Прошел год как наличие «ЭРА-ГЛОНАСС» стало обязательным для всех новых моделей

АвтоМирАвто

ОСАГО через спутник

Прошел год с того момента, как наличие на борту терминала «ЭРА-ГЛОНАСС» стало обязательным условием для всех новых моделей автомобилей, выходящих на российский рынок. C 1 января 2018 года системой собирались пользоваться страховщики для сбора информации об авариях. Но не вышло

Текст: Вадим Рощин

C 1 января 2018 года жизнь российских автовладельцев в части оформления аварий по «европротоколу» должна была стать еще прекрасней и проще. Планировалось, что начиная с первого дня нового года, все данные о ДТП, полученные с помощью терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС», станут поступать в единую базу Российского союза автостраховщиков (РСА). По первоначальной идее проекта, информация, переданная с помощью системы ГЛОНАСС, должна была облегчить жизнь как страховщикам, так и автовладельцам.

Страховщики получали бы точные данные о месте, времени и обстоятельствах аварии, которые практически невозможно скорректировать. А клиенты страховых компаний при фиксации аварии с помощью «ЭРЫ» и оформлении ее без вызова сотрудников ГИБДД могли бы рассчитывать на увеличенный до 400 000 рублей лимит возмещения ущерба. Новая совместная инициатива освещалась в СМИ, но новогодние праздники прошли, а система так и не заработала. И речь идет не столько о возможности оформить аварию с применением данных ГЛОНАСС, пока что не удалось наладить даже процесс передачи информации с терминалов в автомобилях в единую базу.

Законодательные преграды

Идея использования данных «ЭРА-ГЛОНАСС» для фиксации и подробного анализа обстоятельств аварий не нова. Редакция закона об ОСАГО, которая предусматривает такую возможность, вступила в силу еще в августе 2014 года. Однако тот документ не содержал подробных технических требований к устройствам, которые могли бы собирать информацию для страховщиков. Они должны были быть установлены отдельно правительством РФ.

Отсутствие технических требований и стало первым серьезным препятствием на тернистом пути нового проекта. Для того, чтобы страховщики могли использовать полученные данные, устройства контроля, установленные на автомобиль, должны в автоматическом режиме фиксировать время и точные координаты аварии. Обычное устройство вызова экстренных оперативных служб, которое устанавливается на многие новые автомобили производителями, данные о ДТП, необходимые для урегулирования по «европротоколу», не передает.

Поэтому авторы инициативы, АО «ГЛОНАСС» и Российский союз автостраховщиков (РСА), разработали стандарты, в которых описаны требования к самим приборам, методам их тестирования и к протоколам передачи данных. Эти стандарты были утверждены соответствующим приказом Росстандарта еще в середине прошлого года, а 1 января 2018 года этот приказ вступил в силу. Но одного этого оказалось недостаточно, чтобы запустить систему.

Как рассказали в пресс-службе РСА, камнем преткновения стало отсутствие постановления правительства, в котором содержались бы ссылки на действующие стандарты. Пока его нет – требования к оборудованию не имеют никакой силы.

– В настоящее время проект постановления правительства РФ, который со ссылками на стандарты был подготовлен АО «ГЛОНАСС», согласован РСА, не поддержан в Минтрансе России. Это означает, что «узаконивания» стандартов не произошло, их положения и требования с 1 января не становятся обязательными, и вопрос о том, какое же оборудование нужно, чтобы надежно и без ошибок зафиксировать факт ДТП, остается по-прежнему открытым, – сообщили в пресс-службе Союза.

Это подтвердили и в прессслужбе АО «ГЛОНАСС»:

– Новой редакции постановления правительства со ссылкой на ГОСТы пока нет, – рассказали в пресс-службе.

В Минтрансе не смогли оперативно ответить на запрос «АвтоМира».

Устройство, установленное в автомобиле, в момент аварии фиксирует множество параметров – дату и время ДТП, координаты машины, направление и скорость движения, а также показатели замедления или ускорения транспортного средства при столкновении

Как это работает

Разработчики системы из АО «ГЛОНАСС» утверждают, что с технической стороны ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» полностью готова передавать информацию. То есть с этим сложностей нет. Однако кроме законодательных препон есть и другие проблемы – чисто экономические. Для полноценного запуска проекта необходимо активное участие в нем производителей специальных устройств, которых пока нет на рынке.

