Подорожали и не остановятся: что будет с ценами
Автомобили с нового года подорожали минимум на 2% из-за роста НДС. Нестабильный курс рубля, опасение экономических санкций США, неясность с господдержкой отрасли, инфляция будут и дальше толкать цены на машины вверх: за год они вырастут примерно на 8%
Практически каждый день на протяжении последних лет цены на автомобили в России продолжают ощутимо расти. Главной причиной этого автокомпании называют курс рубля, на колебания которого влияет множество факторов – от политических до экономических. Также в числе причин, по словам ряда опрошенных топ-менеджеров, неопределенные и порой неожиданные действия правительства. Эксперты и сами автопроизводители рассказали «АвтоМиру», почему и насколько будут дорожать автомобили в 2019 году.
Почему цены будут расти
Председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер осторожно заявил, что на цены может повлиять выросшая на 2% с января ставка НДС – с 18 до 20%. Сами автопроизводители не скрывают, что с нового года уже заложили это изменение в прайс-листы. Исключением стал бренд Renault – это одна из немногих компаний, которая пока не учла рост НДС в ценах на свои локализованные модели.
По словам главы марки Skoda в России Яна Прохазки, 2% к стоимости автомобилей прибавили практически все компании – избежать принятия такого решения было невозможно. При этом Прохазка уверен – главным фактором роста цен на автомобили в 2019 году станет нестабильный курс рубля: «Если евро будет стоить 77 рублей – будет очень плохо, а если он подорожает до 80 рублей – это принесет настоящие проблемы и нанесет серьезный удар по покупательской способности россиян». В Kia подтвердили, что не смогли проигнорировать факт роста НДС. По словам директора по маркетингу Kia Motors Rus Валерия Тараканова, делать шаги первой в плане дальнейшего повышения цен марка не намерена, но реагировать на действия конкурентов будет оперативно.
В свою очередь гендиректор Porsche Russland Томас Штэрцель признался, что рост НДС ощутил и премиальный сегмент, и клиенты не смогут этого не заметить. По его мнению, на российский автомобильный рынок напрямую будет влиять политическая ситуация в стране и в мире. «По опыту последних лет мы видим, что санкции со стороны США могут оказать серьезное воздействие на стабильность российского рубля, многое будет также зависеть от цен на нефть», – сказал Штэрцель.
В Комитете автопроизводителей АЕБ также считают, что если США решат ввести новые санкции в адрес России, это неизбежно ударит по курсу рубля. «Этот вопрос будет обсуждаться в феврале, и возможное ужесточение санкций создает существенные риски и неопределенности на рынке», – объяснил Йорг Шрайбер. Кроме того, по его словам, серьезной проблемой для автомобильной отрасли может стать возможное повышение утилизационного сбора и неопределенность с господдержкой (программы стимулирования спроса и компенсация автокомпаниям части их затрат). «Мы считаем необходимым сохранить меры господдержки отрасли, хотя по-прежнему они остаются неясными», – сказал Шрайбер.
В Министерстве промышленности и торговли действительно до сих пор не могут определиться, будут ли продлены меры господдержки автомобильной отрасли на 2019 год, и если да, то какие именно. Ранее в ведомстве пообещали, что на программы стимулирования спроса (например, «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль»), позволяющие получать скидки на машины стоимостью до 1,5 млн руб., выделили 15 млрд руб. до 2020 года. Позже с критикой продления госпрограмм выступил вице-премьер Дмитрий Козак – с тех пор на запросы журналистов на эту тему в Минпромторге отвечать перестали. Но понятно, что и дальше отмалчиваться у чиновников не получится: ответов ждут и автопроизводители, и покупатели.
Сдерживать цены уже нечему
По оценке главы аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, темп роста цен в 2019 году сохранится на уровне прошлых лет и составит 5-7%.
В свою очередь аналитик ГК «Алор» предполагает, что автомобили подорожают минимум на 8%. «Заметнее всех будут сдерживать цены бренды-середнячки, ориентируясь на границу 2,5 млн, – говорит Алексей Антонов. – VAG, у которого производство автомобилей в среднем ценовом сегменте практически не реализовано, за исключением Kodiaq и Tiguan, уже второй год подряд поддерживает цены за счет повышения стоимости опций. Автомобили концерна сейчас в любом случае подорожают в пределах общих для рынка 8-9%, однако базовые модели будут дорожать значительно медленнее, а количество дешевых опций будет сокращаться. Toyota будет поднимать цены постепенно, в целом – на 7-8%. Больше всего маневра для корректировки ценовой политики имеют Hyundai и Kia, которые будут стремиться сохранить свои позиции в бюджетном сегменте и сегменте SUV, однако их автомобили могут подорожать в пределах 8%. Альянс Renault-Nissan будет повышать медленнее других, благодаря преференциям, которые они имеют на российском рынке. С другой стороны, сейчас на Альянс в рамках инвестиционного контракта ложатся обязательства по наращиванию локализации производства. Эти расходы будут переложены и на потребителя, но рост цен будет ниже среднерыночного».
Директор «Экспертной группы Veta» Дмитрий Жарский называет прогнозы по ценам на автомобили неутешительными. «Дешевеет нефть, медленно растет ВВП. Полагаю, что к весне курс доллара к рублю легко преодолеет отметку 70 рублей: к лету можно ждать подорожания новых и подержанных автомобилей на 6-8%».
При этом источники «АвтоМира» на автомобильном рынке говорят, что Россия вновь может стать перспективным рынком на фоне проблем на мировых рынках – таких, как Китай или США. По их мнению, достаточно будет политического жеста со стороны руководства страны, и ряд санкций будет снят – что привело бы к стабилизации рубля и росту экономики.
Какие автомобили подорожали и насколько
Анализ сайтов автопроизводителей и данные аналитического агентства «Автостат» показывают, что с начала года цены на новые машины показали драматический рост.
Lada
Отечественный «АвтоВАЗ» поднял цены на модели Lada примерно на 2,5-3%: автомобили подорожали на 15– 25 тыс. рублей.
Volkswagen
Немецкий Volkswagen обновил ценники у шести моделей: в январе седан Polo, пикап Amarok, внедорожник Touareg, минивэны Caddy и Caddy Maxi и кроссовер Tiguan подорожали на сумму от 15 до 221 тыс. руб. Меньше всех, на 15 тыс. руб., подорожал седан Polo (он стоит от 654,9 до 994,9 тыс. руб.), кроссовер Tiguan подорожал на 30–50 тыс. руб. (от 1 429 до 2 569 тыс. руб.) Внедорожник Touareg прибавил в цене 90 тыс. руб. (3 489–4 969 тыс. руб. стоят бензиновые версии и 3 929–4 719 тыс. руб. – дизельные модификации).
Skoda
Автомобили марки Skoda подорожали на сумму от 11 до 103 тыс. руб. Меньше всего прибавил в цене лифтбек Rapid (+11–20 тыс. руб., с января эта модель стоит от 657 до 1 126 тыс. руб.). Лифтбек Octavia и универсал Octavia Combi выросли в цене на 18–32 тыс. руб. и 41–54 тыс. руб. соответственно. Octavia теперь стоит от 1 081 до 1 547 тыс. руб., а Octavia Combi – от 1 433 до 1 956 тыс. руб. Рост цен на лифтбек Superb и универсал Superb Combi составил 27–60 и 32 – 58 тыс. руб. соответственно. Теперь Skoda Superb – от 1 640 до 2 956 тыс. руб., Skoda Superb Combi – от 1 849 до 2 994 тыс. руб. Kodiaq подорожал заметнее: на 24–103 тыс. руб. во всех комплектациях, кроме Ambition Plus и стоит от 1 413 до 2 998 тыс. руб.
Hyundai
Ценники Hyundai выше прошлогодних на 19–50 тыс. руб. Так, на 19 тыс. руб. подорожал седан Solaris (он стоит от 730 до 990 тыс. руб.), на 25 тыс. руб. – седан Elantra (от 1 019 до 1 300 тыс. руб.) и кроссовер Creta (от 947 до 1 325 тыс. руб.). Седан Sonata стал дороже на 35 тыс. руб. (от 1 334 до 1 775 тыс. руб.), кроссовер Tucson подорожал на 30– 50 тыс. руб., в зависимости от комплектации, а кроссовер Santa Fe – на 50 тыс. руб. При этом в декабре Hyundai уже поднимал цены на Creta и Solaris, а в октябре – на Elantra, Sonata и Tucson.
Renault
С начала года выросли цены на две импортируемые модели Renault – Dokker и Koleos: комплектации этих моделей подорожали на 15–39 тыс. руб.
Nissan
Nissan добавил к ценам на отдельные модели от 11 до 85 тыс. руб. Обновили ценники на свою продукцию такие бренды, как Audi, BMW, Ford, Jeep, Lexus, Mazda, Mercedes-Benz, Mitsubishi, smart, Toyota и многие другие.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; Lada; Hyundai; Nissan; Renault; Skoda; Volkswagen
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl