Прошел год как наличие «ЭРА-ГЛОНАСС» стало обязательным для всех новых моделей

АвтоМирАвто

ОСАГО через спутник

Прошел год с того момента, как наличие на борту терминала «ЭРА-ГЛОНАСС» стало обязательным условием для всех новых моделей автомобилей, выходящих на российский рынок. C 1 января 2018 года системой собирались пользоваться страховщики для сбора информации об авариях. Но не вышло

Текст: Вадим Рощин

C 1 января 2018 года жизнь российских автовладельцев в части оформления аварий по «европротоколу» должна была стать еще прекрасней и проще. Планировалось, что начиная с первого дня нового года, все данные о ДТП, полученные с помощью терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС», станут поступать в единую базу Российского союза автостраховщиков (РСА). По первоначальной идее проекта, информация, переданная с помощью системы ГЛОНАСС, должна была облегчить жизнь как страховщикам, так и автовладельцам.

Страховщики получали бы точные данные о месте, времени и обстоятельствах аварии, которые практически невозможно скорректировать. А клиенты страховых компаний при фиксации аварии с помощью «ЭРЫ» и оформлении ее без вызова сотрудников ГИБДД могли бы рассчитывать на увеличенный до 400 000 рублей лимит возмещения ущерба. Новая совместная инициатива освещалась в СМИ, но новогодние праздники прошли, а система так и не заработала. И речь идет не столько о возможности оформить аварию с применением данных ГЛОНАСС, пока что не удалось наладить даже процесс передачи информации с терминалов в автомобилях в единую базу.

Законодательные преграды

Идея использования данных «ЭРА-ГЛОНАСС» для фиксации и подробного анализа обстоятельств аварий не нова. Редакция закона об ОСАГО, которая предусматривает такую возможность, вступила в силу еще в августе 2014 года. Однако тот документ не содержал подробных технических требований к устройствам, которые могли бы собирать информацию для страховщиков. Они должны были быть установлены отдельно правительством РФ.

Отсутствие технических требований и стало первым серьезным препятствием на тернистом пути нового проекта. Для того, чтобы страховщики могли использовать полученные данные, устройства контроля, установленные на автомобиль, должны в автоматическом режиме фиксировать время и точные координаты аварии. Обычное устройство вызова экстренных оперативных служб, которое устанавливается на многие новые автомобили производителями, данные о ДТП, необходимые для урегулирования по «европротоколу», не передает.

Поэтому авторы инициативы, АО «ГЛОНАСС» и Российский союз автостраховщиков (РСА), разработали стандарты, в которых описаны требования к самим приборам, методам их тестирования и к протоколам передачи данных. Эти стандарты были утверждены соответствующим приказом Росстандарта еще в середине прошлого года, а 1 января 2018 года этот приказ вступил в силу. Но одного этого оказалось недостаточно, чтобы запустить систему.

Как рассказали в пресс-службе РСА, камнем преткновения стало отсутствие постановления правительства, в котором содержались бы ссылки на действующие стандарты. Пока его нет – требования к оборудованию не имеют никакой силы.

– В настоящее время проект постановления правительства РФ, который со ссылками на стандарты был подготовлен АО «ГЛОНАСС», согласован РСА, не поддержан в Минтрансе России. Это означает, что «узаконивания» стандартов не произошло, их положения и требования с 1 января не становятся обязательными, и вопрос о том, какое же оборудование нужно, чтобы надежно и без ошибок зафиксировать факт ДТП, остается по-прежнему открытым, – сообщили в пресс-службе Союза.

Это подтвердили и в прессслужбе АО «ГЛОНАСС»:

– Новой редакции постановления правительства со ссылкой на ГОСТы пока нет, – рассказали в пресс-службе.

В Минтрансе не смогли оперативно ответить на запрос «АвтоМира».

Устройство, установленное в автомобиле, в момент аварии фиксирует множество параметров – дату и время ДТП, координаты машины, направление и скорость движения, а также показатели замедления или ускорения транспортного средства при столкновении

Как это работает

Разработчики системы из АО «ГЛОНАСС» утверждают, что с технической стороны ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» полностью готова передавать информацию. То есть с этим сложностей нет. Однако кроме законодательных препон есть и другие проблемы – чисто экономические. Для полноценного запуска проекта необходимо активное участие в нем производителей специальных устройств, которых пока нет на рынке.

Наладить массовый выпуск устройств, соответствующих стандартам, вступившим в силу с 1 января, не так уж и сложно. Представители производителей подобного оборудования, участвовавшие в обсуждениях проекта, неоднократно заявляли, что могут поставлять такие устройства на рынок, был бы спрос. В теории до 2020 года потребность рынка могла бы составить примерно 5 000 000 штук.

Оснастить подобным прибором свою машину сможет любой автовладелец. Также аналогичным функционалом могут быть снабжены устройства вызова экстренных оперативных служб, установленные на автомобиль на конвейере. Данные, зафиксированные техническим средством контроля (ТСК), могут быть использованы при урегулировании страхового случая по ОСАГО. Тогда потерпевший в случае оформления документов о ДТП по «европротоколу» получит страховую выплату в пределах общего лимита в 400 000 рублей – это намного больше, чем при привычном оформлении без вызова сотрудников ГИБДД.

По задумке инициаторов проекта, повышение максимального размера возмещения стимулирует автовладельцев чаще пользоваться «европротоколом», что поможет им сэкономить личное время и уменьшит количество пробок на дорогах. Сам процесс проще не станет – участник ДТП по-прежнему должен будет сделать фотографии автомобилей и их повреждений на месте аварии: эти снимки необходимо увидеть страховщику. Оформление извещения на бланке тоже не отменяется – согласие водителей с обстоятельствами ДТП и повреждениями машин должно быть зафиксировано. Кстати, закон об ОСАГО в части «европротокола» вновь изменился. Как именно – читайте в этом же номере «АвтоМира» на странице 46.

Устройство, установленное в автомобиле, в момент столкновения фиксирует множество параметров – дату и время ДТП, координаты машины, направление и скорость движения, а также показатели замедления или ускорения транспортного средства при аварии. Передавать эту информацию страховщику ТСК может с помощью мобильного Интернета – каждый прибор оснащен сим-картой. Данные поступят в общую систему АИС ОСАГО и будут храниться на сервере РСА до момента обращения пострадавшего в страховую компанию. Таким образом страховщик вместе с уже привычными для «европротокола» документами получит автоматически зафиксированные данные о ДТП. Их очень сложно подделать, что служит надежной защитой от мошенничества, связанного с имитацией аварий. Поэтому скорейший ввод новой системы в строй, конечно, выгоден страховым компаниям – она защитит их от необоснованных выплат по тем ДТП, которые фактически не происходили.

В РСА говорят, что с помощью ГЛОНАСС страховщики смогут получать детализированную информацию о манере вождения каждого конкретного клиента, что отразится на цене страховки. Коснется это, правда, только добровольного страхования каско, для тарификации ОСАГО эти данные применять не планируется

Всевидящий ГЛОНАСС

Предполагается, что функционал бортовых ТСК со временем будет расширяться. Так, в РСА говорят, что с помощью ГЛОНАСС страховщики смогут получать детальную информацию о манере вождения каждого конкретного клиента, что отразится на цене страховки. Коснется это, правда, только добровольного страхования каско, для тарификации ОСАГО эти сведения применять не планируется. Кроме того, обширные возможности системы заинтересовали не только страховщиков.

– Автопроизводители серьезно задумались о том, какие еще дополнительные услуги, кроме «европротокола», может получить владелец купленного у них автомобиля, используя уже установленное оборудование. Поэтому мы рассчитываем, что в ближайшее время на конвейере будут устанавливаться многофункциональные устройства, которые как минимум будут реализовывать функции вызова экстренных оперативных служб, «европротокола» и мониторинга транспорта, – рассказал генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Андрей Жерегеля.

Снова уверяют, что ждать осталось недолго – вполне возможно, что передача данных с терминалов «ЭРАГЛОНАСС» страховщикам начнется уже в этом году. В РСА надеются на 1 июня 2018 года – дату вступления в силу поправок в закон об ОСАГО, принятых Госдумой незадолго до Нового года. Эти нововведения предусматривают альтернативное применение технических средств, установленных на автомобилях и соответствующих определенным требованиям.

Представители АО «ГЛОНАСС» более оптимистичны – по их информации согласование новой редакции постановления правительства со ссылкой на требования к ТСК должно завершиться в ближайшее время. Также в компании отметили, что сами приборы для передачи данных пока что производятся мелкосерийно, поэтому в продаже их нет. Но в АО «ГЛОНАСС» ожидать появления этих устройств на рынке стоит во втором квартале 2018 года.

Количество случаев оформления ДТП по «европротоколу» в России (% от общего количества водителей, оформлявших аварии)

Источник данных – Российский союз автостраховщиков

Фото: Кирилл Каллиников, Максим Богодвид/РИА «Новости»; Кекяляйнен Андрей/Фотобанк ЛОРИ; Юрий Смитюк, Кирилл Кухмарь/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От редакции От редакции

Главный редактор о безопасности малышей-пассажиров

АвтоМир
Маэстро механики Маэстро механики

Самоучка-часовщик, который идет наперекор правилам и создает драконов и фей

Вокруг света
Jeep Grand Cherokee L. Чем больше, тем лучше Jeep Grand Cherokee L. Чем больше, тем лучше

Fiat Chrysler представила совершенно новый Jeep Grand Cherokee L

4x4 Club
7 советов, которые помогут вам справиться с волнением во время важного разговора 7 советов, которые помогут вам справиться с волнением во время важного разговора

Что делать, если никак не получается собраться с мыслями и перестать нервничать

GQ
Пропил этил Пропил этил

История встречи, любви и расставания мужчины и стакана

Men’s Health
Десятки японских кораблей времён Второй мировой войны поднялись со дна моря Десятки японских кораблей времён Второй мировой войны поднялись со дна моря

Две дюжины кораблей поднялись со дна океана после подземных толчков

National Geographic
Кислотность Кислотность

Что мы знаем о кислотности желудочного сока?

