Обосновано ли снижение нештрафуемого порога превышения скорости

АвтоМирАвто

Скинут десяточку?

Обосновано ли снижение нештрафуемого порога превышения скорости?

Алексей Лучников

Все идет к тому, что в России снизят «нештрафуемый» порог превышения скорости с нынешних 20 км/ч. Какие аргументы приводят сторонники и противники?

Оживленную дискуссию вызвало объявленное недавно решение правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения пересмотреть подходы к наказанию за превышение ограничения скорости. Предложения поручено подготовить к началу весны министерствам внутренних дел и транспорта. И хотя официально документ в российское правительство еще не поступал, представители МВД и Минтранса поспешили поддержать идею ухода от беспрецедентного в мировой практике нештрафуемого порога в 20 км/ч. Все это позволяет сделать вывод, что фактически исполнительной властью решение уже принято. Теперь слово за законодателем, который при должной мотивации со стороны правительственных чиновников, по всей видимости, проект поддержит.

Порядка 100 млн случаев превышения установленной скорости движения зафиксировано камерами видеофиксации в России по итогам 2018 года. При этом собственно как причина ДТП превышение скорости указывается редко

Откровенно говоря, мы не разделяем почти единодушное мнение блогеров и многочисленных «диванных экспертов», что это решение направлено исключительно на пополнение бюджетов и не имеет с безопасностью на дорогах ничего общего. При этом не будем спорить с необходимостью строить новые дороги, выносить их за пределы населенных пунктов, разводить транспортные и пешеходные потоки в разных уровнях, уходить от необоснованных ограничений. Но это не добавляет аргументов существующей ситуации, когда рядом с детским садом можно безнаказанно промчаться на скорости 80 км/ч, а желание «прохватить с ветерком», подвинув стрелку спидометра к отметке «100», обойдется в символические 250 рублей. Как нам кажется, правильнее было бы не заигрывать с общественным мнением, а признать, что ни одного разумного аргумента в пользу нештрафуемого порога не существует. В свое время решение увеличить его с 10 км/ч до 20 было продиктовано популистскими мотивами. На самом деле для нивелирования погрешностей приборов или, например, влияния размерности шин вполне достаточно было бы «разбега» в 5 км/ч, хотя многие страны обходятся и без такового, наказывая уже за лишний 1 км/ч.

Нет никакой фактической основы и под посыпавшимися предложениями пересмотра ограничений скорости. Мол, нынешние нормативы писались в 70-х годах XX века, когда у автомобилей были другие тягово-скоростные характеристики. Но законы физики, как ни странно, остались неизменными. Да и ездить со «смертельными» скоростями машины научились не 40 лет назад, а несколькими десятилетиями раньше. Все это свидетельствует как минимум о непрофессионализме комментаторов, либо дает повод уличить их в желании в очередной раз «качнуть лодку» или просто пропиариться на этой благодатной почве. Лукавят те, кто приводит в пример зарубежные страны, где ограничения якобы выше. Даже в тех государствах, где 130 км/ч закреплено законодательно, на практике мест для быстрой езды немного. При этом общая тенденция к снижению лимитов скорости четко прослеживается по всему миру. Так, скоро уйдут в небытие «безлимитные» автобаны Германии. Хотя уже сейчас законодательство составлено так, что ехать быстрее рекомендованных 130 км/ч крайне нежелательно. По большей части территории городов старой Европы перемещаться на машине можно не быстрее 30, а в более современных кварталах – 50 км/ч. Скромнее стали предельные скорости и для загородных дорог. Самый свежий пример – Франция, где с 2018 года вне населенных пунктов лимит понизили с 90 до 80 км/ч. На этом фоне российские водители не выглядят черепахами. Если не брать в расчет постсоветское пространство, только в нашей стране в городах разрешено ездить 60 км/ч. Предельная скорость на отдельных участках автомагистралей может устанавливаться на отметке 130 км/ч. Не забываем, кстати, и про «нештрафуемые +20».

