Скинут десяточку?

Обосновано ли снижение нештрафуемого порога превышения скорости

АвтоМирАвто

Скинут десяточку?

Обосновано ли снижение нештрафуемого порога превышения скорости?

Алексей Лучников

Все идет к тому, что в России снизят «нештрафуемый» порог превышения скорости с нынешних 20 км/ч. Какие аргументы приводят сторонники и противники?

Оживленную дискуссию вызвало объявленное недавно решение правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения пересмотреть подходы к наказанию за превышение ограничения скорости. Предложения поручено подготовить к началу весны министерствам внутренних дел и транспорта. И хотя официально документ в российское правительство еще не поступал, представители МВД и Минтранса поспешили поддержать идею ухода от беспрецедентного в мировой практике нештрафуемого порога в 20 км/ч. Все это позволяет сделать вывод, что фактически исполнительной властью решение уже принято. Теперь слово за законодателем, который при должной мотивации со стороны правительственных чиновников, по всей видимости, проект поддержит.

Порядка 100 млн случаев превышения установленной скорости движения зафиксировано камерами видеофиксации в России по итогам 2018 года. При этом собственно как причина ДТП превышение скорости указывается редко

Откровенно говоря, мы не разделяем почти единодушное мнение блогеров и многочисленных «диванных экспертов», что это решение направлено исключительно на пополнение бюджетов и не имеет с безопасностью на дорогах ничего общего. При этом не будем спорить с необходимостью строить новые дороги, выносить их за пределы населенных пунктов, разводить транспортные и пешеходные потоки в разных уровнях, уходить от необоснованных ограничений. Но это не добавляет аргументов существующей ситуации, когда рядом с детским садом можно безнаказанно промчаться на скорости 80 км/ч, а желание «прохватить с ветерком», подвинув стрелку спидометра к отметке «100», обойдется в символические 250 рублей. Как нам кажется, правильнее было бы не заигрывать с общественным мнением, а признать, что ни одного разумного аргумента в пользу нештрафуемого порога не существует. В свое время решение увеличить его с 10 км/ч до 20 было продиктовано популистскими мотивами. На самом деле для нивелирования погрешностей приборов или, например, влияния размерности шин вполне достаточно было бы «разбега» в 5 км/ч, хотя многие страны обходятся и без такового, наказывая уже за лишний 1 км/ч.

Нет никакой фактической основы и под посыпавшимися предложениями пересмотра ограничений скорости. Мол, нынешние нормативы писались в 70-х годах XX века, когда у автомобилей были другие тягово-скоростные характеристики. Но законы физики, как ни странно, остались неизменными. Да и ездить со «смертельными» скоростями машины научились не 40 лет назад, а несколькими десятилетиями раньше. Все это свидетельствует как минимум о непрофессионализме комментаторов, либо дает повод уличить их в желании в очередной раз «качнуть лодку» или просто пропиариться на этой благодатной почве. Лукавят те, кто приводит в пример зарубежные страны, где ограничения якобы выше. Даже в тех государствах, где 130 км/ч закреплено законодательно, на практике мест для быстрой езды немного. При этом общая тенденция к снижению лимитов скорости четко прослеживается по всему миру. Так, скоро уйдут в небытие «безлимитные» автобаны Германии. Хотя уже сейчас законодательство составлено так, что ехать быстрее рекомендованных 130 км/ч крайне нежелательно. По большей части территории городов старой Европы перемещаться на машине можно не быстрее 30, а в более современных кварталах – 50 км/ч. Скромнее стали предельные скорости и для загородных дорог. Самый свежий пример – Франция, где с 2018 года вне населенных пунктов лимит понизили с 90 до 80 км/ч. На этом фоне российские водители не выглядят черепахами. Если не брать в расчет постсоветское пространство, только в нашей стране в городах разрешено ездить 60 км/ч. Предельная скорость на отдельных участках автомагистралей может устанавливаться на отметке 130 км/ч. Не забываем, кстати, и про «нештрафуемые +20».

«Безлимитные» автобаны в Германии пока еще существуют, но законодательство составлено таким образом, что превышать рекомендованные 130 км/ч уже сейчас крайне нежелательно

Законы физики вообще и кинетическая энергия в частности не знают границ. Поэтому скорость продолжает оставаться главным «убийцей» на дорогах – это доказано многочисленными исследованиями. Например, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приводит данные, что увеличение средней скорости движения на 1 км/ч влечет рост риска погибнуть в ДТП на 5%. Помните это, садясь за руль с непреодолимым желанием «прогулять» табун из сотни-другой лошадей под капотом.

Лукавые цифры

МВД России в своих статистических отчетах приводит весьма скромные цифры, свидетельствующие о влиянии скорости на состояние аварийности. И дело даже не в желании скрыть реальное положение дел, а в невозможности дать объективную оценку. Например, превышение установленного ограничения скорости как причина ДТП указывается в ничтожно малом количестве случаев. Хотя специалисты понимают, что водители превышают достаточно часто (об этом свидетельствует хотя бы порядка 100 миллионов нарушений скоростного режима, зафиксированных камерами в прошлом году). Тем не менее, установить реальную скорость движения в момент аварии – крайне непростая задача даже для экспертов. Немногим лучше ситуация и с несоответствием скорости конкретным условиям движения. Да, оно входит в число основных причин аварийности. Но и тут появляется вопрос – а как, собственно, инспекторы пришли к такому выводу? Под достаточно общей формулировкой кроется предположительное нарушение требований пункта 10.1 Правил дорожного движения, обязывающего водителя не только не превышать установленное ограничение скорости, но и выбирать темп с учетом реальных условий движения. Иными словами, сюда попадает все то, что в обиходе принято называть «не справился с управлением». Как мы понимаем, это характеристика исключительно оценочная, что опять же не позволяет опираться на отчетные данные. С другой стороны, в ряде ДТП, где ошибки в выборе скорости официально не фигурируют, такая причина весьма вероятна. Это все то, что связано с выездом на встречную полосу, наездом на пешеходов или препятствия, несоблюдением очередности проезда и тому подобное.

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; Dmitry Vereshchagin, Jevanto Productions, Andrey Armyagov/Fotolia.com

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Skoda Fabia: в поисках мотора Skoda Fabia: в поисках мотора

Ни один хэтчбек В-класса не снискал у нас такой популярности, как Fabia

АвтоМир, июнь'19
Интим предлагать Интим предлагать

Всё новое, странное и классное из мира секса, о чем узнал за месяц Cosmo

Cosmopolitan, август'19
10 фактов о фильме «Иван Васильевич меняет профессию» 10 фактов о фильме «Иван Васильевич меняет профессию»

10 фактов о фильме «Иван Васильевич меняет профессию»

Maxim, февраль'19
24 часа с Иваном Чуйковым 24 часа с Иваном Чуйковым

Cosmo провел сутки с ведущим и актером Иваном Чуйковым

Cosmopolitan, март'19
Традиция удивлять Традиция удивлять

Технофишки новой модели Porsche 911

Quattroruote, март'19
Семь невест ефрейтора Питта Семь невест ефрейтора Питта

Актер не спешит снова расставаться с холостой жизнью

StarHit, февраль'19
Что нужно делать, чтобы в 50 лет выглядеть лучше, чем  Хавьер Бардем Что нужно делать, чтобы в 50 лет выглядеть лучше, чем  Хавьер Бардем

Вот правила, которые помогут оставаться вам молодым не только душой

GQ, февраль'19
Как Майкл Корс работал в Céline, а Альбер Эльбаз — в Yves Saint Laurent Как Майкл Корс работал в Céline, а Альбер Эльбаз — в Yves Saint Laurent

Известные дизайнеры, чей вклад в развитие легендарных брендов незаслуженно забыт

Vogue, февраль'19
По букве закона По букве закона

Труднее всего экс-супругам договориться по вопросам, связанным с детьми

StarHit, февраль'19
Путь к Фудзи-сан «глазами» смартфона Путь к Фудзи-сан «глазами» смартфона

Путь к Фудзи-сан «глазами» смартфона

National Geographic, февраль'19
Перерыв на кризис Перерыв на кризис

Правительство США вернулось на работу. Надолго ли?

Огонёк, февраль'19
Вино, орехи и оливки Вино, орехи и оливки

Небольшой испанский регион Приорат живет производством вина, орехов и оливок

АвтоМир, январь'19
К разным берегам К разным берегам

У каждого курорта Мальдивских островов свои особенности

Robb Report, февраль'19
Татьяна Архипова Татьяна Архипова

Директор БДТ имени Г. А. Товстоногова стала соавтором перезапуска театра

Собака.ru, февраль'19
Все возрасты покорны Все возрасты покорны

Звезды вспоминают первую любовь

StarHit, февраль'19
«Не эпатажа ради» «Не эпатажа ради»

Удивительный поворот сделала судьба Владимира Мишукова

OK!, февраль'19
Анна Терехова. Непохожие Анна Терехова. Непохожие

Анна Терехова рассказывает о своей матери

Караван историй, март'19
Окна черные Окна черные

Окна черные. Чем грозит эксплуатация машины с тонировкой?

АвтоМир, февраль'19
Своя стихия Своя стихия

Интерьер дома в Калининграде — минималистично, функционально и иронично

SALON-Interior, март'19
Как сделать занятия любовью в автомобиле более комфортными и озорными Как сделать занятия любовью в автомобиле более комфортными и озорными

Несколько проверенных секс-поз, которых стоит придерживаться в автомобиле

Men’s Health, февраль'19
Маленькая жизнь Маленькая жизнь

Артисты могут позволить себе расслабиться

OK!, февраль'19
Фильмы, которые мы не смогли ни разу досмотреть до конца Фильмы, которые мы не смогли ни разу досмотреть до конца

Редакционный список злополучных недосмотренных кинофильмов

Maxim, февраль'19
«Я достиг того, чего хотел» «Я достиг того, чего хотел»

Эдгар Шабанов, генеральный директор Clarins Group в России

OK!, февраль'19
Эрик Бровко Эрик Бровко

Предприниматель и визионер развивает онлайн-платформу «Мое здоровье»

Собака.ru, февраль'19
Как изменить внешность Как изменить внешность

Как изменить внешность

Maxim, февраль'19
Слабое звено Слабое звено

Простое человеческое любопытство — главный инструмент киберпреступников

Forbes, март'19
Кэш и мир Кэш и мир

Горькая ягода «Кэшбери». История новейшей финансовой пирамиды

Esquire, февраль'19
Посол Советского союза Посол Советского союза

Николай Луньков и его XX век

Огонёк, февраль'19
Тот самый Мюнхгаузен Тот самый Мюнхгаузен

Пересматриваем фильмы и вспоминаем яркие факты из биографии Олега Янковского

Лиза, февраль'19
«Расписные волки» стали охотиться на бабуинов: редкие фото «Расписные волки» стали охотиться на бабуинов: редкие фото

Николасу Дайеру повезло заснять охоту гиеновых собак на наших сородичей-приматов

National Geographic, февраль'19