О каких изменениях 2017 года нельзя забывать водителям

АвтоМирАвто

Актуальная тема

По дороге разочарований

Уходящий год стал для автомобилистов знаковым как по количеству, так и по значимости нововведений, с которыми им пришлось столкнуться и научиться уживаться. О каких изменениях 2017 года нельзя забывать водителям?

Количество автомобилей на российских дорогах продолжает расти – и этот рост вряд ли остановится. Ведь 2017 год порадовал автодилеров ростом продаж новых машин и дал немало оснований для оптимизма – пусть пока осторожного. Однако владение личным автомобилем в России становится все сложнее и дороже. Мало того, что движение в городах и на оживленных трассах замедляется, так еще и растут все формы поборов с автовладельцев, будь то стоимость заправки топливом, обслуживания, ремонта, парковки, проезда по дорогам... Конечно, далеко не самую последнюю роль в этом играет государство.

Увы, сказать, что труд чиновников принес автомобилистам хоть какие-то очевидные бонусы, пока точно нельзя. Но в любом случае вспомнить, что же российские власти успели поменять в 2017 году – очень даже нужно. Ведь по новым законам нам теперь ездить!

Не везде у нас дорога

Многострадальные Правила дорожного движения стали чемпионом по поправкам. Их за год корректировали аж шесть раз. Началось все в марте, когда своим постановлением с «красивым» номером 333 Дмитрий Медведев внес в ПДД изменения, затронувшие водителей со стажем за рулем менее двух лет – им запретили осуществлять буксировку других автомобилей, а также перевозить на мотоцикле пассажиров. Для того, чтобы новички были видны в потоке, им предписано использовать опознавательный знак «Начинающий водитель» в виде восклицательного знака в желтом квадрате. Это требование существовало и раньше, но из-за отсутствия санкций за его невыполнение многими водителями знак воспринимался как рекомендуемый. Но пробел был устранен, и теперь за его отсутствие нарушителю грозит предупреждение или штраф 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.

Знак «Начинающий водитель» с весны тоже стал обязателен для всех тех, у кого стаж меньше двух лет

Примечательно, что в заботе то ли о начинающих водителях, то ли о тех, кто их окружает, премьер-министр росчерком пера подвел под этот же штраф отсутствие на машине и других опознавательных знаков, самым «громким» из которых в итоге оказался знак «Шипы». Да-да, штраф за его отсутствие введен не с 1 декабря, как сообщили многие СМИ, а еще весной. Просто в несезон на это мало кто обратил внимание. Заодно напомним, что все тем же постановлением мотоциклистам повысили разрешенную скорость на автомагистрали с 90 до 110 км/ч.

О цветах жизни

Пожалуй, самые резонансные поправки ПДД коснулись правил перевозки детей – они вступили в силу в начале июля. На первый взгляд, правила сделали более лояльными, разрешив перевозить пассажиров в возрасте с 7 до 11 лет включительно без специальных детских кресел.

На самом деле цель была другая: исключить возможность использования всевозможных адаптеров ремней безопасности, а то и вовсе подручных устройств (книга, подушка и тому подобное), которыми нередко пользовались взрослые для перевозки своих чад. Специалисты пришли к выводу, что такие средства в случае аварии более опасны для ребят, чем обычный взрослый ремень безопасности. Но поскольку не всегда есть возможность использовать сертифицированное удерживающее устройство (например, если ребенку нет 12 лет, но он уже вырос из своего кресла, или поездка оказалась неожиданной для родителей), пришлось искать компромисс. Им и стало разрешение на перевозку детей школьного возраста, пристегнутых штатными ремнями.

При этом до достижения 7 лет малыши могут путешествовать только в удерживающих устройствах. За нарушение этих правил водителя оштрафуют на 3000 рублей.

На этом забота о дошкольниках не закончилась. Этим же решением правительства водителям запретили оставлять их одних в автомобиле на время стоянки под угрозой пятисотрублевого штрафа. Напомним, что стоянкой считается «преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства». Иными словами, если вы отлучились на пару минут, чтобы купить воду или заправить машину, претензий к вам не будет, если, кончено, малышу не грозит другая опасность.

