Интервью
«Фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» нам поможет
Депутат Государственной Думы от фракции ЛДПР Ярослав Нилов известен своими «автомобильными» законопроектами и активным участием в дискуссиях, касающихся водителей. «АвтоМир» встретился с депутатом, который рассказал, чего еще нам стоит ждать от властей в ближайшее время
Ярослав Евгеньевич, как известно, вы потратили много сил, чтобы научить водителей дискутировать с ДПС. Например, издали целую брошюру – пособие по «конфликтологии» с гаишниками. Убеждали автовладельцев возить с собой ПДД и Административный кодекс в бардачке. Но последний раз лично я беседовал с инспектором два года назад. Похоже, настали другие времена?
Положительные изменения есть, но сотрудники ГАИ время от времени все еще пользуются юридической неграмотностью граждан, вводят их в заблуждение и некорректно ссылаются на статьи административного кодекса.
Какие примеры?
Вопрос о двойной сплошной. Инспекторы иногда пытаются ввести в заблуждение, что за поворот налево, разворот или объезд препятствия через линию разметки – лишение прав. Между тем, если внимательно почитать ПДД и КоАП, за подобное правонарушение положено другое наказание, – штраф. Или приведу другой пример. Часто бывает, что когда меняют организацию дорожного движения, водитель по старой привычке проезжает прямо при знаке «движение по полосе только направо». В итоге его пытаются привлечь за неправильное расположение транспортного средства на проезжей части (штраф – 1500 руб.), а это иная статья – о несоблюдении требований знака (штраф – 500 руб.). И таких примеров много.
В любом случае сегодня основные проблемы создают не сотрудники ДПС, а сами автовладельцы. Бардак на дорогах хорошо иллюстрирует такой пример, как использование круиз-контроля. Он в России по большей части бесполезен. Нет единого потока. Каждый водитель проявляет свою «индивидуальность».
Как-то ездил за рулем в Европе. Действительно там выставляешь нужную скорость на круизе и спокойно «плывешь» в общем течении. Никто никого не «подрезает». Приятно. Это часть общей культуры. Там престижно быть вежливым и максимально подобное демонстрировать. У нас в обществе порой вежливость воспринимается как слабость. Надо это просто перерасти. Пока еще отдельные водители у нас считают, что если они едут на престижном автомобиле, то пропустить кого-то вперед себя автоматически означает понижение собственного статуса. Мало того – иногда еще и «подрезают».
Вы думаете это связано именно с вежливостью? А может дело в том, что возмездие за нарушения слишком мягкое?
Скорее, нет ощущения полной неотвратимости наказания. Слишком многие привыкли «решать вопросы» через знакомых, прятаться за звания и должности. Но и это постепенно меняется.
Я о том, что государство само провоцирует водителей. Чего только стоит правило «плюс 20». Мол, скорость превышать нельзя, но...
Не согласен. В России много магистралей, где разрешено не больше 110 км/ч, а без наказания можно 130. Например, Новорижское шоссе. Почему бы там не увеличить лимит? Помните, раньше разрешенная скорость на всем ТТК была 60 км/ч? А теперь почти везде – 80 км/ч? Это заслуга ЛДПР. Мы работали вместе с правительством Москвы и ГАИ. Потратили больше полугода. Процесс небыстрый и тяжелый. Если постоянно не теребить чиновников, то дело с мертвой точки не сдвинется.
По каким вопросам еще удалось склонить власти к сотрудничеству?
На Проспекте Маршала Жукова было ограничение 60 км/ч, хотя, вы знаете, там ни пересечений, ни переходов. Отличная скоростная магистраль. С нашей подачи подняли до 80 км/ч. Порой приходится заниматься и камерами фотофиксации. На Нижегородской улице по нашей просьбе ГАИ протестировало некорректно работающую камеру. Она штрафовала всех подряд на нерегулируемом пешеходном переходе. Хотя ПДД четко прописывает, что нарушение есть, только когда выезд на переход вынуждает пешехода изменить свою траекторию. Но и наши усилия не всегда успешны. Так, мы предлагали повысить скоростной лимит на одном из участков трассы Москва – Минск, где в населенном пункте построили надземный переход, а старое ограничение в 60 км/ч осталось. При этом именно там «прописалась» камера. Зачем? Но нас не поддержали.
Вы думаете, такая работа в конце концов позволит навести окончательный порядок на дорогах? Сделать организацию движения такой, чтобы она устраивала всех участников?
