Автогражданка может принести страховщикам свыше 21 млрд. руб. убытка

АвтоМирАвто

Актуальная тема

ОСАГО: кто остался не у дел?

Поправки о натуральном возмещении в ОСАГО вступили в силу в конце апреля. Прошло два месяца, но говорить даже о первых результатах можно будет еще не скоро. Более того, по итогам этого года обязательная автогражданка может принести страховщикам свыше 21 млрд. руб. убытка. Как же так?

Когда поправки о натуральном возмещении в ОСАГО только принимались, Российский союз автостраховщиков уверял, что новая система поможет побороть хроническую убыточность в «автогражданке». Однако, похоже, не вышло. «В первом квартале этого года мы собрали около 90 млрд. руб., а выплатили около 100 млрд. руб. Это без учета расходов на ведение дел и тех резервов, которые Центральный банк обязывает иметь страховщиков. Если все посчитать, страховщики к концу этого года должны принести минус 21 млрд. руб.», – говорит теперь президент РСА Игорь Юргенс. Как так?

С чего все начиналось?

Еще прошлой весной Владимир Путин поручил правительству и Банку России разработать предложения по модернизации системы ОСАГО, чтобы сделать ремонт основным видом выплат. По замыслу чиновников, этот механизм должен был стать средством для борьбы с недобросовестными автоюристами.

Однако утвержденный вариант закона быстро нажил неприятелей. Проблемы возникли у всех – и у страховщиков, и у СТОА, и у автовладельцев.

Так, «в финальной версии закона появились жесткие требования, существенно ограничивающие количество станций-партнеров, которые могут быть использованы страховщиками для организации ремонта», – сообщают в пресс-службе РСА.

В 2015 году 43% всех страховых выплат были получены автоюристами. В прошлом году доля таких компенсаций и вовсе превысила 50%. Но среди автоюристов нередко встречаются мошенники, для которых страховые махинации – один из главных источников дохода

Также теперь четко обозначен предельный срок для проведения ремонтных работ. Он составляет 30 рабочих дней. В этом есть свои плюсы. Но и минусы тоже. С одной стороны, даже самый простой ремонт сервисмены вполне законно смогут растянуть на месяц. С другой – нужной детали может не быть в России. Соответственно, мастера не успеют починить машину. Наряду с этим поправки устанавливают минимальный гарантийный срок: полгода на восстановительные работы, год – на кузовные и лакокрасочные работы.

Но, пожалуй, самое «коварное» условие заключается в другом. Сотрудников автосервисов обязали использовать для ремонта только новые комплектующие, без учета износа автомобиля и его деталей. И не обманут!

«Потерпевший имеет право проверять ход работ, – объясняет Татьяна Федосеева, директор по урегулированию убытков в автостраховании СК «Согласие». – Применение деталей б/у, восстановленных деталей, а также изменение технологии ремонта допускается только при письменном согласовании с клиентом».

В регионах, где починить машину по обновленному закону пока нет возможности, существенным образом ничего не изменится – перекупщики долгов продолжат действовать по уже отточенным схемам

Эти меры в итоге только усложнили жизнь страховым компаниям, ведь теперь именно они отвечают за качество работы автосервисов. Получив от клиентов две жалобы, страховщик рискует на год потерять право предоставления «натуральных» выплат по ОСАГО. Правда, Игорь Юргенс говорит, что «у нас есть достаточное количество людей, чтобы разобраться: эти две жалобы – реальность? Это тенденция? Действительно люди недовольны страховой компанией или это подстава?»

Еще один вопрос – где автосервисы будут брать новые и качественные детали по тем низким ценам, которые определены в единых справочниках ОСАГО? Скорее всего, как раз по этой причине пока не все СТОА готовы ремонтировать машины.

«Как таковая система возмещения восстановительным ремонтом для нас не нова. Мы до вступления в силу поправок к закону активно развивали натуральное возмещение ущерба. Но количество СТОА, готовых выполнить ремонт на условиях обновленного закона ОСАГО и новых требований, пока невелико. Это ограничивает возможности клиента в выборе СТОА» – рассказывает Татьяна Федосеева.

Вместе с тем не у дел остались некоторые автовладельцы из регионов. Причиной тому стал установленный 50-километровый радиус. Далеко не в каждом населенном пункте на таком расстоянии от места происшествия или места жительства потерпевшего можно найти хороший автосервис. И тем более – официальный. А ведь только там разрешили ремонтировать автомобили младше двух лет.

Согласно результатам всероссийского опроса «Автовладельцы об изменениях в законе об ОСАГО», проведенного исследовательским холдингом «Ромир», 33% респондентов заявили о необходимости введения дополнительного контроля качества ремонтных работ. Еще 32% заявили, что считают удобной старую систему денежных выплат. О том, что натуральное возмещение само по себе удобно, но система требует доработок, заявил 21% автовладельцев

Кто уже поехал на ремонт?

Несмотря на существующие трудности, страховые компании постепенно начинают внедрять новые правила.

«Направление на ремонт за вторую и третью неделю июня получили более 800 человек. Это число уже сопоставимо с числом выплат по старой схеме. Закон заработал», – говорит официальный представитель компании «АльфаСтрахование». По состоянию на 22 июня, в СК «Согласие» на ремонт направили 228 клиентов. По словам Татьяны Федосеевой, это 52% от общего объема убытков по договорам, которые были заключены после 28 апреля. Немного больше – 250 человек – получили направление на ремонт от страховой компании «РЕСОГарантия».

«Пока жалоб нет ни в Центральный банк, ни в РСА по поводу ремонта. Но это абсолютно логично, потому что два месяца – недостаточный срок, – объясняет Игорь Юргенс. – Средняя частотность аварий по стране – около 6-7%. Плюс речь идет только о новых полисах, которые заключаются сейчас».

«Я столкнулся с другим явлением. Страховые компании, прикрываясь тем, что закон уже заработал, просто обманывают людей. Они выдают направление на ремонт, а потом требуют от страхователей доплату за износ, как это было раньше, – рассказывает специалист «Национальной юридической службы» Владимир Александров. – Страховщики говорят, что деньги уже не выплачивают и направляют вас на ремонт по новому закону. Потом люди приезжают, а с них требуют деньги. То есть фактически работает еще старый закон. С 28 апреля никаких доплат по новым договорам быть не должно, а в отношении старых полисов ничего не изменилось. Если страхователь оказался в подобной ситуации, выход у него один – писать на страховщика претензию с требованием о выплате деньгам».

Поскольку вступивший в силу закон распространяется только на те полисы, которые были оформлены после 28 апреля, в пресс-службе РСА считают, что позитивные последствия реформы должны проявиться не сразу, а лишь через год-полтора. Все-таки эксперты считают, что еще можно надеяться, что новые требования помогут «отфильтровать» слабые сервисные центры и послужат для них хорошим стимулом наконец-то привести все в порядок.

Текст: Ульяна Смирнова
Фото: Nikolay Gyngazov/Russian Look; Донат Сорокин, Роман Балаев/ТАСС; loraks/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тихий «Дон» Тихий «Дон»

Главная курортная трасса страны с повышенными тарифами, пробками и ремонтами

АвтоМир
Алексей Гореславский: Контент не кирпич, который просто лежит на платформе Алексей Гореславский: Контент не кирпич, который просто лежит на платформе

ИРИ – организация, которая поддерживает производство онлайн-контента

Ведомости
Секретно, параллельно Секретно, параллельно

Открываем мир художника Андрея Ткаченко

Men Today
Блеск и несчастья «Великого Гэтсби» Блеск и несчастья «Великого Гэтсби»

Краткая история главного американского произведения 1920‑х

Weekend
Промотанное наследство Промотанное наследство

Семья у Натальи Гончаровой была и вправду непростой

Дилетант
Если села батарейка Если села батарейка

20 способов восстановиться за 15 минут

Лиза
Лидеры немного замедлились Лидеры немного замедлились

Топ-25 игроков увеличили выпуск комбикормов на 2,8%

Агроинвестор
Как научиться принимать комплименты Как научиться принимать комплименты

Почему бывает трудно принимать комплименты и как с этим справиться

Inc.
«Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией «Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией

История суперзвезды рубежа XIX-го и XX веков Сары Бернар

Forbes
Золотые гривы Золотые гривы

Как в Ивашкове появилось ранчо с золотогривыми лошадьми

Отдых в России
Прививка от аллергии АСИТ — как она работает? Прививка от аллергии АСИТ — как она работает?

Вместо того чтобы смягчать симптомы аллергии, можно устранить причину

СНОБ
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2

Какими были отношения США и России накануне войны между Севером и Югом

Наука и техника
Ход слоном Ход слоном

Почему та или иная страна становится передовой, а потом вдруг отстающей?

ТехИнсайдер
Чёрная дыра по соседству? Чёрная дыра по соседству?

Может ли в центре Млечного Пути находится еще одна сверхмассивная чёрная дыра?

Наука и жизнь
«Важно знать и понимать своего посетителя» «Важно знать и понимать своего посетителя»

Роман Валериевич Ковриков о том, зачем сегодня идут в музей

Санкт-Петербургский университет
Арена на двоих Арена на двоих

Как исторически складывались отношения России и США

Эксперт
Островский – революция в русском театре Островский – революция в русском театре

Гончаров, известный трилогией на букву «О», был интересным и метким критиком

Знание – сила
Жила-была золотая рыбка Жила-была золотая рыбка

Как золотые рыбки из аквариумов угрожают экологии

Наука и жизнь
Поднять ставки Поднять ставки

Высокие проценты по вкладам в банке: в чем подвох

Лиза
Москва и коллекционеры Москва и коллекционеры

Москва в последние годы закрепила за собой статус главной площадки арт-рынка

Ведомости
Искоренить фальсификат Искоренить фальсификат

Методики проверки, испытаний, идентификации продукции нужно совершенствовать

Агроинвестор
3 сильные стороны интровертов, которые помогут им стать успешными 3 сильные стороны интровертов, которые помогут им стать успешными

Интроверты наделены множеством суперспособностей — нужно просто знать их

Inc.
Если на месте не сидится Если на месте не сидится

Все существа, начиная с самых первых, неустанно пытались обрести движение

Наука и жизнь
Техпарад Техпарад

Выстрел «Авророй», космос на 3D-принтере и тактильные виртуальные переживания

ТехИнсайдер
Если все тряпки закончились: 5 предметов домашнего обихода, которыми можно вытирать пыль Если все тряпки закончились: 5 предметов домашнего обихода, которыми можно вытирать пыль

Чем, кроме тряпки, можно эффективно удалить пыль с любой поверхности

ТехИнсайдер
Пишем красиво Пишем красиво

Надо ли тратить силы и время, чтобы научить ребенка красиво писать?

Лиза
На высшей точке На высшей точке

В чем причины холодности женщины и как сделать наслаждение ярким

Лиза
Довести промышленность до автоматизма Довести промышленность до автоматизма

Каким образом будет формироваться внутренний спрос на роботизацию в России

Монокль
В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз

Сравнительная анатомия – старая наука, интеллектуальный опыт которой очень богат

Знание – сила
Чудо-молекулы Чудо-молекулы

Зачем нашей коже нужны ниацинамид и эктоин

Лиза
Открыть в приложении