Какие требования предъявляются к автомобильным шинам российскими законами

АвтоМирАвто

Шиномонтаж в законе

Разбираемся, какие требования предъявляются к автомобильным шинам российским законодательством

Текст Алексей Лучников

Шины – это единственное, что связывает колесное транспортное средство с дорогой. Хотя бы уже поэтому переоценить их значение практически невозможно. А еще надо учесть, что в век скоростей эксплуатационные качества этих, на первый взгляд, несложных, но на самом деле весьма высокотехнологичных изделий, напрямую влияют не только на комфорт, но и на безопасность перемещения в пространстве. Каковы же современные требования закона к шинам?

Они содержатся в двух документах: техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (их многие ошибочно считают приложением к Правилам дорожного движения). Они частично дублируют друг друга, а в чем-то дополняют. Но принципиальное отличие между ними в том, что за нарушение требований техрегламента не штрафуют ввиду отсутствия в Административном кодексе соответствующих статей. А вот несоблюдение Основных положений чревато предупреждением или штрафом в 500 рублей (по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ). С них и начнем.

Итак, чтобы к вам не было претензий у сотрудника ГИБДД (а наказать имеет право как инспектор технического надзора, так и дорожно-патрульной службы) – «обувь» должна быть по размеру. Какому именно, узнаем из руководства по эксплуатации автомобиля. Необходимо следить не только за соответствием предписанной автопроизводителем размерности, но и индексом нагрузки. В целях сохранения устойчивости и управляемости на одну ось автомобиля нельзя монтировать «шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора». По этой же причине все колеса автомобиля должны быть либо ошипованные, либо неошипованные. Комбинирование не допускается.

Оценить соответствие шин требованиям законодательства и, при необходимости, назначить наказание имеет право инспектор технического надзора или дорожно-патрульной службы ГИБДД

Доводить покрышки до состояния сликов нельзя: остаточная высота протектора летних шин легкового автомобиля и небольшого грузовика должна быть не менее 1,6 мм, грузового автомобиля с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн – 1 мм, автобуса – 2 мм. Зимние шины должны иметь в запасе не менее 4 мм протектора. Если имеются индикаторы износа, ориентироваться надо на них. Это касается всех покрышек – зимних, летних и всесезонных. Не допускается использовать серьезно поврежденные шины, в том числе с обнаженным кордом, грыжами, расслоившимся каркасом и прочими драматичными последствиями эксплуатации на российских дорогах.

Ну а теперь несколько слов о предписаниях технического регламента. Как мы уже выяснили, их несоблюдение не грозит водителю наказанием. Но и рекомендациями их тоже нельзя считать, ведь на кону жизнь и здоровье участников движения. Так, по техрегламенту помимо индекса нагрузки, обозначаемого числами от 0 до 200, следует учитывать и категорию скорости, указываемую соответствующей буквой латинского алфавита. Необходимые справочные данные можно найти в инструкции по эксплуатации автомобиля и в любом шинном калькуляторе. В три летних месяца запрещено использовать ошипованные шины. То есть на зимних и всесезонных ездить можно, а на шипах – нет. Обратите внимание, что зимой на легковом автомобиле и грузовике с разрешенной массой до 3,5 т предписывается использование исключительно «зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «M&S», «MS». Более того, в отличие от Основных положений, которые запрещают одновременно только ошипованные и неошипованные шины, техрегламент предписывает устанавливать зимние шины на все колеса. Сэкономить, поставив, например, на ведущую ось новые «шиповки», а на другой оставив истертые «липучки», а то и вовсе летние покрышки, не получится. Вернее, поставить-то можно – не оштрафуют! Вот только такая экономия может выйти боком – в прямом и переносном смыслах этого слова.

Правильные диски

Помимо требований к шинам, Основные положения и техрегламент Таможенного союза содержат предписания относительно деталей, которые в обывательской среде принято называть дисками. На самом деле в техническом смысле диск – это только часть колеса, с помощью которой обод с надетой на него шиной крепится к ступице автомобиля. Так вот и обод, и диск (у большинства автомобилей они составляют единой целое) не должны иметь трещин и других повреждений, а также следов их ремонта, включая сварку. Диск с ободом вообще ремонтировать нельзя, так как теряется их прочность, что критически важно для безопасности. Деформации, отсутствие болтов или гаек крепления тоже не допускаются. Не забываем и о необходимости четко выдерживать размерность. В погоне за эффектным внешним видом автовладельцы иногда теряют связь с реальностью, устанавливая «катки» огромного диаметра или ширины. Снижение уровня комфорта и увеличение расхода топлива – это лишь меньшие из зол. Значительные отклонения от заводских параметров чреваты ухудшением поведения автомобиля на дороге, в том числе в колеях, а также преждевременным износом деталей подвески. У автопроизводителя, в свою очередь, появляется повод снять эти элементы с гарантии.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Семейный капитал Семейный капитал

С ростом доходов и числа наследников встает вопрос расширения жилой площади

АвтоМир
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
Это вам не игрушки! Это вам не игрушки!

Цены на советские модели автомобилей 1:43

Автопилот
Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр

Гид по экранизациям азиатских видеоигр

Правила жизни
Тем временем в Лондоне Тем временем в Лондоне

Как юристы держав решали судьбу бывших руководителей нацистской Германии

Дилетант
За белым солнцем За белым солнцем

Белые ночи, Новый год, летний лед:  что еще возможно в июне в Якутии?

Новый очаг
Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
Пресноводные русалки Пресноводные русалки

Когда-то давно, 200 тысяч лет назад, в Евразии появился необыкновенный зверь

Знание – сила
5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать 5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать

Топ-5 самых необычных спортивных дисциплин с велосипедом

ТехИнсайдер
От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны

Как Сталин, Рузвельт и Черчилль преодолевали взаимное недоверие

Монокль
Будь в форме Будь в форме

Мы собрали семь причин, из-за которых вы никак не можете обрести фигуру мечты

Moodboard
Минус вайб Минус вайб

Чем опасно доверять написание кода нейросетям?

N+1
Среда для жизни Среда для жизни

Рука об руку: как благоустроить общественные пространства вместе с жителями?

Ведомости
Сезон веранд Сезон веранд

Как организовать пространство аутдор

Новый очаг
Электрическое движение Электрическое движение

Электродвижение в яхтинге: путь к экологичной навигации

Y Magazine
Прекрасная Агнета Прекрасная Агнета

55 метров роскоши: Project Agnetha от дизайнера Луки Дини

Y Magazine
Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру

Как зумерам справиться с пятью страхами, связанными с трудоустройством

Forbes
Волна у нас дома Волна у нас дома

Что такое сёрфинг на искусственной волне

Новый очаг
Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов

Как устроены гидросистемы в авиации — от цвета до принципов работы

Наука и техника
Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня

Об условиях, в которых принимались решения о вводе и выводе войск из Афганистана

Монокль
Как разглядеть планету в далекой галактике? Как разглядеть планету в далекой галактике?

Сначала — предположения, потом — тысячи подтверждений: как ищут экзопланеты

Наука и техника
Под знаком футбола Под знаком футбола

Интервью с Марией Галай, футболисткой с девяти лет

Лиза
Совсем другой сюжет Совсем другой сюжет

Портрет итальянской верфи Cantiere del Pardo и самые актуальные ее модели

Y Magazine
Флагман «Адмирала» Флагман «Адмирала»

Platinum от Admiral Yachts: суперъяхта, опередившая своё время

Y Magazine
Худеем на супах Худеем на супах

Надоело скидывать вес на салатах и гречке? Попробуй суповые диеты

Лиза
Секреты мастерства Секреты мастерства

Princess F58: свежая модель в линейке британской верфи

Y Magazine
«Любовь к Родине. Куда она может исчезнуть?» «Любовь к Родине. Куда она может исчезнуть?»

Борис Николаев о военных кампаниях на Северном Кавказе, службе в спецназе и вере

Монокль
Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа Нет 100% гарантии. Дешевле и безопаснее купить авто у дилера или перекупа

У кого выгоднее приобрести подержанную машину: у дилера или частного продавца?

РБК
Зеленые защитники Зеленые защитники

Cамые благоприятные комнатные растения по знаку зодиака

Лиза
Древние и красивые: 5 важных археологических памятников Древние и красивые: 5 важных археологических памятников

Самые впечатляющие и ценнейшие археологические памятники

ТехИнсайдер
Открыть в приложении