Понятие «100-процентный порядок» не существует нигде, даже в странах с самыми безопасными дорогами и высоким уровнем культуры вождения. Но надо решать вопросы оперативно. И здесь помогает частная инициатива. Опубликуйте в «Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» на странице «Синих ведерок» сообщение с указанием, например, противоречия знаков и разметки. Часто ответственный сотрудник Дептранса Москвы отвечает: «Спасибо, принял в работу». Чем больше будет таких обращений, тем больше шансов навести порядок. Хотя, возможно, Дептранс таким образом пытается выглядеть корректным при негативной ситуации, которую он создал в столице, при нанесенном сильнейшем имиджевом ударе по руководству Москвы.
Что вы имеете в виду под негативной ситуацией?
Сужение проезжей части, безумство эвакуаторов, расширение зоны платных парковок, чехарду с парковочными разрешениями, различные «ловушки», когда знаки противоречат разметке и тому подобное. Все направлено на то, чтобы люди отказывались от автомобилей.
Вернемся к теме штрафов. Из-за резонансных ДТП постоянно муссируются предложения о повышении штрафов. Насколько, по-вашему, их можно поднять?
Я противник банального ужесточения наказаний. Те беспредельщики, кто сегодня избегает ответственности, будут так же поступать и дальше. Камеры, конечно, дисциплинируют, но их на каждом шагу не поставишь, и не все правонарушения фиксируются.
Как только кончается зона действия камеры, тут же исчезает и культура вождения. Что вы можете предложить делать с «животными», которые ездят по обочинам, по полосам для общественного транспорта?
Давайте задумаемся – а почему они так делают? Потому что пробки! Люди спешат! Хотя и на обочинах, и на полосах – камеры.
Во всем мире пробки. Похоже, эти «обезьяны» просто не готовы принять тот факт, что государство существует, и оно устанавливает определенные ограничения.
«Животные», «обезьяны» – звучит резко. Вы видели полосы для общественного транспорта? Они мало загружены. В основном пустуют. Мы предложили пускать на них автомобили, полные пассажиров, а также все такси (а не только те, что в реестре), экскурсионные автобусы, автомобили инвалидов и свадебные кортежи. Нужно оптимизировать использование этих полос, сделать его эффективнее. Зачем ночью ограничивать проезд? В это время пробки тоже бывают. Ну и, конечно, при этом необходимо проводить регулярные рейды против нарушителей.
Было бы неплохо... Но перейдем к вашей законотворческой работе. Вы выступаете за права автовладельцев, а нет ли у вас ощущения, что в парламенте сильнее другое лобби – страховых компаний?
Конечно, у страховщиков лоббистские возможности большие. Ощущение, что их защищают и Центральный банк, и Минфин. Недавно с их подачи была принята поправка в закон об ОСАГО о приоритете натурального ремонта над денежной выплатой. Я помню, как это продвигали, как навязывали, как сопровождали информационной атакой со стороны некоторых подозрительно сговорчивых СМИ.
Да, уж... Плакать хотелось, какие страховые компании бедные. Какие несчастные! Работают себе в убыток...
Раньше они умудрялись поднимать тарифы на ОСАГО по два раза в год. Мы это остановили. Они все время пытаются нас ввести в заблуждение. Смотрим, сколько денег пришло по линии ОСАГО, и сколько потрачено на компенсацию, и бизнес у них оказывается довольно рентабельный. И когда начинают говорить, что на Чукотке они уходят в минус, приходится напоминать, что в Москве у них большой плюс. Они привыкли ногами двери открывать. Помните, коэффициент износа раньше не использовался? А потом через Минфин его протолкнули, чтобы занижать сумму страховых выплат автовладельцам. Но работа продолжается – недавно в первом чтении мы приняли поправку об увеличении суммы ущерба по Европротоколу.
А как насчет лобби нефтяных компаний? Возможно ли ограничить их аппетиты? Граждане в России не могут понять, почему стоимость топлива в США падает пропорционально цене нефти на рынке, а у нас только растет.
Это компетенция Федеральной Антимонопольной Службы. Она должна занимать более жесткую позицию. Нефтяные компании хотят больше зарабатывать. Вот и наблюдается постоянно рост цен на топливо.
А вы с ними вообще работаете по данной теме?
Обращаемся, встречаемся, требуем, но... Я вам приведу пример. Как-то на Правительственном часе главе ФАС был задан вопрос по поводу аэропорта Домодедово, и он говорит: там работают криминальные группы, ничего сделать нельзя. Вот и думайте…
Среди законов, играющих важную роль для автовладельцев, – «Закон о защите прав потребителей». Не кажется ли вам, что пора его изменить? Не пора ли двигаться к шведской модели, когда потребитель имеет гораздо больше прав?
«Закон о защите прав потребителей» действительно плохо защищает. Однако и граждане не слишком активны.
Что они могут сделать против крупного дилера или сети автозаправок?
Надо поднимать больше шума, обеспечивая имиджевые издержки недобросовестным коммерсантам. Я в Хорватии на заправке спросил, корректно ли работает зарядка для смартфона? Мне объяснили, что если бы они продавали «паленые», это немедленно попало бы в «Фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)», повлекло бы имиджевые потери. Соцсетей и СМИ порой боятся больше, чем законов!
Давайте поговорим о Федеральной программе повышения безопасности дорожного движения. Что вы думаете об этом вялотекущем и, похоже, по большей части малоэффективном предприятии? Не приписывает ли эта программа себе чужие заслуги? Например, небольшое снижение смертности на самом деле может быть связано с обновлением автопарка. Люди просто пересели на более современные, безопасные автомобили.
Я тоже так считаю. Где-то помогли подушки безопасности. Где-то нарушителей камеры дисциплинировали. Кроме того, за прошедшие годы люди наконец стали по-другому использовать зимнюю резину. Поголовное распространение сотовой связи тоже оказало положительный эффект. Но, главное, практически исчезли «шахид-мобили»!
У меня в девяностых был такой!
У меня тоже первая машина была б/у-шная «девятка», которая постоянно ломалась…
Не пора ли радикально взяться за безопасность? Поставить реально достойную большую государственную цель. Скажем, выйти на горизонт не 20 000, а 5 000 погибших в год.
Определенно. Нужна конечная цель и ответственность за ее невыполнение. А сейчас исполнительная власть делает странные вещи. Например, хотят заставить всех носить светоотражающие жилеты. Но основная причина смертности далеко не в их отсутствии. Больше виноват так называемый человеческий фактор. Думаю, что цифра в 5 000 погибших достижима при масштабном внедрении беспилотных транспортных средств, когда будет все решения принимать компьютер, и станет использоваться искусственный интеллект, не допускающий аварийных ситуаций.
Это далекая перспектива. Все-таки на что бы вы сегодня заменили программу повышения безопасности?
Нельзя рассчитывать только на подобные программы. Нужна постоянная пропаганда, действенная. Сравните, что эффективнее: написать «Соблюдайте ПДД!» или показать свежую могилу молодого человека со словами: ездил на хорошей машине, не уважал людей на дороге (вел себя агрессивно, превысил скоростной режим, был пьяный за рулем, не справился с управлением, врезался в столб – все что угодно), и вот он здесь, хотите на его место? Культуру поведения, страх перед последствиями нарушений надо прививать с детства.
Какие новые законы ждать от вас в ближайшее время?
Фракция ЛДПР относительно недавно внесла законопроект, освобождающий водителей от ответственности, если нарушение случилось там, где знаки и разметка размещены с нарушением ГОСТов или противоречивы. Но его, к сожалению, отклонили. Мы подготовили проект об усилении ответственности должностных лиц за нарушение организации движения. Бьемся, чтобы отменить транспортный налог и ввести сбор только непосредственно при продаже бензина. Ездишь – платишь. Стоишь всю зиму – не платишь. Губернаторы этому противодействуют, говорят о выпадающих доходах. Уверен, мы к этому придем.
Ярослав Нилов отмечает, что штрафы не являются панацеей, но вместе с тем говорит о сугубо положительном влиянии на дорожную обстановку камер фотофиксации. По данным московской ГИБДД, с января по октябрь 2016 года в районах установки камер аварии с пострадавшими упали на 23,7% , а количество жертв ДТП сократилось на 38%. В 2016 году камеры помогли выписать более 71% от всех административных постановлений. Сегодня камеры контролируют 13 тыс. участков дорог (8,9 тыс. постоянных зон контроля и 4,1 тыс. переменных). Ежегодно количество камер на российских дорогах увеличивается на несколько сотен единиц. В Москве их более полутора тысяч.
Говоря, что аппетиты страховых компаний переходят всякие границы, Ярослав Нилов признается, что рычагов противодействия немного. Каждый год в открытых источниках появляются обзоры, которые свидетельствуют, что ОСАГО никогда не было убыточным видом страхования. Более того, постоянно приводятся цифры огромных доходов участников этого рынка. Однако год за годом профессиональному лобби удается поднимать тарифы. Российские же правозащитники пока действуют против большого бизнеса разрозненно и слишком вяло.
ДТП все меньше
Наш собеседник согласен с тем, что Федеральная программа повышения безопасности дорожного движения хоть и дает некие результаты, но переломить ситуацию ей не удается. По данным ГИБДД России в 2016 году на российских дорогах в авариях погибли 20 308 человек. По сравнению с 2015 годом количество жертв ДТП снизилось на 12,1%. Общее количество серьезных аварий уменьшилось на 5,6%, до 173,7 тыс. инцидентов. Количество раненых за год составило около 221 тыс. человек, что на 4,3% меньше, чем в 2015 году.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl