Два колеса фортуны
Какие правила нарушают мотоциклисты и чем это грозит?
Мотоцикл эволюционировал. Не столько технически, сколько идеологически. Еще пару десятков лет назад это была более дешевая альтернатива личному автомобилю, позволявшая владельцам, тем не менее, решать свои бытовые задачи. Поэтому большая часть такого транспорта концентрировалась в деревнях и небольших городках. Необходимым атрибутом в этом случае была коляска, или, выражаясь юридическим языком, боковой прицеп. Впрочем, в продвинутой молодежной среде байк и тогда был вещью статусной, характеризующей ее владельца как рискового парня, любящего скорость и свободу. А уж если это была иномарка – ультрамодная в то время чехословацкая «Ява» или даже более демократичный «Чезет», наездник слыл крутым парнем. Прошло время и первая, сугубо прагматичная сущность двухколесного транспорта стала сдавать позиции. Все потому, что более подходящие для хозяйственных целей автомобили стали доступнее. В то же время наступивший век скоростей и технологий открыл мотоциклу вторую жизнь, сделав его средством выражения жизненных ориентиров. Можно было бы этому порадоваться, если бы не рост аварийности с участием байкеров. Поговорим о том, как избежать аварии, особенно если вы за рулем автомобиля, и какие правила нарушать нельзя ни в коем случае.
Главные причины ДТП
Итак, причина многих бед на дороге кроется в самой природе мотоцикла: высокая маневренность и динамика при низкой заметности в потоке. В результате львиная доля объяснений по фактам ДТП с участием байкеров сводится к словам водителей машин «я его не видел». Очень даже верится, ведь небольшие размеры и высокая удельная мощность дают возможность перемещаться очень динамично. Секунду назад никого не было, и вот уже ревущий конь мчится мимо. Эту особенность мототранспорта должен осознавать водитель автомобиля. Поэтому кажущиеся очевидными советы почаще смотреть в зеркала заднего вида отнюдь не банальность. Включение «поворотников» тоже должно стать правилом, даже если, как вам кажется, вы никому своим маневром не помешаете. Сигналы дадут байкеру возможность заблаговременно спрогнозировать ваш маневр и избежать контакта.
Между рядами можно?
В двух словах ответ на него звучит так: теоретически можно, но практически сделать это в реальных условиях, не нарушая Правила дорожного движения, нельзя. Однако байкеры как ездили, так и будут ездить в междурядье. Для этого у них появились даже свои правила и традиции. Самое вероятное местоположение мотоциклиста на многополосных дорогах – пространство между крайним левым и следующим рядом. Это означает, что если вы застряли в пробке, в крайней левой полосе лучше держаться левее, а в соседней – правее. Так вы облегчите и обезопасите двухколесному транспорту путь. И не открывайте двери, если не хотите «поймать» к себе в салон непрошенного гостя. Идеальный с точки зрения водителя автомобиля мотоциклист – тот, который едет в своей полосе. Но, как ни странно, для самого мотоциклиста это не панацея. Из-за, как мы уже знаем, малой информативности в потоке в него нередко кто-то норовит перестроиться. Отсюда еще один совет: всегда смотрите на то место, которое планируете занять. Причем периферическому зрению лучше не доверять, надо повернуть голову.
Еще одна типичная ситуация – непредоставление преимущества мотоциклу при повороте направо или налево. Нередко мотоциклисты пользуются выделенными для маршрутного транспорта полосами. Делать им этого нельзя, но поскольку камеры «стреляют» в след крайне редко, штрафа можно не бояться. Другой вариант – просачиваются в зазор между машиной и краем проезжей части. Если в этот момент водитель начнет маневрировать, беды не миновать. Значит, даже если вы уже заняли крайнюю полосу для поворота, перед началом маневра бросьте взгляд в зеркало с той стороны, куда планируете поворачивать. Не забывайте также, что мотоциклисту не запрещено ехать с вами в одной полосе параллельно при условии, что обеспечен безопасный интервал. Следовательно, не удивляйтесь, если вас опережают справа или слева даже там, где дорожный знак и (или) разметка обгон запрещают.
Борьба за устойчивость
Ни в коем случае не стоит играть с мотоциклистом в догонялки, даже если он вас вольно или невольно обидел. Попытка подрезать мотоцикл может закончиться печально: для потери равновесия двухколесной машине достаточно легкого касания, а падение с нее даже на вполне городских скоростях чревато гибелью наездника. Доказано, что погибают байкеры, как правило, не в результате самой аварии, а от последствий падения: скользя по инерции, незащищенное тело сталкивается с неподвижными препятствиями, что и причиняет смертельные травмы. Во влажную погоду или на неровностях лучше держаться от мотоциклиста подальше. В таких условиях для того, чтобы упасть, ему не нужна чужая помощь, вполне достаточно мокрой разметки или трамвайного рельса вкупе с недостаточным опытом вождения.
Фото: Агентство городских новостей «Москва»; Nikolay Titov/Russian Look; Galina Barbieri/Global Look Press
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl