Новые автомобили скоро будут регистрировать прямо у дилеров

АвтоМирАвто

На учет без ГИБДД

Новые автомобили скоро будут регистрировать прямо у дилеров – продавцам наконец разрешили выдавать номера на купленные у них машины. Когда и как заработает новый закон?

Никита Варенов

Очереди на регистрацию в ГИБДД давно стали историей. Однако порядка, наведенного благодаря электронной записи, полицейским мало. Похоже, что они вообще хотят постепенно отказаться от функции постановки на учет

Проект закона «О государственной регистрации транспортных средств», который вводит порядок постановки новых автомобилей на учет в салонах дилеров, находился в работе у законодателей аж с 2011 года. И вдруг в июле он молниеносно прошел второе и третье чтение в Госдуме и рассмотрение в Совете Федерации. Уже 3 августа закон был подписан президентом. По этому документу, текст которого опубликован на портале Государственной системы правовой информации, после покупки нового автомобиля большее не требуется лично посещать ГИБДД для того, чтобы поставить его на учет. Оформлять регистрацию транспортного средства смогут автомобильные дилеры или другие «специализированные организации». Заявление же на регистрацию можно будет подавать через Единый портал госуслуг.

Все организации, которые получат право регистрировать машины в ГИБДД, будут внесены в специальный реестр. Чтобы попасть в него, продавцам автомобилей будет необходимо соответствовать ряду условий, выполнить которые, впрочем, любому официальному дилеру несложно. Понадобится договор с автопроизводителем, а также дилера обяжут обеспечить наличие нормативного помещения и штат сотрудников определенной квалификации. В обязанности дилера войдет проверка регистрационных данных автомобиля, передача документов в ГИБДД и изготовление номеров или приобретение их у уполномоченной организации. По факту одобрения регистрации со стороны МВД продавец получает право передачи комплекта ключей от автомобиля его владельцу.

Сейчас законом регламентировано время, за которое в ГИБДД должны произвести регистрационные действия. На это полицейским дается всего час. Затянут – значит, нарушили

Когда закон вступит в силу?

Увы, не слишком скоро. Новые правила вступят в силу через год после опубликования закона, то есть – с августа 2019 года. К этому времени МВД подготовит ряд подзаконных актов, также вступят в силу изменения в законах «О полиции» и «Об ОСАГО».

Как отметил руководитель отдела продаж автомобильного дилера «Авилон. Ford» Игорь Назаров в беседе с «АвтоМиром», внедрение процедур в соответствии с новым законом на стороне дилеров взаимосвязано с переходном на электронные ПТС. А эта система, о которой «АвтоМир» рассказывал подробно в прошлом номере, выйдет из экспериментального режима не ранее 1 ноября 2019 года.

До сих пор законных способов получить номера вместе с новой машиной, которая еще не стояла на учете, не было, хотя некоторые дилеры и находили способы регистрировать транспорт своих клиентов за умеренную плату в районе 15 –20 тысяч рублей

А выбрать номер разрешат?

Закон предусматривает только изменение порядка получения регистрационных знаков для новых автомобилей. А государственный регистрационный номер (сочетание букв и цифр) и государственный регистрационный знак (металлическая пластина, на которую наносятся символы) – вещи разные.

Назначать госномер транспортного средства по-прежнему будет ГИБДД. И новый закон не предусматривает возможности получения «красивых номеров» за дополнительную плату, несмотря на то, что в ходе рассмотрения проекта эта идея высказывалась неоднократно. В 2010 году соответствующее поручение №1310-р даже давал Владимир Путин, тогда премьер-министр России.

Стоимость номерных знаков на новый автомобиль сейчас входит в государственную пошлину за регистрацию. При перерегистрации же часто приходится платить – ГИБДД обычно просит делать дубликаты номеров, если те уже старые и истертые

Кто будет делать знаки?

А когда закон вступит в силу, номерные знаки покупатель новой машины будет заказывать у сторонних производителей. Ранее знаки выдавались в Госавтоинспекции, а в коммерческих фирмах разрешалось делать только дубликаты номеров в случае их порчи или утраты. При этом компании, которые получат право производить таблички с регистрационными номерами, также внесут в специальный реестр.

Услуга по производству номерных знаков будет платной. Но верхнее значение тарифов на изготовление знаков определит Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Представитель дилера «Бизнес Кар» Елена Тащева говорит, что у продавцов пока нет даже предварительной информации о размере тарифа. По ее словам, «в данный момент все возможности только прорабатываются». Впрочем, по словам представителя «Авилона» , зарабатывать на этой услуге продавцы автомобилей точно не планируют. Стоимость всей процедуры должна оказаться сопоставимой с нынешним размером госпошлины, уверен он. В том, что дилеры не будут взимать оплату за услугу регистрации сверх государственного тарифа, уверена и руководитель PR-направления группы компаний «Автомир» Евгения Пелипас.

Переход на новый порядок работы позволит МВД существенно сэкономить на производстве номерных знаков, но и лишит ведомство весомой статьи дохода. В зависимости от региона и поставщика цена номера в закупке составляет около 400 – 500 рублей. За закупку отвечает выделенное подразделение – Центр специального назначения в области безопасности движения МВД. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2017 году в России было продано 1,596 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Еще до 1 миллиона регистраций пришлось на другие категории транспорта, а общее число регистрационных действий, которые МВД предпринимает ежегодно, превышает 10 млн. Таким образом, затраты государства на производство номерных знаков составили в том же 2017 году не менее 1 млрд рублей. В то же время стоимость первичной регистрации транспортного средства для владельца – 2000 рублей, то есть валовая выручка МВД от оказания этой услуги в прошлом году составила около 4 – 5 млрд рублей.

С подержанными – в ГИБДД

Представители дилерских центров отмечают, что новый закон, скорее всего, является переходным этапом на пути к полному снятию с ГИБДД полномочий по постановке на учет всех транспортных средств, включая подержанные и переданные в трейд-ин. По словам Игоря Назарова, на этапе подготовки закона такие предложения высказывались, однако идея пока отправлена правительством на доработку. «Безусловно, данная услуга должна распространяться и на подержанные автомобили», – уверен представитель «Авилона». Впрочем, он признает, что в этом случае риски мошенничества, включающие в себя скручивание пробега или перебивку номеров, существенно возрастают, поэтому «нужны механизмы контроля, которых пока нет».

Новые автомобили в ГИБДД обязательно осматривают – на это регламент отводит инспектору до 20 минут. При этом новые машины осматривают обычно куда быстрее, а вот с подержанными все происходит дольше – смотрят не только VIN, но и, например, отсутствие изменений в конструкции

А если машина куплена в кредит?

«Новый порядок увеличит скорость покупки автомобиля, позволит клиентам уже в салоне получить государственный номер и не терять время на оформление в ГИБДД», – уверен начальник управления продуктовой политики «Русфинанс Банка» Алексей Бородавин. Он пояснил «АвтоМиру», что порядок постановки на учет кредитных и обычных автомобилей сегодня не отличается и не изменится с новым законом. «Не исключаю, что изменится пакет необходимых для оформления документов, однако для клиента ситуация должна упроститься, так как бумажной работой займется дилер», – добавил он.

Распространение нового порядка регистрации на подержанные автомобили представителю «Русфинанс Банка» также видится перспективной идеей. По словам Бородавина, минимизировать риски мошенничества можно за счет досконального исполнения всех требований, обучения и инструктажа представителей дилерских компаний в соответствии со стандартами ГИБДД.

Сколько сейчас берут за выдачу номеров и постановку транспорта на учет?

Если VIN истерся

Помимо основной идеи о снятии с ГИБДД нагрузки по выдаче номерных знаков новый закон содержит еще несколько значимых изменений. В частности, он оговаривает случаи, когда у подержанного автомобиля в результате коррозии или механических повреждений на кузове и компонентах платформы не остается никаких идентификационных номеров. В этом случае собственник транспортного средства будет обязан нанести на него дополнительную маркировку и, скорее всего, делать это ему придется за собственный счет – информации о том, как оплачивается эта процедура, в законе нет.

Собственников транспорта обяжут следить за сохранностью идентификационных номеров и восстанавливать их, если они повреждены

Несовершеннолетним – никаких машин

Этот же новый закон впервые лишает возможности стать владельцами транспортных средств лиц моложе 16 лет. Таким образом закрывается брешь в законодательстве, которая ранее позволяла недобросовестным водителям уклоняться от уплаты штрафов за нарушения, выявленные камерами фотофиксации. Ведь согласно КоАП, привлечь несовершеннолетнего к административной ответственности невозможно. Правда, теперь не совсем понятно, как будут решаться ситуации с наследованием автомобилей несовершеннолетними. Но на то, чтобы утрясти возможные нестыковки, у законодателей есть еще год.