Наладить массовый выпуск устройств, соответствующих стандартам, вступившим в силу с 1 января, не так уж и сложно. Представители производителей подобного оборудования, участвовавшие в обсуждениях проекта, неоднократно заявляли, что могут поставлять такие устройства на рынок, был бы спрос. В теории до 2020 года потребность рынка могла бы составить примерно 5 000 000 штук.

Оснастить подобным прибором свою машину сможет любой автовладелец. Также аналогичным функционалом могут быть снабжены устройства вызова экстренных оперативных служб, установленные на автомобиль на конвейере. Данные, зафиксированные техническим средством контроля (ТСК), могут быть использованы при урегулировании страхового случая по ОСАГО. Тогда потерпевший в случае оформления документов о ДТП по «европротоколу» получит страховую выплату в пределах общего лимита в 400 000 рублей – это намного больше, чем при привычном оформлении без вызова сотрудников ГИБДД.

По задумке инициаторов проекта, повышение максимального размера возмещения стимулирует автовладельцев чаще пользоваться «европротоколом», что поможет им сэкономить личное время и уменьшит количество пробок на дорогах. Сам процесс проще не станет – участник ДТП по-прежнему должен будет сделать фотографии автомобилей и их повреждений на месте аварии: эти снимки необходимо увидеть страховщику. Оформление извещения на бланке тоже не отменяется – согласие водителей с обстоятельствами ДТП и повреждениями машин должно быть зафиксировано. Кстати, закон об ОСАГО в части «европротокола» вновь изменился. Как именно – читайте в этом же номере «АвтоМира» на странице 46.

Устройство, установленное в автомобиле, в момент столкновения фиксирует множество параметров – дату и время ДТП, координаты машины, направление и скорость движения, а также показатели замедления или ускорения транспортного средства при аварии. Передавать эту информацию страховщику ТСК может с помощью мобильного Интернета – каждый прибор оснащен сим-картой. Данные поступят в общую систему АИС ОСАГО и будут храниться на сервере РСА до момента обращения пострадавшего в страховую компанию. Таким образом страховщик вместе с уже привычными для «европротокола» документами получит автоматически зафиксированные данные о ДТП. Их очень сложно подделать, что служит надежной защитой от мошенничества, связанного с имитацией аварий. Поэтому скорейший ввод новой системы в строй, конечно, выгоден страховым компаниям – она защитит их от необоснованных выплат по тем ДТП, которые фактически не происходили.

В РСА говорят, что с помощью ГЛОНАСС страховщики смогут получать детализированную информацию о манере вождения каждого конкретного клиента, что отразится на цене страховки. Коснется это, правда, только добровольного страхования каско, для тарификации ОСАГО эти данные применять не планируется

Всевидящий ГЛОНАСС

Предполагается, что функционал бортовых ТСК со временем будет расширяться. Так, в РСА говорят, что с помощью ГЛОНАСС страховщики смогут получать детальную информацию о манере вождения каждого конкретного клиента, что отразится на цене страховки. Коснется это, правда, только добровольного страхования каско, для тарификации ОСАГО эти сведения применять не планируется. Кроме того, обширные возможности системы заинтересовали не только страховщиков.

– Автопроизводители серьезно задумались о том, какие еще дополнительные услуги, кроме «европротокола», может получить владелец купленного у них автомобиля, используя уже установленное оборудование. Поэтому мы рассчитываем, что в ближайшее время на конвейере будут устанавливаться многофункциональные устройства, которые как минимум будут реализовывать функции вызова экстренных оперативных служб, «европротокола» и мониторинга транспорта, – рассказал генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Андрей Жерегеля.

Снова уверяют, что ждать осталось недолго – вполне возможно, что передача данных с терминалов «ЭРАГЛОНАСС» страховщикам начнется уже в этом году. В РСА надеются на 1 июня 2018 года – дату вступления в силу поправок в закон об ОСАГО, принятых Госдумой незадолго до Нового года. Эти нововведения предусматривают альтернативное применение технических средств, установленных на автомобилях и соответствующих определенным требованиям.

Представители АО «ГЛОНАСС» более оптимистичны – по их информации согласование новой редакции постановления правительства со ссылкой на требования к ТСК должно завершиться в ближайшее время. Также в компании отметили, что сами приборы для передачи данных пока что производятся мелкосерийно, поэтому в продаже их нет. Но в АО «ГЛОНАСС» ожидать появления этих устройств на рынке стоит во втором квартале 2018 года.

Количество случаев оформления ДТП по «европротоколу» в России (% от общего количества водителей, оформлявших аварии)

Источник данных – Российский союз автостраховщиков

Фото: Кирилл Каллиников, Максим Богодвид/РИА «Новости»; Кекяляйнен Андрей/Фотобанк ЛОРИ; Юрий Смитюк, Кирилл Кухмарь/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кавказские танцы Кавказские танцы

Гран-при Азербайджана оказался богат на события

АвтоМир
Джонни Депп — очень смелый режиссер Джонни Депп — очень смелый режиссер

Итальянский актер Риккардо Скамарчо о Джонни Деппе в роли режиссера

Ведомости
Спад электропроводности Спад электропроводности

Мировая электромобильная революция откладывается

Деньги
Краткая история Range Rover Classic Краткая история Range Rover Classic

Изначально Range Rover создавался как британский ответ Jeep Wagoneer...

4x4 Club
Между войной и Великой депрессией Между войной и Великой депрессией

Мир после Первой мировой войны продолжал меняться с непривычной людям скоростью

Вокруг света
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом К чему снятся мыши — толкование сна по соннику и с психологом

К чему снятся мыши по сонникам и что говорит психолог

Psychologies
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Перейти реку, нащупывая камни Перейти реку, нащупывая камни

Как Китай избежал шоковой терапии и чем его реформы отличались от российских

Монокль
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Славные битвы на африканских озерах Славные битвы на африканских озерах

Суда, обеспечившие британцам безоговорочное господство на озерах

Наука и техника
Открытие памятника Сталину Открытие памятника Сталину

Идея поставить памятник советскому вождю в Праге возникла в 1949 году

Дилетант
На дуде игрец: 10 голливудских актрис и актеров, получивших «Грэмми» На дуде игрец: 10 голливудских актрис и актеров, получивших «Грэмми»

Кто из голливудских артистов и за что сумел получить премию «Грэмми»

Правила жизни
Исследование: в мозге человека нанопластика хватит на целую пластиковую ложку! Исследование: в мозге человека нанопластика хватит на целую пластиковую ложку!

Какие последствия может иметь для здоровья наличие в мозге нанопластика?

ТехИнсайдер
Мир начинает борьбу с микропластиком Мир начинает борьбу с микропластиком

Микроскопические частицы пластика проникли всюду и могут влиять на все живое

Монокль
«Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод «Опыт — не главное». Как мы устраивались работать на российский автозавод

Как устроиться на работу на автозавод, что требуется и сколько будут платить

РБК
Капризная, упрямая… Капризная, упрямая…

Мадмуазель мода и мсье стиль идут по жизни рука об руку

Знание – сила
Рекордное состоит из 55 букв: 10 самых длинных слов в русском языке Рекордное состоит из 55 букв: 10 самых длинных слов в русском языке

Громоздкие слова русского языка, которые состоят из более чем полусотни букв

ТехИнсайдер
Войти в положение: как люди становятся удобными Войти в положение: как люди становятся удобными

А всегда ли нужно «входить в положение» и быть удобной?

СНОБ
Оседлать единорога: 10 шагов невротика к спокойной жизни Оседлать единорога: 10 шагов невротика к спокойной жизни

Какие действия помогают обрести долгожданное спокойствие

Psychologies
Рыбу подтягивают к потребителю Рыбу подтягивают к потребителю

Российский ретейл расширяет прямое сотрудничество с рыболовными компаниями

Монокль
В Хорватии нашли захоронение «вампира» В Хорватии нашли захоронение «вампира»

Чем отличаются девиантные захоронения «вампиров»?

N+1
Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок

Непростой сюжет первичного публичного размещения акций

Ведомости
Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово… Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово…

Руководствуясь только логикой и фактами, ставим порочность евгеники под сомнение

Знание – сила
Борьба с галочками Борьба с галочками

Сколько зарабатывают маркетплейсы и как ФАС борется с галочками

Ведомости
Софонисба Вторая… — Первая! Софонисба Вторая… — Первая!

Кто сказал, что эмансипированные женщины появились только в конце XIX века?

Знание – сила
Разработана умная роботизированная инвалидная коляска Разработана умная роботизированная инвалидная коляска

Как умное кресло-коляска позволяет находить оптимальный путь к пункту назначения

ТехИнсайдер
Открыть в приложении