Maxim
Пирог с антоновкой и миндальным тестом Пирог с антоновкой и миндальным тестом

Когда я сообщаю гостям, что мой пирог без капли муки, его вожделеют все

Weekend
Древнейшим останкам из Фофановского могильника в Забайкалье оказалось 8000 лет Древнейшим останкам из Фофановского могильника в Забайкалье оказалось 8000 лет

Исследователи провели радиоуглеродный анализ находок, сделанных на Селенге

N+1
Выбираем SSD: на что обратить внимание при покупке Выбираем SSD: на что обратить внимание при покупке

Получите ли вы выигрыш от самого доступного SSD? Какой накопитель будет быстрее?

CHIP
Сколько зарабатывали русские художники Сколько зарабатывали русские художники

Что можно было купить на гонорар за выдающиеся картины?

Arzamas
Новый русский Гарвард. Как создать успешное профессиональное сообщество из тех, кто только учится Новый русский Гарвард. Как создать успешное профессиональное сообщество из тех, кто только учится

Зачем нужны и как создаются новые объединения учащихся в России

СНОБ
Открыто соединение, способное «включаться» под действием лазера Открыто соединение, способное «включаться» под действием лазера

Созданный фосфонат позволит точнее и безопаснее воздействовать на организм

Популярная механика
Голос, космос и различные странности. Что все-таки нас объединяет? Голос, космос и различные странности. Что все-таки нас объединяет?

Журналист Сююмбике Давлет-Кильдеева — о громком молчании

РБК
Тише! Вы же в библиотеке! Тише! Вы же в библиотеке!

Наталья Османн рассказывает о том, почему важно читать классику

Elle
«В магазин должны идти не за пивом, а к тебе»: предприниматель открывает пивные магазины для других «В магазин должны идти не за пивом, а к тебе»: предприниматель открывает пивные магазины для других

Аракелян начал с торговли в ларьках в 90-е, а сейчас открывает пивные магазины

VC.RU
Секрет — в брокколи Секрет — в брокколи

Ани Тейлор-Джой о триллере «Прошлой ночью в Сохо»

OK!
От сверхтекучести — к жидкому свету: как на пути к абсолютному нулю учёные открыли необычные состояния материи От сверхтекучести — к жидкому свету: как на пути к абсолютному нулю учёные открыли необычные состояния материи

Низкие температуры способны превратить облако газа в один большой атом

TJ
7 самых необычных и таинственных мест на планете 7 самых необычных и таинственных мест на планете

Эти уголки планеты заставят вас удивиться

Playboy
Цифровизация и декарбонизация Цифровизация и декарбонизация

Российско-германское экономическое сотрудничество восстанавливается

Эксперт
Светлана Миронюк — Forbes: «Из медиа уходит влияние, как воздух из воздушного шарика» Светлана Миронюк — Forbes: «Из медиа уходит влияние, как воздух из воздушного шарика»

Есть ли у журналистики будущее? Настанет ли гендерное равенство в бизнесе?

Forbes
Мусульмане, горожане и жители крайнего севера: зачем ориентировать бизнес на метарегионы Мусульмане, горожане и жители крайнего севера: зачем ориентировать бизнес на метарегионы

Ориентация на метарегионы может дать больше, чем ориентация на страны

Inc.
Непоследняя девушка: как новые слешеры переосмысляют классический образ жертвы Непоследняя девушка: как новые слешеры переосмысляют классический образ жертвы

Как теперь сценаристы обращаются с выжившими персонажами хорроров

Esquire
Статус: доступен Статус: доступен

Социальные сети вовлекли нас в гигантскую паутину непрерывного общения

Psychologies
Колики или нет? Колики или нет?

Как быстро снять дискомфорт в животике малыша?

Лиза
Вы и убили-с: случай Кристи Вы и убили-с: случай Кристи

Галина Ельшевская рассказывает о классических детективных романах

Полка
Титановые ногти: новый вид маникюра, который устраняет ломкость и слоение Титановые ногти: новый вид маникюра, который устраняет ломкость и слоение

Крепкие ногти — несбыточная мечта многих девушек

Cosmopolitan
Философское селфи Философское селфи

О «Суперзвезде» Брюно Дюмона как репортаже о бесконечном закате Европы

Weekend
Актер Александр Дмитриев: «Крымов, можно сказать, изменил мою жизнь» Актер Александр Дмитриев: «Крымов, можно сказать, изменил мою жизнь»

Александр Дмитриев — о профессии актера, любви к театру и увлечениях

Cosmopolitan
В погоне за молодостью В погоне за молодостью

Глядя на некоторых женщин, мы недоумеваем: как им в 50 удается выглядеть на 30?!

Лиза
Открыть в приложении