О каких изменениях 2017 года нельзя забывать водителям

АвтоМирАвто

Актуальная тема

По дороге разочарований

Уходящий год стал для автомобилистов знаковым как по количеству, так и по значимости нововведений, с которыми им пришлось столкнуться и научиться уживаться. О каких изменениях 2017 года нельзя забывать водителям?

Количество автомобилей на российских дорогах продолжает расти – и этот рост вряд ли остановится. Ведь 2017 год порадовал автодилеров ростом продаж новых машин и дал немало оснований для оптимизма – пусть пока осторожного. Однако владение личным автомобилем в России становится все сложнее и дороже. Мало того, что движение в городах и на оживленных трассах замедляется, так еще и растут все формы поборов с автовладельцев, будь то стоимость заправки топливом, обслуживания, ремонта, парковки, проезда по дорогам... Конечно, далеко не самую последнюю роль в этом играет государство.

Увы, сказать, что труд чиновников принес автомобилистам хоть какие-то очевидные бонусы, пока точно нельзя. Но в любом случае вспомнить, что же российские власти успели поменять в 2017 году – очень даже нужно. Ведь по новым законам нам теперь ездить!

Не везде у нас дорога

Многострадальные Правила дорожного движения стали чемпионом по поправкам. Их за год корректировали аж шесть раз. Началось все в марте, когда своим постановлением с «красивым» номером 333 Дмитрий Медведев внес в ПДД изменения, затронувшие водителей со стажем за рулем менее двух лет – им запретили осуществлять буксировку других автомобилей, а также перевозить на мотоцикле пассажиров. Для того, чтобы новички были видны в потоке, им предписано использовать опознавательный знак «Начинающий водитель» в виде восклицательного знака в желтом квадрате. Это требование существовало и раньше, но из-за отсутствия санкций за его невыполнение многими водителями знак воспринимался как рекомендуемый. Но пробел был устранен, и теперь за его отсутствие нарушителю грозит предупреждение или штраф 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.

Знак «Начинающий водитель» с весны тоже стал обязателен для всех тех, у кого стаж меньше двух лет

Примечательно, что в заботе то ли о начинающих водителях, то ли о тех, кто их окружает, премьер-министр росчерком пера подвел под этот же штраф отсутствие на машине и других опознавательных знаков, самым «громким» из которых в итоге оказался знак «Шипы». Да-да, штраф за его отсутствие введен не с 1 декабря, как сообщили многие СМИ, а еще весной. Просто в несезон на это мало кто обратил внимание. Заодно напомним, что все тем же постановлением мотоциклистам повысили разрешенную скорость на автомагистрали с 90 до 110 км/ч.

О цветах жизни

Пожалуй, самые резонансные поправки ПДД коснулись правил перевозки детей – они вступили в силу в начале июля. На первый взгляд, правила сделали более лояльными, разрешив перевозить пассажиров в возрасте с 7 до 11 лет включительно без специальных детских кресел.

На самом деле цель была другая: исключить возможность использования всевозможных адаптеров ремней безопасности, а то и вовсе подручных устройств (книга, подушка и тому подобное), которыми нередко пользовались взрослые для перевозки своих чад. Специалисты пришли к выводу, что такие средства в случае аварии более опасны для ребят, чем обычный взрослый ремень безопасности. Но поскольку не всегда есть возможность использовать сертифицированное удерживающее устройство (например, если ребенку нет 12 лет, но он уже вырос из своего кресла, или поездка оказалась неожиданной для родителей), пришлось искать компромисс. Им и стало разрешение на перевозку детей школьного возраста, пристегнутых штатными ремнями.

При этом до достижения 7 лет малыши могут путешествовать только в удерживающих устройствах. За нарушение этих правил водителя оштрафуют на 3000 рублей.

На этом забота о дошкольниках не закончилась. Этим же решением правительства водителям запретили оставлять их одних в автомобиле на время стоянки под угрозой пятисотрублевого штрафа. Напомним, что стоянкой считается «преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства». Иными словами, если вы отлучились на пару минут, чтобы купить воду или заправить машину, претензий к вам не будет, если, кончено, малышу не грозит другая опасность.

Власти решили, что лучше уж пусть детей пристегивают только штатным ремнем, чем изобретают все новые и новые способы обмануть систему вроде адаптеров, которые при аварии куда опаснее

С заботой о природе

Не прошло и двух недель с «детских» поправок, как кабинет министров разродился очередным постановлением с изменениями в ПДД. Они были посвящены преимущественно экологии. Главное – появление новых знаков, которые могут ограничивать движение транспортных средств с экологическим классом ниже указанного на них. При этом решение о применении таких знаков принимают местные власти.

Фактически это появление еще одного механизма ограничения трафика и поборов с тех, кто не желает подчиниться. Как вы думаете, кто из соотечественников первым испытает на себе нововведения, зная, что пролоббировал эти поправки в ПДД столичный дептранс и лично его руководитель Максим Ликсутов? Едва ли для автовладельцев станет утешением появление дорожных знаков, обозначающих заправочные станции для электромобилей, а также то, что экознаки вступают в силу с 1 июля 2018 года. К этому времени будут внесены изменения в соответствующие стандарты.

Новые знаки, которое могут ограничивать движение автомобилей с экологическим классом ниже указанного, начнут действовать летом 2018 года

Если круг оказался вдруг

Осень придала сил очередным доморощенным экспертам в области дорожного движения, с подачи которых российское правительство еще дважды скорректировало ПДД. Сначала октябрьским постановлением была узаконена так называемая «вафельница» – разметка, которой обозначается зона перекрестка. На нее запрещено заезжать при заторах, чтобы не создавать помех машинам, движущимся в поперечном направлении, и пешеходам.

Раньше ПДД запрещали выезжать на весь перекресток, если за ним образовался затор, а сейчас – только на «вафельницу»

Такая разметка не столько облегчает жизнь водителям, сколько упрощает процесс выписывания штрафов. Для этого достаточно, чтобы машина оказалась в заштрихованной зоне в момент включения красного сигнала светофора, и тогда камере легко будет «обилетить» всех нарушителей. Все бы ничего – такая разметка действительно успешно применяется во многих странах и позволяет навести порядок на перекрестках, – если бы чиновники не стали корректировать нормы самих правил движения. Раньше они запрещали въезжать на весь перекресток, если за ним образовался затор, а теперь – только на «вафельную» зону, если таковая имеется. В итоге есть шанс получить прямо противоположный результат: зная, что им ничего не грозит на незаштрихованных перекрестках, водители напрочь забудут о своих обязанностях не заезжать на и без того забитый перекресток.

Очередные поправки в ПДД не заставили себя долго ждать. Они изменили приоритет проезда перекрестков с круговым движением. Своим решением правительство фактически отменило правило «правой руки» для таких перекрестков. Теперь, если знаки приоритета отсутствуют, преимущество будет у того, кто уже находится на круговом перекрестке. Следовательно, въезжающий на круг должен уступить дорогу. Зачем было менять порядок, вступая в противоречие со своими же собственными международными обязательствами, вытекающими из Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах, совершенно непонятно.

А еще под конец года правительство обязало всех водителей, вынужденных за городом в темное время суток или при плохой видимости выйти из машины из-за ДТП или неисправности, надевать жилет со светоотражающими элементами. Решение, безусловно, верное. Но если уж водителю все равно придется возить жилет с собой, почему не распространить эту норму и на городские дороги, а также дневное время?

Новые правила проезда перекрестков противоречат Венской конвенции о дорожных знаках

Ремонт вместо выплаты

Изменилась за прошедший год и система ОСАГО. С 1 января все работающие на рынке страховые компании обязаны предоставлять возможность оформления полиса онлайн. Пусть со скрипом, но этот механизм потихоньку заработал, хотя бы частично сняв проблему автогражданки в отдельных регионах, где этот вид страхования был убыточным. Более существенные изменения коснулись порядка возмещения вреда: весной приняты поправки в закон об ОСАГО, согласно которым ущерб владельцам личных легковых автомобилей возмещается не в денежной, а в натуральной форме, то есть путем проведения восстановительного ремонта на станциях технического обслуживания, с которыми у страховщиков заключен договор.

Таким образом страховщики решили бороться с так называемыми «автоюристами», которые, выкупив за копейки требования о возмещении ущерба у пострадавших по чужой вине автовладельцев, чуть не разорили игроков страхового рынка исками на астрономическую сумму. Увы, жалоб на новую систему достаточно. Главным образом, потому, что сумм, выделяемых страховщиками на восстановление, автосервисам часто просто не хватает на то, чтобы отремонтировать машину качественно, да еще и с применением новых деталей. Вот и выкручиваются, как могут, зачастую за счет неудовлетворительного качества ремонта. К слову, гарантийный срок на слесарные работы по восстановительному ремонту составляет полгода, а на кузовные – год. Если на работу того или иного сервиса поступают жалобы, страховщик вправе расторгнуть с ним договор.

Главная проблема натурального возмещения в ОСАГО – сумм, выделяемых страховыми, сервисам не хватает

Экспертиза поможет

Изменились и правила регистрации транспорта, а также замены водительских удостоверений. С лета нет больше необходимости предъявлять при постановке машины на учет полис ОСАГО – сотрудник «пробьет» его по базе данных. Для владельцев потрепанных жизнью автомобилей важно, что из перечня оснований для отказа в регистрации исключены случаи уничтожения или изменения маркировки номерных агрегатов из-за коррозии, естественного износа или ремонта. Но при этом выдвинуто условие, что должна остаться возможность идентификации машины, то есть установления ее «паспортных данных». Сделать это можно, в частности, путем проведения экспертизы. То же касается угнанных и возвращенных владельцам автомобилей, маркировку которых злоумышленники успели перебить. Но появилась еще одна проблема – теперь нельзя ввезти и легализовать в России машину, не оборудованную системой «ЭРА-ГЛОНАСС», в автоматическом режиме сообщающей оперативным службам об аварии.

Заменить водительское удостоверение теперь можно не только в отделении ГИБДД, но и в МФЦ. Центры, правда, выступают лишь в роли «почтальонов»

Заменить водительское удостоверение теперь можно не только в ГИБДД, но и через многофункциональные центры предоставления государственных услуг. Правда, МФЦ в этом случае выступает лишь в роли «почтальона», принимая у гражданина документы и возвращая ему через некоторое время оформленные права. Работа по изготовлению документа и проведению всех проверок по-прежнему лежит на ГИБДД.

Нет ЭРА-ГЛОНАСС? Ввезти и легализовать такую машину в России больше не получится

Инспектора регламентировали

Наконец, еще один резонансный документ, увидевший свет в 2017 году, – новый регламент, которым руководствуется дорожно-патрульная служба, в том числе во взаимоотношениях с водителями. Шуму он наделал много, хотя, по сути, мало отличается от предыдущего документа – хорошо всем знакомого 185-го приказа МВД. Из более или менее значимых поправок отметим возвращение права инспектора останавливать машины для проверки документов вне стационарного поста. Де-факто такая возможность была и ранее, но теперь появилась и на бумаге. Представители МВД говорят, что это позволит им лучше выявлять пьяных водителей, а также преступников, использующих автотранспорт для реализации своих темных дел. Был исключен запрет на использование камер фотовидеофиксации в местах, где скорость ограничена временными дорожными знаками, например, при проведении дорожных работ. Так называемые «правозащитники» сильно переживали по поводу того, что у водителя отняли право снимать работу инспектора на видеокамеру или видеорегистратор, хотя по факту это оказалось очередным «пшиком»: фактически это право у водителя никто не отнимал, просто нет никакой необходимости прописывать очевидное в ведомственном регламенте. С принятием нового регламента канула в Лету и справка о ДТП, по поводу чего автообщественность тоже сильно переживала. На самом деле ничего драматичного не случилось, и те сведения, которые раньше были в справке, теперь указывают в других документах, выдаваемых сотрудниками ГИБДД после ДТП.

Право снимать инспекторов на камеру у водителей никто на самом деле не отнял – а то, что в нашумевшем регламенте это право не прописали отдельно, на самом деле ничего не значит

Текст: Алексей Лучников
Фото: Любимов Андрей/Агентство городских новостей «Москва»; andrei_77/Fotolia.com; Philippe Lissac/GODONG/Global Look Press; ShutterStock/Fotodom.ru; Министерство транспорта Российской Федерации; Артем Геодакян/ТАСС; Pavel Losevsky/Fotolia.com; Зобков Георгий/Фотобанк ЛОРИ; Никеричев Андрей/Агентство городских новостей «Москва»; Сайганов Александр/Фотобанк ЛОРИ, KIA

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Живучие не по правилам – 2 Живучие не по правилам – 2

Новая порция историй о реальных людях, выживших в катастрофических ситуациях

Maxim
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
Мир, где весело и нет времени Мир, где весело и нет времени

Все самое важное о Дживсе и Вустере

Weekend
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
Новая роль университетов Новая роль университетов

Российские университеты становятся площадками для предпринимательства

Ведомости
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
Александр Гронский и Алина Глазун Александр Гронский и Алина Глазун

Арт-паверкапл художницы Алины Глазун и фотографа Александра Гронского

Собака.ru
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Начни с порога Начни с порога

Как выжать максимум из маленького коридора

Лиза
Грусть до двери за 30 минут Грусть до двери за 30 минут

Понедельник все равно оставался мерзким днем. Особенно если ты курьер эмоций

Правила жизни
Защита для маленьких Защита для маленьких

Как малый и средний бизнес решает задачу обеспечения информбезопасности

Ведомости
Выживет ли грузинский прагматизм Выживет ли грузинский прагматизм

Как Тбилиси не остаться на обочине и сохранить взвешенную внешнюю политику

Монокль
Почему нейросети стали ошибаться и отвечать неправильно? Объясняет эксперт Почему нейросети стали ошибаться и отвечать неправильно? Объясняет эксперт

Почему ИИ-боты выдают так много неточностей?

ТехИнсайдер
Бессарабские друзья и знакомые Пушкина Бессарабские друзья и знакомые Пушкина

Род Пушкиных был связан с Бессарабией, со времен прадеда поэта, Абрама Ганнибала

Знание – сила
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
Возвращение Электроника Возвращение Электроника

Дискомфорт, связанный с цифровизацией, не только российская проблема

Ведомости
Хакеры берутся за руль Хакеры берутся за руль

Как хакеры взламывают автософт и можно ли обезопасить свой автомобиль?

Ведомости
Догоняющие доходы Догоняющие доходы

Рост доходов субъектов обеспечила в основном положительная динамика НДФЛ

Ведомости
Считаем правильно: как определить реальную себестоимость закупок из Китая Считаем правильно: как определить реальную себестоимость закупок из Китая

Как сделать импорт товаров из Китая выгодным?

Inc.
Александр Ведяхин: «Экспорт российских ИИ-решений – стратегически важная задача» Александр Ведяхин: «Экспорт российских ИИ-решений – стратегически важная задача»

Какова роль России в развитии сотрудничества стран БРИКС в сфере ИИ?

Ведомости
Это-большечем-фильмы Это-большечем-фильмы

Почему иранский кинематограф внезапно стал так важен?

Seasons of life
Тайна «пляжного тела» Тайна «пляжного тела»

«Пляжное тела»: почему оно есть у всех и в то же время не существует

VOICE
Открыть в приложении