«Безлимитные» автобаны в Германии пока еще существуют, но законодательство составлено таким образом, что превышать рекомендованные 130 км/ч уже сейчас крайне нежелательно

Законы физики вообще и кинетическая энергия в частности не знают границ. Поэтому скорость продолжает оставаться главным «убийцей» на дорогах – это доказано многочисленными исследованиями. Например, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приводит данные, что увеличение средней скорости движения на 1 км/ч влечет рост риска погибнуть в ДТП на 5%. Помните это, садясь за руль с непреодолимым желанием «прогулять» табун из сотни-другой лошадей под капотом.

Лукавые цифры

МВД России в своих статистических отчетах приводит весьма скромные цифры, свидетельствующие о влиянии скорости на состояние аварийности. И дело даже не в желании скрыть реальное положение дел, а в невозможности дать объективную оценку. Например, превышение установленного ограничения скорости как причина ДТП указывается в ничтожно малом количестве случаев. Хотя специалисты понимают, что водители превышают достаточно часто (об этом свидетельствует хотя бы порядка 100 миллионов нарушений скоростного режима, зафиксированных камерами в прошлом году). Тем не менее, установить реальную скорость движения в момент аварии – крайне непростая задача даже для экспертов. Немногим лучше ситуация и с несоответствием скорости конкретным условиям движения. Да, оно входит в число основных причин аварийности. Но и тут появляется вопрос – а как, собственно, инспекторы пришли к такому выводу? Под достаточно общей формулировкой кроется предположительное нарушение требований пункта 10.1 Правил дорожного движения, обязывающего водителя не только не превышать установленное ограничение скорости, но и выбирать темп с учетом реальных условий движения. Иными словами, сюда попадает все то, что в обиходе принято называть «не справился с управлением». Как мы понимаем, это характеристика исключительно оценочная, что опять же не позволяет опираться на отчетные данные. С другой стороны, в ряде ДТП, где ошибки в выборе скорости официально не фигурируют, такая причина весьма вероятна. Это все то, что связано с выездом на встречную полосу, наездом на пешеходов или препятствия, несоблюдением очередности проезда и тому подобное.

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; Dmitry Vereshchagin, Jevanto Productions, Andrey Armyagov/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кто больше? Восемь самых дорогих опций Кто больше? Восемь самых дорогих опций

Что заказывают за доплату покупатели премиальных автомобилей

АвтоМир
Скольжение вниз. Можно ли замедлить снижение рейтинга Путина Скольжение вниз. Можно ли замедлить снижение рейтинга Путина

Остаются ли у президента шансы развернуть ситуацию с рейтинговыми показателями?

Forbes
На двух колесах На двух колесах

Электросамокаты: правила, стоимость аренды и особенности этого сезона

Лиза
«Черная Пантера» – обязательное зрелище «Черная Пантера» – обязательное зрелище

Давно мы не получали от фильма столько чистого удовольствия

GQ
Пусть не говорят Пусть не говорят

Давай разберемся, чем и почему ты можешь раздражать других сотрудников

VOICE
Катины секреты: интимный дневник о том, что волнует каждого Катины секреты: интимный дневник о том, что волнует каждого

Автор телеграм-канала @no_drama_plz выпустила книгу о мужчинах

Cosmopolitan
Играем офлайн: 10 настольных игр на любой вкус Играем офлайн: 10 настольных игр на любой вкус

10 разных игр - как классика, так и хиты, созданные на основе популярных фильмов

CHIP
Напарники Напарники

Дарья Мороз и Павел Прилучный — о своих автомобилях и особенностях вождения

OK!
Пап-культура Пап-культура

У каких пап дочери вырастают счастливыми?

Добрые советы
Как путешествовать по всему миру (почти) бесплатно: 8 проверенных способов Как путешествовать по всему миру (почти) бесплатно: 8 проверенных способов

Платить в таком путешествии все равно придется, но гораздо меньше

Playboy
Что сейчас происходит с карьерой Криштиану Роналду Что сейчас происходит с карьерой Криштиану Роналду

Вспоминаем, что произошло в жизни Криштиану Роналду за последний год

GQ
Что такое самоутверждение и как его развивать? Что такое самоутверждение и как его развивать?

Умение уважать свои желания и нужды — основа здоровой самооценки

Psychologies
Океанический слон: индийский авианосец Vikrant Океанический слон: индийский авианосец Vikrant

Потенциал Индии привел к амбициозным планам по разработке систем вооружения

Популярная механика
Марина Брусникина: «Цензуры быть не должно и не может быть» Марина Брусникина: «Цензуры быть не должно и не может быть»

Марина Брусникина об отношении к Эдуарду Боякову и диалоге с властью

GQ
7 признаков, что партнер начинает терять к вам интерес 7 признаков, что партнер начинает терять к вам интерес

Как понять, что любимый человек отстраняется?

Psychologies
10 заблуждений о депрессии 10 заблуждений о депрессии

Часто депрессия проявляется не так, как мы привыкли видеть в кино или СМИ

Psychologies
Фестиваль Tinkoff Rosafest 2019: масштабный квест и вечеринки со звездами Фестиваль Tinkoff Rosafest 2019: масштабный квест и вечеринки со звездами

Самый крупный зимний фестиваль Tinkoff Rosafest в этом году побил все рекорды

Cosmopolitan
Хотите сохранять мир в отношениях? Общайтесь правильно! Хотите сохранять мир в отношениях? Общайтесь правильно!

Как говорить с партнером, чтобы вас слышали и понимали

Psychologies
Ксения Дукалис: Ксения Дукалис:

SMM — модная аббревиатура, привлекающая к себе все больше и больше людей

Cosmopolitan
Нечто человеческое. Как научиться признавать свои слабости Нечто человеческое. Как научиться признавать свои слабости

Почему руководитель должен признавать человеческую часть себя?

Forbes
Телесные колготки: носить или не носить? Телесные колготки: носить или не носить?

Телесные колготки - самый противоречивый предмет в современном женском гардеробе

Cosmopolitan
Атлантик-тур Атлантик-тур

Первозданная природа затерянных в океане Фарерских островов

Quattroruote
Гадкий утенок. Есть ли будущее у Sukhoi Superjet 100 в Европе Гадкий утенок. Есть ли будущее у Sukhoi Superjet 100 в Европе

Кто виноват в провале бизнес-модели Sukhoi Superjet 100 в Европе

Forbes
Как заработать на поколении Z: советы венчурного инвестора Как заработать на поколении Z: советы венчурного инвестора

Технологические проекты в сфере образования не вписываются в венчурную модель

Forbes
Поколение Z и X: как научить работать вместе Поколение Z и X: как научить работать вместе

Как нивелировать разницу поколений в одной команде

Psychologies
Зов джунглей Зов джунглей

Дизайнер Мария Ватолина оформила в Подмосковье деревянный дом

AD
Концепт по заявкам Концепт по заявкам

Дизайн экстерьера. Россиянин у руля автомобильной революции

GQ
Венесуэла: утраченные иллюзии Венесуэла: утраченные иллюзии

Как преодолеть кризис и не поубивать друг друга

Русский репортер
«Чрезвычайная ситуация для экономики»: что говорят о деле Baring Vostok чиновники и бизнесмены «Чрезвычайная ситуация для экономики»: что говорят о деле Baring Vostok чиновники и бизнесмены

Топ-менеджеры, госчиновники и миллиардеры, не согласные с арестом Майкла Калви

Forbes
Жена Стаса Михайлова рассказала об особенностях его отношения к женщинам Жена Стаса Михайлова рассказала об особенностях его отношения к женщинам

Жена Стаса Михайлова рассказала об особенностях его отношения к женщинам

Cosmopolitan
Открыть в приложении