Фото: Виктор Коротаев/Коммерсантъ/Fotodom.ru; Авилов Александр/Агентство городских новостей «Москва»; DepositPhotos/Fotodom.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В космос из гаража В космос из гаража

Космические стартапы делают ставку на легкие ракеты и производство в регионах

РБК
Лучшие кроссовки июля 2018 Лучшие кроссовки июля 2018

Июльская подборка новинок вышла яркой и не слишком мейнстримной

Esquire
10 фактов о Conqueror’s Blade 10 фактов о Conqueror’s Blade

Десяток интересных фактов о грядущей средневековой ММО-стратегии

Игромания
«Космос уже обжит для туризма» «Космос уже обжит для туризма»

Интервью с Самантой Кристофоретти, первой побывавшей на орбите итальянкой

Огонёк
Осенний марафон Осенний марафон

Что можно сделать, чтобы отпускать ребенка в школу с легким сердцем

Psychologies
«Нельзя быть все время успешным». Правила бизнеса Виктора Вексельберга «Нельзя быть все время успешным». Правила бизнеса Виктора Вексельберга

Виктор Вексельберг — о деньгах, источнике удовольствия и справедливости

Forbes
Жевать лучшего Жевать лучшего

Самые влиятельные московские рестораторы о трендах, бизнесе и любви к еде

Esquire
Автопробег по писательским усадьбам Автопробег по писательским усадьбам

Делимся впечатлениями от литературного уикенда

National Geographic
Стартап из Санкт-Петербурга делает из школьников «цифровых джедаев» Стартап из Санкт-Петербурга делает из школьников «цифровых джедаев»

Стартап, выпускающий оборудование для кружков робототехники

РБК
Бурский интерес Бурский интерес

Саммит лидеров БРИКС был отмечен многочисленными протокольными накладками

Огонёк
Где немцу здорово Где немцу здорово

Почему граждане Германии возвращаются на малую родину — в Россию

Огонёк
Сильная девочка Сильная девочка

Анна Плетнёва представила в новом клипе свою старшую дочь Варю

OK!
10 сенсационных научных открытий, которые оказались фальшивками 10 сенсационных научных открытий, которые оказались фальшивками

Любит наш брат журналист кормить доверчивых читателей жареными фактами

Maxim
Правила жизни Эдуарда Успенского Правила жизни Эдуарда Успенского

Мнения и высказывания писателя Эдуарда Успенского

Esquire
Никогда не поздно Никогда не поздно

Тина Канделаки — о том, почему девушки имеют право рожать в любом возрасте

Vogue
Дорога к счастью Дорога к счастью

Чтобы понять Уругвай, сюда надо приехать хотя бы на пару недель

Psychologies
Жизнь после родов: как правильно расставить приоритеты? Жизнь после родов: как правильно расставить приоритеты?

Часто в бесконечной череде домашних дел женщина совсем забывает о себе

9 месяцев
От арт-хауса до массового кино: фильмография Гаса Ван Сента От арт-хауса до массового кино: фильмография Гаса Ван Сента

Вспоминаем фильмографию классика американского независимого кино Гаса Ван Сента

Esquire
Ольга Зуева Ольга Зуева

Ольга Зуева о Даниле Козловском и своем фильме «На районе»

L’Officiel
1960: Локальное потепление 1960: Локальное потепление

Страна оттаивает в лучах хрущевской оттепели

Esquire
Откуда в воздухе ямы? Откуда в воздухе ямы?

О турбулентности и воздушных ямах

Популярная механика
Новая Зеландия избавляется от кошек Новая Зеландия избавляется от кошек

Животные нередко становятся врагами окружающей среде

National Geographic
Перфекционизм мешает наслаждаться сексом Перфекционизм мешает наслаждаться сексом

Беспокойство — главный враг возбуждения, особенно у женщин

Psychologies
Лига трезвости: 20 знаменитостей, которые завязали с выпивкой Лига трезвости: 20 знаменитостей, которые завязали с выпивкой

Знаменитости, с которыми тебе уже не удастся выпить на брудершафт

Maxim
С чем носить казаки этой осенью: 3 крутых идеи на любой случай С чем носить казаки этой осенью: 3 крутых идеи на любой случай

Казаки уже сейчас можно смело окрестить главной обувью этой осени

Cosmopolitan
Наследница иезуитов Наследница иезуитов

О тэмпуре, с которой японцев познакомили португальские миссионеры

Вокруг света
Топ-5 трендов осени: что мы будем носить в новом сезоне Топ-5 трендов осени: что мы будем носить в новом сезоне

Осень вот-вот вступит в свои права и заставит сменить футболки на свитера

Cosmopolitan
2010: Программа «Сегодня» 2010: Программа «Сегодня»

На момент сдачи номера 2010-е еще не закончились, но изменилось многое

Esquire
Какими будут дома на Марсе? Пять финалистов конкурса от NASA Какими будут дома на Марсе? Пять финалистов конкурса от NASA

Финалисты конкурса от NASA

National Geographic
В Крыму найден скелет древнего кита В Крыму найден скелет древнего кита

В Крыму найден скелет древнего кита

National Geographic
Открыть в приложении