Власти решили, что лучше уж пусть детей пристегивают только штатным ремнем, чем изобретают все новые и новые способы обмануть систему вроде адаптеров, которые при аварии куда опаснее

С заботой о природе

Не прошло и двух недель с «детских» поправок, как кабинет министров разродился очередным постановлением с изменениями в ПДД. Они были посвящены преимущественно экологии. Главное – появление новых знаков, которые могут ограничивать движение транспортных средств с экологическим классом ниже указанного на них. При этом решение о применении таких знаков принимают местные власти.

Фактически это появление еще одного механизма ограничения трафика и поборов с тех, кто не желает подчиниться. Как вы думаете, кто из соотечественников первым испытает на себе нововведения, зная, что пролоббировал эти поправки в ПДД столичный дептранс и лично его руководитель Максим Ликсутов? Едва ли для автовладельцев станет утешением появление дорожных знаков, обозначающих заправочные станции для электромобилей, а также то, что экознаки вступают в силу с 1 июля 2018 года. К этому времени будут внесены изменения в соответствующие стандарты.

Новые знаки, которое могут ограничивать движение автомобилей с экологическим классом ниже указанного, начнут действовать летом 2018 года

Если круг оказался вдруг

Осень придала сил очередным доморощенным экспертам в области дорожного движения, с подачи которых российское правительство еще дважды скорректировало ПДД. Сначала октябрьским постановлением была узаконена так называемая «вафельница» – разметка, которой обозначается зона перекрестка. На нее запрещено заезжать при заторах, чтобы не создавать помех машинам, движущимся в поперечном направлении, и пешеходам.

Раньше ПДД запрещали выезжать на весь перекресток, если за ним образовался затор, а сейчас – только на «вафельницу»

Такая разметка не столько облегчает жизнь водителям, сколько упрощает процесс выписывания штрафов. Для этого достаточно, чтобы машина оказалась в заштрихованной зоне в момент включения красного сигнала светофора, и тогда камере легко будет «обилетить» всех нарушителей. Все бы ничего – такая разметка действительно успешно применяется во многих странах и позволяет навести порядок на перекрестках, – если бы чиновники не стали корректировать нормы самих правил движения. Раньше они запрещали въезжать на весь перекресток, если за ним образовался затор, а теперь – только на «вафельную» зону, если таковая имеется. В итоге есть шанс получить прямо противоположный результат: зная, что им ничего не грозит на незаштрихованных перекрестках, водители напрочь забудут о своих обязанностях не заезжать на и без того забитый перекресток.

Очередные поправки в ПДД не заставили себя долго ждать. Они изменили приоритет проезда перекрестков с круговым движением. Своим решением правительство фактически отменило правило «правой руки» для таких перекрестков. Теперь, если знаки приоритета отсутствуют, преимущество будет у того, кто уже находится на круговом перекрестке. Следовательно, въезжающий на круг должен уступить дорогу. Зачем было менять порядок, вступая в противоречие со своими же собственными международными обязательствами, вытекающими из Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах, совершенно непонятно.

А еще под конец года правительство обязало всех водителей, вынужденных за городом в темное время суток или при плохой видимости выйти из машины из-за ДТП или неисправности, надевать жилет со светоотражающими элементами. Решение, безусловно, верное. Но если уж водителю все равно придется возить жилет с собой, почему не распространить эту норму и на городские дороги, а также дневное время?

Новые правила проезда перекрестков противоречат Венской конвенции о дорожных знаках

Ремонт вместо выплаты

Изменилась за прошедший год и система ОСАГО. С 1 января все работающие на рынке страховые компании обязаны предоставлять возможность оформления полиса онлайн. Пусть со скрипом, но этот механизм потихоньку заработал, хотя бы частично сняв проблему автогражданки в отдельных регионах, где этот вид страхования был убыточным. Более существенные изменения коснулись порядка возмещения вреда: весной приняты поправки в закон об ОСАГО, согласно которым ущерб владельцам личных легковых автомобилей возмещается не в денежной, а в натуральной форме, то есть путем проведения восстановительного ремонта на станциях технического обслуживания, с которыми у страховщиков заключен договор.

Таким образом страховщики решили бороться с так называемыми «автоюристами», которые, выкупив за копейки требования о возмещении ущерба у пострадавших по чужой вине автовладельцев, чуть не разорили игроков страхового рынка исками на астрономическую сумму. Увы, жалоб на новую систему достаточно. Главным образом, потому, что сумм, выделяемых страховщиками на восстановление, автосервисам часто просто не хватает на то, чтобы отремонтировать машину качественно, да еще и с применением новых деталей. Вот и выкручиваются, как могут, зачастую за счет неудовлетворительного качества ремонта. К слову, гарантийный срок на слесарные работы по восстановительному ремонту составляет полгода, а на кузовные – год. Если на работу того или иного сервиса поступают жалобы, страховщик вправе расторгнуть с ним договор.

Главная проблема натурального возмещения в ОСАГО – сумм, выделяемых страховыми, сервисам не хватает

Экспертиза поможет

Изменились и правила регистрации транспорта, а также замены водительских удостоверений. С лета нет больше необходимости предъявлять при постановке машины на учет полис ОСАГО – сотрудник «пробьет» его по базе данных. Для владельцев потрепанных жизнью автомобилей важно, что из перечня оснований для отказа в регистрации исключены случаи уничтожения или изменения маркировки номерных агрегатов из-за коррозии, естественного износа или ремонта. Но при этом выдвинуто условие, что должна остаться возможность идентификации машины, то есть установления ее «паспортных данных». Сделать это можно, в частности, путем проведения экспертизы. То же касается угнанных и возвращенных владельцам автомобилей, маркировку которых злоумышленники успели перебить. Но появилась еще одна проблема – теперь нельзя ввезти и легализовать в России машину, не оборудованную системой «ЭРА-ГЛОНАСС», в автоматическом режиме сообщающей оперативным службам об аварии.

Заменить водительское удостоверение теперь можно не только в отделении ГИБДД, но и в МФЦ. Центры, правда, выступают лишь в роли «почтальонов»

Заменить водительское удостоверение теперь можно не только в ГИБДД, но и через многофункциональные центры предоставления государственных услуг. Правда, МФЦ в этом случае выступает лишь в роли «почтальона», принимая у гражданина документы и возвращая ему через некоторое время оформленные права. Работа по изготовлению документа и проведению всех проверок по-прежнему лежит на ГИБДД.

Нет ЭРА-ГЛОНАСС? Ввезти и легализовать такую машину в России больше не получится

Инспектора регламентировали

Наконец, еще один резонансный документ, увидевший свет в 2017 году, – новый регламент, которым руководствуется дорожно-патрульная служба, в том числе во взаимоотношениях с водителями. Шуму он наделал много, хотя, по сути, мало отличается от предыдущего документа – хорошо всем знакомого 185-го приказа МВД. Из более или менее значимых поправок отметим возвращение права инспектора останавливать машины для проверки документов вне стационарного поста. Де-факто такая возможность была и ранее, но теперь появилась и на бумаге. Представители МВД говорят, что это позволит им лучше выявлять пьяных водителей, а также преступников, использующих автотранспорт для реализации своих темных дел. Был исключен запрет на использование камер фотовидеофиксации в местах, где скорость ограничена временными дорожными знаками, например, при проведении дорожных работ. Так называемые «правозащитники» сильно переживали по поводу того, что у водителя отняли право снимать работу инспектора на видеокамеру или видеорегистратор, хотя по факту это оказалось очередным «пшиком»: фактически это право у водителя никто не отнимал, просто нет никакой необходимости прописывать очевидное в ведомственном регламенте. С принятием нового регламента канула в Лету и справка о ДТП, по поводу чего автообщественность тоже сильно переживала. На самом деле ничего драматичного не случилось, и те сведения, которые раньше были в справке, теперь указывают в других документах, выдаваемых сотрудниками ГИБДД после ДТП.

Право снимать инспекторов на камеру у водителей никто на самом деле не отнял – а то, что в нашумевшем регламенте это право не прописали отдельно, на самом деле ничего не значит

Текст: Алексей Лучников
Фото: Любимов Андрей/Агентство городских новостей «Москва»; andrei_77/Fotolia.com; Philippe Lissac/GODONG/Global Look Press; ShutterStock/Fotodom.ru; Министерство транспорта Российской Федерации; Артем Геодакян/ТАСС; Pavel Losevsky/Fotolia.com; Зобков Георгий/Фотобанк ЛОРИ; Никеричев Андрей/Агентство городских новостей «Москва»; Сайганов Александр/Фотобанк ЛОРИ, KIA

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рецидевицы Рецидевицы

Подруги твоей девушки могут представлять реальную угрозу вашим отношениям

Maxim
Польза печени трески: почему врачи рекомендуют есть этот деликатес зимой Польза печени трески: почему врачи рекомендуют есть этот деликатес зимой

Вкусная на бутерброде, источник незаменимых витаминов — все это печень трески

РБК
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Colossal возродит новозеландских моа Colossal возродит новозеландских моа

Colossal Biosciences заявила о планах возродить новозеландских моа

N+1
Кабачки Кабачки

Куда девать кабачки летом?

Здоровье
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
Читалка для компьютера: выбираем лучшую из бесплатных Читалка для компьютера: выбираем лучшую из бесплатных

Лучшие читалки для компьютера из бесплатных программ

CHIP
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
Существует ли на самом деле свобода воли? Наука дает новый ответ на вечный вопрос Существует ли на самом деле свобода воли? Наука дает новый ответ на вечный вопрос

Мы привыкли считать, что делаем осознанный выбор, но так ли это на самом деле?

Inc.
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Беспроигрышное вложение Беспроигрышное вложение

Что может сработать на национальную идею о многодетности?

Ведомости
Правила жизни Тома Хэнкса Правила жизни Тома Хэнкса

Правила жизни актера Тома Хэнкса

Правила жизни
Регионы России, которые сильнее всего пострадали от внутреннего туризма Регионы России, которые сильнее всего пострадали от внутреннего туризма

Россияне открывают Алтай и Калининград... но не везде к этому готовы

Maxim
Крупным франшизам запрещают быть эксклюзивными Крупным франшизам запрещают быть эксклюзивными

Суд признал права франчайзи продавать не только товары франчайзера

Forbes
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Отдых с детьми Отдых с детьми

Как отдохнуть с детьми и не сойти с ума?

Здоровье
Снижение конденсационных следов от самолетов назвали важной климатической мерой Снижение конденсационных следов от самолетов назвали важной климатической мерой

Чтобы снизить влияние авиации на климат, лучше сосредоточиться на следах

N+1
Гранфлюенсеры: каких российских блогеров старше 50 лет смотрят зумеры и миллениалы Гранфлюенсеры: каких российских блогеров старше 50 лет смотрят зумеры и миллениалы

Возрастные инфлюенсеры, контент которых смотрят зумеры

Forbes
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Самовыражение в наклейке Самовыражение в наклейке

Платёжные стикеры популярны, но теряют шансы на рост

Ведомости
Великий миф о поливитаминах: как таблетки могут нанести вред вашей иммунной системе Великий миф о поливитаминах: как таблетки могут нанести вред вашей иммунной системе

Ошибочное мнение о витаминах, повышающих иммунитет

ТехИнсайдер
Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе Почему понедельник – самый опасный день недели? Дело не только в работе

Статистика неумолима: именно на понедельник приходится пик сердечных приступов

Inc.
Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей Мужчины придут сами: почему ТЦ не пытаются привлечь самых перспективных покупателей

Каких покупателей стараются привлекать торговые центры?

Forbes
Миссия – «чудо-женщина»: как, думая обо всём на свете, не забыть о себе? Миссия – «чудо-женщина»: как, думая обо всём на свете, не забыть о себе?

Женщины XXI века: как выдержать нагрузку и сохранить здоровье?

Здоровье
Строительство на Марсе: как грибы и цианобактерии помогут развитию колоний Строительство на Марсе: как грибы и цианобактерии помогут развитию колоний

Для строительства на Марсе не понадобятся ракеты с рабочими материалами

ТехИнсайдер
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Открыть в приложении