

Cosmopolitan
Вино, орехи и оливки Вино, орехи и оливки

Небольшой испанский регион Приорат живет производством вина, орехов и оливок

АвтоМир
Раздражающий рост Раздражающий рост

Что на самом деле сделал Росстат с данными по ВВП и почему ему никто не поверил

Эксперт
Расстаться, чтобы жить: почему мы разводимся Расстаться, чтобы жить: почему мы разводимся

Смотрим на развод глазами «отступников»

Psychologies
Алкогений: Чарли Шин Алкогений: Чарли Шин

Чарли Шин не только успел сняться в полусотне фильмов, но и полежать в рехабе

Maxim
Тектонические сдвиги: два тренда, способных изменить венчур в России Тектонические сдвиги: два тренда, способных изменить венчур в России

К началу 2019 года в России сформировались два тренда

Forbes
Как экономить на путешествиях Как экономить на путешествиях

10 проверенных способов экономии на путешествиях

Лиза
Котелок варит Котелок варит

Стоимость работ Рене Магритта на аукционах достигла восьмизначных цифр

Robb Report
Если баланс близок к нулю Если баланс близок к нулю

Принимать про- и пребиотики теперь рекомендуют не только внутрь, но и наружно

Glamour
Пусть меня научат! Пусть меня научат!

Для чего взрослые получают второе, третье, четвертое образование?

Psychologies
Открыть в приложении