Актуальная тема
ОСАГО: кто остался не у дел?
Поправки о натуральном возмещении в ОСАГО вступили в силу в конце апреля. Прошло два месяца, но говорить даже о первых результатах можно будет еще не скоро. Более того, по итогам этого года обязательная автогражданка может принести страховщикам свыше 21 млрд. руб. убытка. Как же так?
Когда поправки о натуральном возмещении в ОСАГО только принимались, Российский союз автостраховщиков уверял, что новая система поможет побороть хроническую убыточность в «автогражданке». Однако, похоже, не вышло. «В первом квартале этого года мы собрали около 90 млрд. руб., а выплатили около 100 млрд. руб. Это без учета расходов на ведение дел и тех резервов, которые Центральный банк обязывает иметь страховщиков. Если все посчитать, страховщики к концу этого года должны принести минус 21 млрд. руб.», – говорит теперь президент РСА Игорь Юргенс. Как так?
С чего все начиналось?
Еще прошлой весной Владимир Путин поручил правительству и Банку России разработать предложения по модернизации системы ОСАГО, чтобы сделать ремонт основным видом выплат. По замыслу чиновников, этот механизм должен был стать средством для борьбы с недобросовестными автоюристами.
Однако утвержденный вариант закона быстро нажил неприятелей. Проблемы возникли у всех – и у страховщиков, и у СТОА, и у автовладельцев.
Так, «в финальной версии закона появились жесткие требования, существенно ограничивающие количество станций-партнеров, которые могут быть использованы страховщиками для организации ремонта», – сообщают в пресс-службе РСА.
Также теперь четко обозначен предельный срок для проведения ремонтных работ. Он составляет 30 рабочих дней. В этом есть свои плюсы. Но и минусы тоже. С одной стороны, даже самый простой ремонт сервисмены вполне законно смогут растянуть на месяц. С другой – нужной детали может не быть в России. Соответственно, мастера не успеют починить машину. Наряду с этим поправки устанавливают минимальный гарантийный срок: полгода на восстановительные работы, год – на кузовные и лакокрасочные работы.
Но, пожалуй, самое «коварное» условие заключается в другом. Сотрудников автосервисов обязали использовать для ремонта только новые комплектующие, без учета износа автомобиля и его деталей. И не обманут!
«Потерпевший имеет право проверять ход работ, – объясняет Татьяна Федосеева, директор по урегулированию убытков в автостраховании СК «Согласие». – Применение деталей б/у, восстановленных деталей, а также изменение технологии ремонта допускается только при письменном согласовании с клиентом».
Эти меры в итоге только усложнили жизнь страховым компаниям, ведь теперь именно они отвечают за качество работы автосервисов. Получив от клиентов две жалобы, страховщик рискует на год потерять право предоставления «натуральных» выплат по ОСАГО. Правда, Игорь Юргенс говорит, что «у нас есть достаточное количество людей, чтобы разобраться: эти две жалобы – реальность? Это тенденция? Действительно люди недовольны страховой компанией или это подстава?»
Еще один вопрос – где автосервисы будут брать новые и качественные детали по тем низким ценам, которые определены в единых справочниках ОСАГО? Скорее всего, как раз по этой причине пока не все СТОА готовы ремонтировать машины.
«Как таковая система возмещения восстановительным ремонтом для нас не нова. Мы до вступления в силу поправок к закону активно развивали натуральное возмещение ущерба. Но количество СТОА, готовых выполнить ремонт на условиях обновленного закона ОСАГО и новых требований, пока невелико. Это ограничивает возможности клиента в выборе СТОА» – рассказывает Татьяна Федосеева.
Вместе с тем не у дел остались некоторые автовладельцы из регионов. Причиной тому стал установленный 50-километровый радиус. Далеко не в каждом населенном пункте на таком расстоянии от места происшествия или места жительства потерпевшего можно найти хороший автосервис. И тем более – официальный. А ведь только там разрешили ремонтировать автомобили младше двух лет.
Кто уже поехал на ремонт?
Несмотря на существующие трудности, страховые компании постепенно начинают внедрять новые правила.
«Направление на ремонт за вторую и третью неделю июня получили более 800 человек. Это число уже сопоставимо с числом выплат по старой схеме. Закон заработал», – говорит официальный представитель компании «АльфаСтрахование». По состоянию на 22 июня, в СК «Согласие» на ремонт направили 228 клиентов. По словам Татьяны Федосеевой, это 52% от общего объема убытков по договорам, которые были заключены после 28 апреля. Немного больше – 250 человек – получили направление на ремонт от страховой компании «РЕСОГарантия».
«Пока жалоб нет ни в Центральный банк, ни в РСА по поводу ремонта. Но это абсолютно логично, потому что два месяца – недостаточный срок, – объясняет Игорь Юргенс. – Средняя частотность аварий по стране – около 6-7%. Плюс речь идет только о новых полисах, которые заключаются сейчас».
«Я столкнулся с другим явлением. Страховые компании, прикрываясь тем, что закон уже заработал, просто обманывают людей. Они выдают направление на ремонт, а потом требуют от страхователей доплату за износ, как это было раньше, – рассказывает специалист «Национальной юридической службы» Владимир Александров. – Страховщики говорят, что деньги уже не выплачивают и направляют вас на ремонт по новому закону. Потом люди приезжают, а с них требуют деньги. То есть фактически работает еще старый закон. С 28 апреля никаких доплат по новым договорам быть не должно, а в отношении старых полисов ничего не изменилось. Если страхователь оказался в подобной ситуации, выход у него один – писать на страховщика претензию с требованием о выплате деньгам».
Поскольку вступивший в силу закон распространяется только на те полисы, которые были оформлены после 28 апреля, в пресс-службе РСА считают, что позитивные последствия реформы должны проявиться не сразу, а лишь через год-полтора. Все-таки эксперты считают, что еще можно надеяться, что новые требования помогут «отфильтровать» слабые сервисные центры и послужат для них хорошим стимулом наконец-то привести все в порядок.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl