Автогражданка может принести страховщикам свыше 21 млрд. руб. убытка

АвтоМирАвто

Актуальная тема

ОСАГО: кто остался не у дел?

Поправки о натуральном возмещении в ОСАГО вступили в силу в конце апреля. Прошло два месяца, но говорить даже о первых результатах можно будет еще не скоро. Более того, по итогам этого года обязательная автогражданка может принести страховщикам свыше 21 млрд. руб. убытка. Как же так?

Когда поправки о натуральном возмещении в ОСАГО только принимались, Российский союз автостраховщиков уверял, что новая система поможет побороть хроническую убыточность в «автогражданке». Однако, похоже, не вышло. «В первом квартале этого года мы собрали около 90 млрд. руб., а выплатили около 100 млрд. руб. Это без учета расходов на ведение дел и тех резервов, которые Центральный банк обязывает иметь страховщиков. Если все посчитать, страховщики к концу этого года должны принести минус 21 млрд. руб.», – говорит теперь президент РСА Игорь Юргенс. Как так?

С чего все начиналось?

Еще прошлой весной Владимир Путин поручил правительству и Банку России разработать предложения по модернизации системы ОСАГО, чтобы сделать ремонт основным видом выплат. По замыслу чиновников, этот механизм должен был стать средством для борьбы с недобросовестными автоюристами.

Однако утвержденный вариант закона быстро нажил неприятелей. Проблемы возникли у всех – и у страховщиков, и у СТОА, и у автовладельцев.

Так, «в финальной версии закона появились жесткие требования, существенно ограничивающие количество станций-партнеров, которые могут быть использованы страховщиками для организации ремонта», – сообщают в пресс-службе РСА.

В 2015 году 43% всех страховых выплат были получены автоюристами. В прошлом году доля таких компенсаций и вовсе превысила 50%. Но среди автоюристов нередко встречаются мошенники, для которых страховые махинации – один из главных источников дохода

Также теперь четко обозначен предельный срок для проведения ремонтных работ. Он составляет 30 рабочих дней. В этом есть свои плюсы. Но и минусы тоже. С одной стороны, даже самый простой ремонт сервисмены вполне законно смогут растянуть на месяц. С другой – нужной детали может не быть в России. Соответственно, мастера не успеют починить машину. Наряду с этим поправки устанавливают минимальный гарантийный срок: полгода на восстановительные работы, год – на кузовные и лакокрасочные работы.

Но, пожалуй, самое «коварное» условие заключается в другом. Сотрудников автосервисов обязали использовать для ремонта только новые комплектующие, без учета износа автомобиля и его деталей. И не обманут!

«Потерпевший имеет право проверять ход работ, – объясняет Татьяна Федосеева, директор по урегулированию убытков в автостраховании СК «Согласие». – Применение деталей б/у, восстановленных деталей, а также изменение технологии ремонта допускается только при письменном согласовании с клиентом».

В регионах, где починить машину по обновленному закону пока нет возможности, существенным образом ничего не изменится – перекупщики долгов продолжат действовать по уже отточенным схемам

Эти меры в итоге только усложнили жизнь страховым компаниям, ведь теперь именно они отвечают за качество работы автосервисов. Получив от клиентов две жалобы, страховщик рискует на год потерять право предоставления «натуральных» выплат по ОСАГО. Правда, Игорь Юргенс говорит, что «у нас есть достаточное количество людей, чтобы разобраться: эти две жалобы – реальность? Это тенденция? Действительно люди недовольны страховой компанией или это подстава?»

Еще один вопрос – где автосервисы будут брать новые и качественные детали по тем низким ценам, которые определены в единых справочниках ОСАГО? Скорее всего, как раз по этой причине пока не все СТОА готовы ремонтировать машины.

«Как таковая система возмещения восстановительным ремонтом для нас не нова. Мы до вступления в силу поправок к закону активно развивали натуральное возмещение ущерба. Но количество СТОА, готовых выполнить ремонт на условиях обновленного закона ОСАГО и новых требований, пока невелико. Это ограничивает возможности клиента в выборе СТОА» – рассказывает Татьяна Федосеева.

Вместе с тем не у дел остались некоторые автовладельцы из регионов. Причиной тому стал установленный 50-километровый радиус. Далеко не в каждом населенном пункте на таком расстоянии от места происшествия или места жительства потерпевшего можно найти хороший автосервис. И тем более – официальный. А ведь только там разрешили ремонтировать автомобили младше двух лет.

Согласно результатам всероссийского опроса «Автовладельцы об изменениях в законе об ОСАГО», проведенного исследовательским холдингом «Ромир», 33% респондентов заявили о необходимости введения дополнительного контроля качества ремонтных работ. Еще 32% заявили, что считают удобной старую систему денежных выплат. О том, что натуральное возмещение само по себе удобно, но система требует доработок, заявил 21% автовладельцев

Кто уже поехал на ремонт?

Несмотря на существующие трудности, страховые компании постепенно начинают внедрять новые правила.

«Направление на ремонт за вторую и третью неделю июня получили более 800 человек. Это число уже сопоставимо с числом выплат по старой схеме. Закон заработал», – говорит официальный представитель компании «АльфаСтрахование». По состоянию на 22 июня, в СК «Согласие» на ремонт направили 228 клиентов. По словам Татьяны Федосеевой, это 52% от общего объема убытков по договорам, которые были заключены после 28 апреля. Немного больше – 250 человек – получили направление на ремонт от страховой компании «РЕСОГарантия».

«Пока жалоб нет ни в Центральный банк, ни в РСА по поводу ремонта. Но это абсолютно логично, потому что два месяца – недостаточный срок, – объясняет Игорь Юргенс. – Средняя частотность аварий по стране – около 6-7%. Плюс речь идет только о новых полисах, которые заключаются сейчас».

«Я столкнулся с другим явлением. Страховые компании, прикрываясь тем, что закон уже заработал, просто обманывают людей. Они выдают направление на ремонт, а потом требуют от страхователей доплату за износ, как это было раньше, – рассказывает специалист «Национальной юридической службы» Владимир Александров. – Страховщики говорят, что деньги уже не выплачивают и направляют вас на ремонт по новому закону. Потом люди приезжают, а с них требуют деньги. То есть фактически работает еще старый закон. С 28 апреля никаких доплат по новым договорам быть не должно, а в отношении старых полисов ничего не изменилось. Если страхователь оказался в подобной ситуации, выход у него один – писать на страховщика претензию с требованием о выплате деньгам».

Поскольку вступивший в силу закон распространяется только на те полисы, которые были оформлены после 28 апреля, в пресс-службе РСА считают, что позитивные последствия реформы должны проявиться не сразу, а лишь через год-полтора. Все-таки эксперты считают, что еще можно надеяться, что новые требования помогут «отфильтровать» слабые сервисные центры и послужат для них хорошим стимулом наконец-то привести все в порядок.

Текст: Ульяна Смирнова
Фото: Nikolay Gyngazov/Russian Look; Донат Сорокин, Роман Балаев/ТАСС; loraks/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шутки кончились Шутки кончились

Solano на российском рынке обосновался давно

АвтоМир
Беспроигрышное вложение Беспроигрышное вложение

Что может сработать на национальную идею о многодетности?

Ведомости
Последний шаг Последний шаг

Новый Haval H7 – кроссовер с расширенными внедорожными возможностями

ТехИнсайдер
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
От Шекспира до бандита: лучшие роли Константина Райкина От Шекспира до бандита: лучшие роли Константина Райкина

Вспоминаем главные роли Константина Райкина

Правила жизни
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Астероидные кольца, сила гравитации и сжатие звездного облака: откуда взялась Луна Астероидные кольца, сила гравитации и сжатие звездного облака: откуда взялась Луна

Почему ни одна из гипотез не может объяснить, как на самом деле «родилась» Луна

Maxim
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР

Какой грузовой автомобиль был главным в советские годы: ЗИЛ-130 или IFA W 50?

ТехИнсайдер
Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать

Почему традиционные решения общественного транспорта больше не работают

Forbes
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
В России художник — пророк В России художник — пророк

Что и как видит художник и зачем вообще нужны искусствоведы

Монокль
От Пушкина до «Твиттера»: как жила и развивалась запрещенная лексика в русской культуре От Пушкина до «Твиттера»: как жила и развивалась запрещенная лексика в русской культуре

Каким был длинный и богатый маршрут русского мата

Maxim
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Долгая совместная жизнь: сколько в России платят за преданность супругам Долгая совместная жизнь: сколько в России платят за преданность супругам

Платят за брак: как регионы поощряют семейные пары

Ведомости
Почти вся пластиковая упаковка загрязнила пищу микропластиком Почти вся пластиковая упаковка загрязнила пищу микропластиком

Микро- и нанопоастик переходит из пластикосодержащей упаковки в еду и напитки

N+1
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
«Снимаешь парик и чувствуешь себя голой»: как живут женщины с алопецией «Снимаешь парик и чувствуешь себя голой»: как живут женщины с алопецией

Истории женщин, которые научились жить с алопецией и помогают другим

Forbes
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
Иллюзия сознания и реальность игры Иллюзия сознания и реальность игры

Книги: очередная биография Эйнштейна и исследование эмоций

N+1
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Поверив Гомеру… Поверив Гомеру…

Действительно ли Троя — это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»?

Дилетант
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Открыть в приложении