Путешествие
Крым
Знакомый с детства полуостров, от одного названия которого веет хвойным воздухом, розмарином и морской солью, открыл свои нехоженые тропы
Знаменитые экспедиции Land Rover как правило открывают нам труднодоступные места, куда тяжело попасть, и к самым интересным объектам (если их можно назвать достопримечательностями) там нередко приходится пробиваться через тяжелое бездорожье.
Но разве это про Крым? Трудности (получение профсоюзной путевки и раскупленные за 45 суток железнодорожные билеты) остались в советском прошлом, а встречи с достопримечательностями сложнее избежать, чем ее устроить. Но на то и экспедиции Land Rover, чтобы открывать и удивлять...
Севастополь не Крым?
Обращали внимание на формулировку «Крым и Севастополь» в официальных выступлениях? Как будто Севастополь не часть Крыма. Географически город, конечно, часть полуострова. Но как субъект Федерации Севастополь самостоятелен, это город федерального значения, третий после Москвы и Санкт-Петербурга. И территория этого субъекта куда больше, чем самого города... Впрочем, это формальности. Пафосно-официозный титул города-героя в Севастополе воспринимается без отторжения. Здесь все хранит следы прошедших войн. В маршрут по известным местам Севастополя категорически рекомендую включить новый мемориальный музей «35-я береговая батарея», посвященный обороне Севастополя в Великую Отечественную войну. Слышать эти рассказы непросто, как непросто экскурсоводам (это настоящие историки, археологи и те, кого называют поисковиками) снова и снова говорить об этих страшных страницах истории. Это нужно знать.
Балаклава
Быть в Севастополе и не заехать в Балаклаву так же странно, как быть в Балаклаве и не посетить объект с по-военному скучным и расплывчатым названием «Балаклавский подземный музейный комплекс». Впрочем, все знают его как базу подводных лодок, некогда совершенно секретную. Потрясающий инженерный памятник временам холодной войны пропустить невозможно. Однако он хорошо известен, поэтому рекомендую обратить внимание еще и на частный Музей истории Балаклавы. Только настоящие энтузиасты способны собрать такую коллекцию экспонатов и так увлекать своими неформальными экскурсиями. Так что очередную дегустацию портвейна замените на визит в музей с простым адресом historybalaklava.ru.
«Сашкина тропа»
И все же пора покидать асфальт. Для разминки поднимаемся пешком к генуэзской крепости Чембало (историю этого сооружения прослеживают до XIV века), но дальше – на машинах. Впервые мы проедем на четырех колесах по Большой севастопольской тропе – это серия довольно серьезных пеших маршрутов общей длиной около 150 км, рассчитанных на 7–8 дней похода. Можно осилить все сразу или выбрать маршрут на день или два. Расстояния посильные, экстремальных участков нет. Путникам гарантированы потрясающие виды. Некоторые маршруты проходят по территориям заказников, поэтому машин здесь нет. Лесники закрывают за нами шлагбаумы. Это приветливые крепкие мужчины, готовые рассказать о местной природе много интересного. Жалуются на браконьеров, что пилят колючий можжевельник на копеечные сувениры. А ведь деревца растут по 600 лет! И идут на подставки для чайников...
За два дня мы посмотрели на знакомые с детства красоты Южного берега Крыма с высоты, из таких точек, откуда никогда их не видели. Восхождение на гору Куш-Кая над бухтой Ласпи оказалось увеселительной прогулкой, а вот поездка по старой римской дороге по Ай-Петринской яйле была легкой только до середины пути...
Волшебное слово «Яйла»
Римскими называют древние, мощеные булыжником грубые дороги, проложенные достаточно высоко в крымских горах. Сейчас ученые все больше склоняются к версии, что к римлянам старая кладка не имеет никакого отношения. Несмотря на возраст в сотни лет, дороги весьма сохранны. По ним мы довольно быстро поднялись на Ай-Петринскую яйлу – плато в западной части Главной гряды Крымских гор. Внизу – море и пляжи Южного берега, вокруг – буйство красок горных цветов (нам повезло застать цветение пионов), за спиной – купола военного радиотехического центра. Огромные белые шары хорошо знакомы тем, кто поднимался на гору Ай-Петри (любой желающий может попасть туда по канатной или автомобильной дороге). Но мы видим их с другой стороны, вокруг жесткая горная трава и приземистые деревья, а главное никакой дороги нет! Поляну, где мы остановились любоваться видами, периодически укрывают облака, плотные и белые, как сливки. Этот вид стоит многих километров пути, которые обычно можно пройти только пешком. За наше жульничество (приехали на машинах, хитрецы!) мы расплатились тяжелым спуском.
До того момента, когда мы «вынырнули» из горного леса на Южнобережное шоссе уже недалеко от Ялты (ощущение сродни телепортации!), пеший ход был куда быстрее и безопаснее автомобильного! Вода небольших горных водопадов, как и мы, выбирает самый прямой и удобный путь, поэтому в сухую солнечную погоду кроссоверы въехали в Ялту щедро измазанными глиной, чем вызывали искреннее удивление местных. Несколько раз нас спросили, где мы отыскали такую грязь, а когда мы махали рукой в сторону склона, с которого спустились, никто не верил. Наши Discovery Sport были полностью стандартными, за исключением грязевых шин Goodyear, – и проявили себя настоящими бойцами.
Досталось им и на следующий день, когда мы отправились уже вглубь полуострова, где ландшафт совершенно иной. По непроходимым (так считалось) тропам мы поднялись к древнему пещерному городу Мангуп-Кале. Впервые за несколько дней мы встретили обычных туристов – сюда их привозят на лифтованных УАЗах. На наши Disco водители последних смотрели с ревностью и любопытством.
Завершилась экспедиция на винодельне, что даже закономерно. По бокалу прекрасного «биодинамического терруарного» вина мы заслужили. Основатель винодельческого хозяйства Uppa Vinery Павел Швец пользуется уважением в среде сомелье – прежде всего за то, что исповедует подход «всерьез и надолго», а не «побыстрее и попроще». За Крым!
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl