Знакомый с детства полуостров, от одного названия которого веет хвойным воздухом, розмарином и морской солью, открыл свои нехоженые тропы.

АвтоМирСтиль жизни

Путешествие

Крым

Знакомый с детства полуостров, от одного названия которого веет хвойным воздухом, розмарином и морской солью, открыл свои нехоженые тропы

Знаменитые экспедиции Land Rover как правило открывают нам труднодоступные места, куда тяжело попасть, и к самым интересным объектам (если их можно назвать достопримечательностями) там нередко приходится пробиваться через тяжелое бездорожье.

Но разве это про Крым? Трудности (получение профсоюзной путевки и раскупленные за 45 суток железнодорожные билеты) остались в советском прошлом, а встречи с достопримечательностями сложнее избежать, чем ее устроить. Но на то и экспедиции Land Rover, чтобы открывать и удивлять...

Севастополь не Крым?

Обращали внимание на формулировку «Крым и Севастополь» в официальных выступлениях? Как будто Севастополь не часть Крыма. Географически город, конечно, часть полуострова. Но как субъект Федерации Севастополь самостоятелен, это город федерального значения, третий после Москвы и Санкт-Петербурга. И территория этого субъекта куда больше, чем самого города... Впрочем, это формальности. Пафосно-официозный титул города-героя в Севастополе воспринимается без отторжения. Здесь все хранит следы прошедших войн. В маршрут по известным местам Севастополя категорически рекомендую включить новый мемориальный музей «35-я береговая батарея», посвященный обороне Севастополя в Великую Отечественную войну. Слышать эти рассказы непросто, как непросто экскурсоводам (это настоящие историки, археологи и те, кого называют поисковиками) снова и снова говорить об этих страшных страницах истории. Это нужно знать.

Балаклава

Быть в Севастополе и не заехать в Балаклаву так же странно, как быть в Балаклаве и не посетить объект с по-военному скучным и расплывчатым названием «Балаклавский подземный музейный комплекс». Впрочем, все знают его как базу подводных лодок, некогда совершенно секретную. Потрясающий инженерный памятник временам холодной войны пропустить невозможно. Однако он хорошо известен, поэтому рекомендую обратить внимание еще и на частный Музей истории Балаклавы. Только настоящие энтузиасты способны собрать такую коллекцию экспонатов и так увлекать своими неформальными экскурсиями. Так что очередную дегустацию портвейна замените на визит в музей с простым адресом historybalaklava.ru.

«Объект 100», как называют построенный в 1950-х годах подземный пусковой комплекс противокорабельных ракет, можно посетить беспрепятственно – «Большая севастопольская тропа» проходит по его территории. Там не опасно (если есть голова на плечах)

База подлодок и противоядерное убежище внутри горы не только поражает инженерным размахом, но и хранит дух холодной войны
Генуэзцы, Англичане, немцы, османы, греки – кто только не пытался «освоить» Балаклаву с разной степенью успеха...

«Сашкина тропа»

И все же пора покидать асфальт. Для разминки поднимаемся пешком к генуэзской крепости Чембало (историю этого сооружения прослеживают до XIV века), но дальше – на машинах. Впервые мы проедем на четырех колесах по Большой севастопольской тропе – это серия довольно серьезных пеших маршрутов общей длиной около 150 км, рассчитанных на 7–8 дней похода. Можно осилить все сразу или выбрать маршрут на день или два. Расстояния посильные, экстремальных участков нет. Путникам гарантированы потрясающие виды. Некоторые маршруты проходят по территориям заказников, поэтому машин здесь нет. Лесники закрывают за нами шлагбаумы. Это приветливые крепкие мужчины, готовые рассказать о местной природе много интересного. Жалуются на браконьеров, что пилят колючий можжевельник на копеечные сувениры. А ведь деревца растут по 600 лет! И идут на подставки для чайников...

За два дня мы посмотрели на знакомые с детства красоты Южного берега Крыма с высоты, из таких точек, откуда никогда их не видели. Восхождение на гору Куш-Кая над бухтой Ласпи оказалось увеселительной прогулкой, а вот поездка по старой римской дороге по Ай-Петринской яйле была легкой только до середины пути...

Живописный самострой на Ай-Петри едва ли переживет землетрясение. А вот купола радиотехнического центра разведки уже стали частью местного пейзажа – едва ли не самой стабильной на этом изменчивом благодаря деятельности людей ландшафте

Волшебное слово «Яйла»

Римскими называют древние, мощеные булыжником грубые дороги, проложенные достаточно высоко в крымских горах. Сейчас ученые все больше склоняются к версии, что к римлянам старая кладка не имеет никакого отношения. Несмотря на возраст в сотни лет, дороги весьма сохранны. По ним мы довольно быстро поднялись на Ай-Петринскую яйлу – плато в западной части Главной гряды Крымских гор. Внизу – море и пляжи Южного берега, вокруг – буйство красок горных цветов (нам повезло застать цветение пионов), за спиной – купола военного радиотехического центра. Огромные белые шары хорошо знакомы тем, кто поднимался на гору Ай-Петри (любой желающий может попасть туда по канатной или автомобильной дороге). Но мы видим их с другой стороны, вокруг жесткая горная трава и приземистые деревья, а главное никакой дороги нет! Поляну, где мы остановились любоваться видами, периодически укрывают облака, плотные и белые, как сливки. Этот вид стоит многих километров пути, которые обычно можно пройти только пешком. За наше жульничество (приехали на машинах, хитрецы!) мы расплатились тяжелым спуском.

До того момента, когда мы «вынырнули» из горного леса на Южнобережное шоссе уже недалеко от Ялты (ощущение сродни телепортации!), пеший ход был куда быстрее и безопаснее автомобильного! Вода небольших горных водопадов, как и мы, выбирает самый прямой и удобный путь, поэтому в сухую солнечную погоду кроссоверы въехали в Ялту щедро измазанными глиной, чем вызывали искреннее удивление местных. Несколько раз нас спросили, где мы отыскали такую грязь, а когда мы махали рукой в сторону склона, с которого спустились, никто не верил. Наши Discovery Sport были полностью стандартными, за исключением грязевых шин Goodyear, – и проявили себя настоящими бойцами.

Досталось им и на следующий день, когда мы отправились уже вглубь полуострова, где ландшафт совершенно иной. По непроходимым (так считалось) тропам мы поднялись к древнему пещерному городу Мангуп-Кале. Впервые за несколько дней мы встретили обычных туристов – сюда их привозят на лифтованных УАЗах. На наши Disco водители последних смотрели с ревностью и любопытством.

Александру Портнову, руководителю экспедиций, редко выпадает шанс сидеть и созерцать красоты. Но с высоты древней крепости Мангуп-Кале открываются такие виды, что не торопится уже никто и никуда. Местные горы-останцы сравнивают с американским штатом Юта. Сходство есть, только в Крыму все покрыто зеленью

Завершилась экспедиция на винодельне, что даже закономерно. По бокалу прекрасного «биодинамического терруарного» вина мы заслужили. Основатель винодельческого хозяйства Uppa Vinery Павел Швец пользуется уважением в среде сомелье – прежде всего за то, что исповедует подход «всерьез и надолго», а не «побыстрее и попроще». За Крым!

Текст: Андрей Моторов,
Фото: Кирилл Кейлин/ Land Rover, Андрей Моторов

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В Крым на машине В Крым на машине

В Крым на машине

АвтоМир
Легко и просто Легко и просто

Архитек­тор Никита Морозов уве­ря­ет, что оформ­ле­ние за­го­род­но­го дома в под­мос­ков­ном Павлово да­лось ему безо вся­ких усилий.

AD
Очень сложная игра Очень сложная игра

Первая полезная компьютерная игра

Популярная механика
А зори здесь дикие А зори здесь дикие

На фер­мах-ре­сто­ра­нах в Австралии Геннадий Иозефави­чус на­ел­ся тра­вы, на­пил­ся кро­ви кен­гу­ру и об­на­ру­жил вос­хо­дя­щих звезд ми­ро­вой гастрономии.

Tatler
Казань брал! Казань брал!

Даже за пару дней в Казани можно успеть многое

Лиза
Нечто большее Нечто большее

Конкурс автоэлегантности в Пеббл‑бич стал местом премьеры концепта Vision Mercedes‑Maybach 6. Видение, которое оказалось вполне реальным.

GQ
Citroen C4: Вторым темпом Citroen C4: Вторым темпом

Три года присутствия на российском рынке не были успешными для французского седана. Изменит ли ситуацию рестайлинг, новые силовые установки и дополненные комплектации? Попробуем со всем этим разобраться

АвтоМир
Есть только Мик Есть только Мик

Как-то Мик Джаггер сказал, что в 40 лет уйдет со сцены, потому что не хочет видеть, как Rolling Stones превратится в развалину. Но Мику уже 73, «Роллинги» до сих пор успешно гастролируют, а их лидер бодр, полон сил, не растерял своих ярких перьев и оптимистично заявляет, что они все еще звезды, хоть и в статусе живых легенд.

The Rake
Путешествие Путешествие

6 удивительных мест Флоренции, которые ты увидишь в фильме “Инферно”

Cosmopolitan
Победа над солнцем Победа над солнцем

Архитек­тор Николай Белоусов по­стро­ил в Подмоско­вье мо­дер­нист­ский сруб с па­но­рам­ны­ми ок­на­ми, на­зван­ный “Ловушка для солн­ца”. Рассказы­ва­ем почему.

AD
Lexus ES Lexus ES

Это автомобиль-антидепрессант. Дождливая осень уютна и мила, если проводить ее у камина. Пробки, побитый асфальт и плохие водители тоже воспринимаются по-другому за трехслойными стеклами Lexus ES

АвтоМир
Стресс в большом городе Стресс в большом городе

Жить полной жизнью можно без ущерба нервным клеткам!

Cosmopolitan
Mitsubishi Pajero Sport Mitsubishi Pajero Sport

Внедорожник Mitsubishi Pajero Sport примерил статус флагманской модели. Что скрывается под его новой, более «глянцевитой» внешностью?

Quattroruote
Жить в тво­ей голове Жить в тво­ей голове

Почему тема психического здоровья касается каждого?

Glamour
10 репродуктологов 10 репродуктологов

Этих ге­не­ти­ков, эн­до­кри­но­ло­гов, ги­не­ко­ло­гов и эм­брио­ло­гов на­зы­ва­ют «аиста­ми», ко­то­рые при­но­сят дол­го­ждан­ное агу­ка­ю­щее счастье.

Tatler
Начальник космодромов Начальник космодромов

Рано Джураева должна найти прибыль там, где раньше ее никто не искал.

РБК
Уйти нельзя, остаться Уйти нельзя, остаться

Как изменить отношение к опостылевшей должности

Cosmopolitan
Его эго Его эго

Дональд Трамп, который уже изменил Америку.

Forbes
Всё, чего ты не знаешь о своей сексуальности Всё, чего ты не знаешь о своей сексуальности

Какие ласки и движения доставляют тебе удовольствие? Наверняка ты заблуждаешься

Cosmopolitan
Почему религия вызывает такие сильные чувства? Почему религия вызывает такие сильные чувства?

Религиозные вопросы и в XXI веке снова вызывают споры

Psychologies
В чем вся соль В чем вся соль

Реабилитация соли и разоблачение самых популярных заблуждений о ней

Cosmopolitan
Лови момент Лови момент

Нас могут сделать счастливыми не достижения, а умение жить каждым днем

Cosmopolitan
7 ошибок худеющих 7 ошибок худеющих

Ты сидишь на диете, стараешься во всем себя ограничивать, а результата нет. Почему лишний вес не торопится уходить?

Лиза
Давай смелее! Давай смелее!

Если до важного события – считанные минуты, и тебе срочно нужно поверить в себя

Cosmopolitan
Toyota Avensis Toyota Avensis

Можно ли считать Avensis III преемником неубиваемой Carina E, станет ясно через каких-нибудь пять лет. Впрочем, уже сегодня «японец» демонстрирует отличные результаты в плане надежности

АвтоМир
Не сахар Не сахар

Диабет всегда начинается незаметно. А первые симптомы нередко списывают на усталость или плохое настроение. Как же распознать это трудное заболевание вовремя?

Добрые советы
Работяга Peugeot Boxer Работяга Peugeot Boxer

Комфортный фургон с высокой грузоподъемностью и завидными ходовыми качествами... А еще он почти не ломается и не требует много топлива. Предприниматель Андрей Стеценко рассказал «АвтоМиру» о том, как однажды подарил себе на день рождения автомобиль мечты и партнера по бизнесу в одном кузове

АвтоМир
Одержимость Одержимость

Юджин Смит – наркоман, пьяница, упертый эгоист и великий художник

Playboy
Очень личное Очень личное

Яна Зубцова разбирается в новом модном движении – фитнесе для лица

Cosmopolitan
Почтовое превращение «Почта России» становится технологичной компанией Почтовое превращение «Почта России» становится технологичной компанией

«Почта России» за последние три года отказалась от госдотаций, стала прибыльной компанией, создала собственный банк и минимум вдвое сократила срок доставки посылок. Цена трансформации госкомпании вписана в ее обновленную в 2013 году стратегию развития — 131 млрд руб. до 2018 года. Руководители «Почты России» мечтают сделать ее похожей на «Яндекс» и Mail.Ru Group. Удастся ли это?

РБК
Открыть в приложении