Актуальная тема
Ни копейки сверху
Экспертов-техников, делающих калькуляции для возмещения ущерба по ОСАГО, будут лишать лицензии за игнорирование «Единой методики», принятой страховщиками. Это значит, что выбить из страховой больше, чем насчитали, не удастся
Министерство юстиции зарегистрировало приказ Минтранса, который серьезно ужесточает правила оценки восстановительного ремонта по ОСАГО. Приказ должен вступить в силу через 60 дней после его публикации на официальном интернет-портале правовой информации. То есть уже с 19 декабря заработает новый порядок.
Страховые компании ему ужасно рады. «Это тот документ, за который мы долго бились, поэтому полностью его поддерживаем. Теперь эксперты-техники, работающие в цепочке с автоюристами, которые пишут заведомо завышенную стоимость восстановительного ремонта, проводят оценку без использования «Единой методики», будут лишаться аттестации», – говорит президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.
«Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» была утверждена Банком России два с небольшим года назад. С тех пор страховые компании обязаны делать калькуляцию возмещения по ОСАГО только по ней – и никак иначе. Существование этого нормативного акта – дело правильное. Упорядочить схему расчетов в «автогражданке» по-хорошему надо было с самого первого дня появления ОСАГО в нашей стране.
Однако поскольку «Единую методику» разрабатывали сами страховщики (хоть и с привлечением разнообразных экспертов), нельзя сказать, что порядок расчетов, зафиксированный в ней, особенно выгоден для автовладельцев. Иначе не было бы такого шквала жалоб на заниженные выплаты по ОСАГО и такого количества судов. Через них водители с помощью автоюристов в общей сложности «отжали» у страховщиков более 10 млрд рублей только за 2015 год. И немалую роль тут сыграли независимые эксперты-техники, которые оспаривали калькуляции страховщиков и делали собственные. РСА сообщает, что «в 80-90% случаев, когда страховые выплаты ушли юридическим посредникам, определение стоимости восстановительного ремонта проводилось не по «Единой методике».
Эксперта-техника лишат лицензии, если тот сделает расчет ущерба по ОСАГО на сумму, превышающую стандарт на 10%
Именно эту возможность приказ Минтранса и прикроет. Если эксперт-техник – будь то независимый или работающий на страховщика – станет игнорировать «Единую методику», его просто-напросто лишат лицензии. Раньше это было невозможно. Отзыв аттестации, правда, будет грозить эксперту не с первой же «дорогой» калькуляции, а при неоднократно замеченных за ним расхождениях в расчетах с «Единой методикой» более чем на 10%. Эти самые 10% считаются пределом статистической достоверности результатов экспертизы.
Сейчас в России зарегистрировано около 6000 экспертов-техников, которые имеют право делать калькуляции по ОСАГО. «Мы также оцениваем, что около 15-20% экспертов-техников работают с криминальными автоюристами и уводят немалые средства со страхового рынка. А часть экспертов, которые не связаны с преступными группировками, иногда все же завышает стоимость. Поэтому действие нового приказа станет ударом по криминальным автоюристам», – говорит Игорь Юргенс.
На самом деле, конечно, ужесточение контроля за экспертами-техниками – это удар не только по одним автоюристам. Под гребенку попадут и большинство автовладельцев. Ведь теперь у них просто не будет шансов оспорить калькуляцию страховой.
Комментарий
Давно пора вводить единую методику расчетов для независимых экспертов, потому что многие из них считают, как хотят. И до сих пор не было почти никаких рычагов воздействия на недобросовестных экспертов. С обязательным применением «Единой методики оценки» расчеты по выплатам более или менее упорядочатся. Другое дело – будет ли хватать этой суммы автовладельцу на восстановительный ремонт? Впрочем, сейчас и вовсе хотят заменить страховые выплаты страховым ремонтом, а это значит, что автовладельцу, пострадавшему в ДТП, имеющему полис ОСАГО, не нужно будет бегать по независимым экспертам и страховым компаниям с целью получить адекватную выплату. Необходимо будет предоставить свой автомобиль в один из сервисных центров, с которыми у страховой компании будет заключен договор для ремонта. Что касается постоянных жалоб страховщиков на автоюристов, то ведь автоюристы не отнимают деньги у страховых компаний, они всего лишь выполняют свою работу. Если государством предусмотрены, например, штрафы страховым компаниям за несвоевременные выплаты, а страховая все равно затягивает, то это вина только самой компании. Автовладельцы же не жалуются, что их оштрафовали за, скажем, превышение скорости – этот штраф обоснован и прописан в КоАП РФ. Также и страховые компании не должны жаловаться и обижаться за те штрафы, что установило им государство при несвоевременном выполнении взятых ими на себя обязательств.
Что почем в РФ?
При большом желании каждый сам может проверить правильность расчета страховой компании, посмотрев справочники средних цен на запчасти и нормочасы восстановительного ремонта. Эксперты делают калькуляцию именно по этим справочникам, которые страховщики регулярно актуализируют. В каждом регионе РФ – свои цены. Правда, все они ниже цен в розничных магазинах.
Справочник на сайте РСА
Реклама
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl