С трех до десяти
Рассказываем краткую историю прогресса автомобильных коробок передач на примере машин, выставленных в музее Skoda
Автомобильные коробки передач, по легенде, появились благодаря Берте Бенц, супруге создателя первой машины Карла Бенца. Говорят, что именно она после своей знаменитой поездки из Мангейма в Пфорцхайм в 1888 году посоветовала изобретателю оснастить самодвижущийся экипаж коробкой передач для преодоления подъемов, с которыми у первого автомобиля были проблемы. Патент на коробку, похожую на современную велосипедную, принадлежит при этом самому Бенцу. Конструкция, появившаяся на первом автомобиле, была далека от совершенства и на протяжении вот уже более чем ста лет ее все улучшают и улучшают инженеры из самых разных стран и отраслей. Когда-то обычной была трехступенчатая коробка, а сейчас в серии уже есть и десятиступенчатые, их, например, используют на автомобилях концернов Ford и General Motors. Это, правда, автоматы.
1906
На первых автомобилях, таких как Laurin & Klement VOITURETTE A, рычаг коробки передач чаще всего располагался по правую руку от водителя, при том что руль на большинстве моделей устанавливали тоже справа. Рядом с переключателем передач на фото – рычаг ручного тормоза. Конкретно у этой модели было три передачи для движения вперед и одна задняя, а рычаг фиксировался при помощи защелки.
1913
Довольно быстро кузова автомобилей стали более закрытыми, но так как они были достаточно узкими, внутри не хватало места для рычагов. На Laurin & Klement Sg, выпущенном в 1913 году, они также находятся справа. Вместо защелки на рычаге КП появилась кнопка, похожая на те, что мы видим на «ручниках» в современных машинах.
1929
В 1920-е годы салоны автомобилей стали просторнее, и рычаг коробки передач переместился внутрь автомобиля. В то время в Чехословакии было левостороннее дорожное движение, соответственно, руль у автомобиля Laurin & Klement Skoda 110, выпущенного в 1929 году, располагался справа. Рычаг коробки передач с круглым набалдашником инженеры поместили по центру, то есть он оказывался под левой рукой водителя.
1937
Большинство массовых автомобилей 1930-х годов оснащались по-прежнему трехступенчатыми коробками передач, как и купе Skoda Popular Monte Carlo, хотя на машинах высшего ценового сегмента уже начали устанавливать четырехступенчатые трансмиссии. А еще именно в этот период на рукоятях КП придумали делать гравировки с обозначением номера передачи.
1960
К этому времени рычаг коробки передач переехал с пола на рулевую колонку – это инженерное решение было попыткой сделать автомобиль комфортнее, заменив раздельные сиденья на большой передний диван. Такая компоновка была у любимой многими 21-ой «Волги», а на фото – аналогично устроенная Skoda Octavia 1960 года выпуска. Правда, у «Шкоды» было уже четыре передачи, не считая задней, а у «Волги» – три.
1966
Впрочем, в Skoda подрулевой переключатель передач не прижился, и уже в 1966 году рычаг переехал обратно на пол – на фото выпущенный в 1966 году компакт Skoda 1000 MB. Но не все автопроизводители поступили так же, как чешская компания. На автомобилях Mercedes рычаг переключения передач остался на рулевой колонке и по сей день.
1989
Линейку автомобилей Skoda 105/120/130 производитель называет революционной с точки зрения переключения передач. Именно Skoda 130 в 1986 году стала первой чешской машиной с пятиступенчатой трансмиссией. На фото – модель Skoda 125, произведенная в 1989 году, которой впервые достался рычаг не с жесткой пластиковой рукоятью, а с набалдашником из более мягкого пенополиуретана.
1996
Возрожденная Octavia 1996 года стала первым автомобилем Skoda с автоматической трансмиссией. Четырехступенчатая коробка была в новинку для чехов, хотя остальной мир с автоматами был уже неплохо знаком. На автомобилях концерна General Motors полностью автоматические коробки были уже в 1940-х годах, а в конце 1980-х появились и пятиступенчатые АКП.
2018
Сегодня автомобили Skoda в Европе оснащаются механическими пяти- или шестиступенчатыми коробками, а также «роботами» DSG. В России на Skoda доступны и классические гидромеханические АКП. «Механика» же постепенно уходит в прошлое. Среди автомобилей всех брендов в 2018 году машины с МКП пользовались меньшим спросом, чем с другими трансмиссиями. На долю МКП, по данным агентства «Автостат», приходится 44% продаж.
По итогам 9 месяцев 2018 года в РФ спрос на новые автомобили с АКП, «роботами» и вариаторами побил все рекорды – на их долю приходится 56% продаж
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl